Научная статья на тему '2019. 01. 012. Швальбе К. Б. , Догерти Ш. М. Визуальное оформление ливанской войны 2006 г. : фрейминг конфликта в трех новостных изданиях США. Schwalbe C. B. , Dougherty Sh. M. visual coverage of the 2006 Lebanon war: framing conflict in three us News magazines // Media, war a. conflict. - L. , 2015. - Vol. 8, n 1. - p. 141-162'

2019. 01. 012. Швальбе К. Б. , Догерти Ш. М. Визуальное оформление ливанской войны 2006 г. : фрейминг конфликта в трех новостных изданиях США. Schwalbe C. B. , Dougherty Sh. M. visual coverage of the 2006 Lebanon war: framing conflict in three us News magazines // Media, war a. conflict. - L. , 2015. - Vol. 8, n 1. - p. 141-162 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИВАНСКАЯ ВОЙНА 2006 Г / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / КОНФЛИКТ / ФРЕЙМИНГ / ВИЗУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 012. Швальбе К. Б. , Догерти Ш. М. Визуальное оформление ливанской войны 2006 г. : фрейминг конфликта в трех новостных изданиях США. Schwalbe C. B. , Dougherty Sh. M. visual coverage of the 2006 Lebanon war: framing conflict in three us News magazines // Media, war a. conflict. - L. , 2015. - Vol. 8, n 1. - p. 141-162»

В заключение автор констатирует, что с окончания холодной войны подход Пекина к решению вопроса уйгуров Синьцзяна оказывал заметное влияние на внутреннюю стабильность государства, а также отношения со странами Центральной Азии. Природа и масштаб проблемы, исходящей от какого-либо этнического меньшинства в контексте внешней политики КНР, определяются пересечением пяти факторов: историческим бэкграундом взаимодействия центрального правительства и меньшинства; выраженностью географической концентрации последнего; уровнем его аккультурации в ханьском обществе; наличием внешней поддержки и степенью мобилизации диаспоры. Произошедшая после распада СССР «глобализация диаспоры» усложнила КНР задачу борьбы с «неугодными» уйгурами. События 11 сентября подтвердили существование «безграничного», но исключительно раздробленного мира, побудив государства задуматься об укреплении традиционных институтов безопасности. Также сместились акценты в националистической риторике этнических меньшинств. От обращения к категориям «национального освобождения» или «права на самоопределение» они перешли к дискурсу прав человека и либеральной демократии. Интернационализируя таким образом внутренние конфликты и привлекая внимание взявшего на себя роль символа демократических ценностей Запада, этносепаратистские группы, подобные уйгурам, добиваются уступок от центральных правительств своих стран.

Б.А. Аносов

2019.01.012. ШВАЛЬБЕ КБ., ДОГЕРТИ Ш.М. ВИЗУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛИВАНСКОЙ ВОЙНЫ 2006 г.: ФРЕЙМИНГ КОНФЛИКТА В ТРЕХ НОВОСТНЫХ ИЗДАНИЯХ США. SCHWALBE C.B., DOUGHERTY Sh.M. Visual coverage of the 2006 Lebanon war: Framing conflict in three US news magazines // Media, war a. conflict. - L., 2015. - Vol. 8, N 1. - P. 141-162.

Ключевые слова: Ливанская война 2006 г.; контент-анализ; конфликт; фрейминг; визуальное оформление.

Кэрол Б. Швальбе и Шэннон М. Догерти (факультет журналистики Университета штата Аризона, г. Финикс, США) анализируют специфику визуального фрейминга Ливанской войны 2006 г.

в публикациях трех ведущих новостных изданий США: Time, Newsweek и U.S. News & World Report. Они также задаются вопросом о границах применения такого этического принципа журналистики, как амбивалентность в описании фактов и событий. «Как быть, если "сбалансированная" подача информации лишь вносит смуту в понимание ситуации? Обязаны ли журналисты всегда и в равной мере освещать все стороны и аспекты происшествий?» -обращаются к читателю американские исследовательницы [с. 142]. По их мнению, медийное оформление войны или вооруженного конфликта - это всегда история преодоления информационных искажений, обусловленных цензурой, пропагандой или невозможностью получения информации напрямую. Именно поэтому объективное освещение событий Второй ливанской войны, в которой у Израиля было явное преимущество, составило особую трудность для СМИ.

Авторы используют метод контент-анализа, рассматривая визуальное оформление конфликта, т.е. изображения, иллюстрировавшие те статьи Time, Newsweek и U.S. News & World Report, которые касались интересующего их конфликта1.

Фотоизображения завладевают нашим вниманием и вызывают практически мгновенную реакцию, когда мы видим их. В этом плане они всегда нечто большее, чем просто способ «оживить» страницу, и обращаться с ними следует, как с контентом2. Однако не всегда наличие изображений в публикациях служит более осознанному пониманию проблемы читателем; нередко иллюстрации работают на формирование определенных, нужных редакции стереотипов3. Например, чтобы не акцентировать внимание на человеческих жертвах вооруженных конфликтов, статьи намеренно дополняются изображениями разрушенной инфраструктуры

1 Не случайно были выбраны именно еженедельные новостные журналы, а не газеты, обычно печатающие максимум одно фото к статье. В новостных журналах статьи, как правило, сопровождаются несколькими крупными цветными изображениями или даже фотоколлажем. - Прим. реф.

2 См.: Fahmy S. Photojoumalists' and photo editors' attitudes and perceptions: Visual coverage of 9/11 and the Afghan war // Visual communication quart. - Durham (NC), 2005. - Vol. 12, N 3/4. - P. 146-163.

3 См.: Griffin M. Media images of war // Media, war a. conflict. - L., 2004. -Vol. 3, N 1. - P. 7-41.

или оружия, но не раненых и погибших. И все происходит в точности наоборот, если СМИ заинтересованы в «снижении военных аппетитов» нации или стремятся поддержать общественные выступления в пользу вывода национальных войск из страны конфликта [с. 143].

К. Швальбе и Ш. Догерти подчеркивают, что сбалансированное освещение события не всегда гарантирует соблюдение принципа нейтральности или объективность представления информации [с. 144]. Так, в 2003 г. Дж. Буш-мл. посетил Сент-Луис, где состоялись две демонстрации. Первая - противников иракской войны - собрала несколько тысяч человек, вторая - сторонников вторжения в Ирак - несколько десятков. Однако в сюжете, который вечером того же дня показало местное телевидение, и сторонникам, и противникам войны было отведено равное количество эфирного времени, что создало у аудитории ошибочное представление о якобы равном численном представительстве обеих групп.

В основе методологической базы настоящего исследования лежит так называемая теория фреймов (framing theory)1 - подход, зародившийся в теории коммуникации, достигший пика своего развития в изучении форм повседневных взаимодействий и активно использующийся в современных прикладных исследованиях социологами, политологами и лингвистами. Согласно этой концепции, различные СМИ подают одни и те же события в собственном, специфическом ключе и сами решают, на чем сделать акцент, о чем упомянуть вскользь, а какие подробности и вовсе опустить. К. Швальбе и Ш. Догерти раскрывают специфику фреймирования на примере массмедийного представления иракской войны. Они

1 В широком смысле фреймы - это смысловые рамки, которые помогают индивидам воспринимать явления. Понятие фрейма относят к работе Ирвинга Гофмана «Frame analysis: An essay in the organization of experience». Согласно И. Гофману, фрейм - это своего рода перспектива восприятия, которая помогает актору создать формальное определение ситуации. То есть фреймы - это когнитивные структуры, которые люди используют для объяснения ситуаций и своего участия в них. Исходной посылкой теории фреймов в применении к массмедиа является представление о том, что СМИ фокусируются на конкретных событиях, которые преподносятся аудитории нужным образом. СМИ диктуют своей аудитории не только, что_думать о том или ином событии / происшествии, но и как относиться к ним в целом. Тем самым фрейминг новостей - это соревнование интерпретаций. - Прим. реф.

констатируют, что большинство британских и американских СМИ, освещая начало иракской кампании в 2003 г., выносили на первые полосы победные или связанные с героизмом сюжеты и, что самое главное, не публиковали изображения мертвых и раненых. Одновременно арабоязычные издания постоянно печатали фотографии разрушений, раненых и плачущих женщин и детей.

Несмотря на то что, рассматривая визуальное оформление сообщений прессы о Второй ливанской войне, авторы постоянно проводят параллели с работой СМИ во время иракских событий, они подчеркивают, что эти два случая в корне различны. США (будучи близким союзником Израиля) напрямую не участвовали в войне 2006 г. Именно это, по мнению исследователей, дает возможность оценить визуальную составляющую освещения военных действий по критериям достоверности, пропорциональности и сбалансированности.

Предваряя анализ графического наполнения публикаций в Time, Newsweek и U.S. News & World Report, авторы выдвигают три гипотезы [с. 146].

1. Чаще всего американские СМИ освещают любую войну (имеется в виду характер изображений, дополняющих статьи) в терминах военного конфликта, а не причиненного вреда, разрушений и человеческих потерь. Соответственно, можно ожидать, что и в графическом наполнении статей о Ливанской войне 2006 г. акцент будет сделан именно на военном конфликте.

2. Несмотря на асимметричный характер конфликта («целое государство Израиль против небольшой военизированной религиозной группировки1» [с. 146]), количество изображений разрушений и жертв Израиля и Ливана окажется примерно одинаковым. То есть графическое оформление статей будет сбалансированным, но не пропорциональным.

3. Очень малая доля всех фотографий к статьям, посвященным Второй ливанской войне, будет содержать изображения раненых и убитых.

1 Имеется в виду «Хизбалла» - политическая партия Ливана, уже обладавшая на момент развертывания боевых действий собственными военизированными формированиями. «Хизбалла» считается террористической организацией в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Израиле, Австралии и Египте. В России «Хизбалла» не считается террористической организацией. - Прим. реф.

При проверке этих гипотез К. Швальбе и Ш. Догерти провели контент-анализ 186 изображений (под изображениями понимаются фотографии, карты, графики и схемы), относящихся к Ливанской войне 2006 г., в Time, Newsweek и U.S. News & World Report. Каждое изображение было отнесено к одной из 43 выделенных категорий, причем ряд изображений - к нескольким категориям одновременно. Для упрощения кодирования изображений они изначально были разбиты на несколько крупных групп в зависимости от того, на какой составляющей войны делался основной акцент:

1) военный конфликт (изображения войск, вооружения, заложников, воюющих сторон, в том числе тренирующихся молодежных отрядов «Хизбаллы»);

2) жестокость войны (изображения результатов конфликта -разрушенных улиц, домов, жертв среди военных и гражданского населения);

3) общественный интерес (изображения работников миротворческих миссий);

4) ответственность (изображения конкретных политиков, партийных деятелей, на которых возлагается вина за развязывание конфликта);

5) антивоенные выступления (изображения групп протестующих, а также распространяемых ими листовок и плакатов).

Наконец, в отдельную группу - «другое» - были включены карты, исторические кадры и т.п.

В итоге было установлено, что около 15,2% графических материалов содержали изображения мирного населения Ливана; около 4,5 - гражданского населения Израиля; 11,6 - изображения разрушений; 59% пришлось на изображения вооружений, войск, а также гражданских и военных лидеров [с. 149].

По заключению К. Швальбе и Ш. Догерти, гипотеза № 1 подтвердилась, но частично: исследователи отмечают, что события Ливанской войны 2006 г. освещались не только в рамках «военного конфликта», но также сквозь призму фрейма «общественного интереса» (т.е. повышенное внимание уделялось гражданскому населению). По общим подсчетам, военная тематика даже несколько уступила тематике гуманитарной: 25 и 26% соответственно. За ними шла группа «жестокость войны» (18%), «ответственность»

(16%), другое (13%) и лишь 3% пришлось на изображения протестующих против военных действий [с. 151].

Второе предположение о том, что количество изображений конфликтующих сторон будет примерно равным, не подтвердилось. Наоборот, число фотографий «Хизбаллы» и Ливана в новостных еженедельных журналах в два раза превысило количество изображений Израиля: 65,5 и 34,4%, соответственно. Однако, отмечают исследователи, соотношение фотографий раненых и погибших «размыло» асимметричность потерь [с. 153]. Из 20 соответствующих изображений девять (45%) пришлось на жертвы среди ливанского населения, семь (35%) - на жертвы среди израильтян, притом что на самом деле количество пострадавших ливанцев в семь раз превысило количество пострадавших израильтян.

Несмотря на большее количество жертв среди населения Ливана (свыше 5,5 тыс. человек, из которых погибших - 1,24 тыс. в сравнении с 850 жертвами со стороны Израиля), процент их изображений в новостных еженедельниках был крайне мал - около 11 (20 фотографий из 186), что подтвердило гипотезу № 3. Впрочем, если журналы Time и U.S. News & World Report визуально уравняли количество жертв с обеих сторон, то изданию Newsweek удалось сохранить пропорциональность (было напечатано три изображения раненых и погибших среди ливанцев в противовес одному снимку с изображением раненых израильтян).

Объяснением относительно малого числа изображений человеческих жертв могут также служить национальные представления об этике: американские СМИ опасаются оскорбить чувства читателей смакованием кровавых подробностей. Для сравнения катарский новостной канал «Аль-Джазира» обычно делает упор на подобных изображениях, когда речь идет о войне.

Авторы исследования отметили разницу в специфике медийного фрейминга конфликтов в зависимости от того, участвуют в них США напрямую или нет. Освещая события в Ираке, американские СМИ обходили стороной несчастные случаи с женщинами и детьми, но действовали прямо противоположным способом при описании Второй ливанской войны [с. 155].

К. Швальбе и Ш. Догерти отмечают «PR-активность» «Хиз-баллы», предоставлявшей репортерам все условия для съемки, с тем чтобы обратить внимание общественности на количество

жертв среди гражданского населения Ливана. В то же время в своей пропаганде «Хизбалла» преуспела лишь отчасти, поскольку, как уже отмечалось ранее, журналы напечатали примерно равное количество изображений жертв с обеих сторон.

По мнению авторов, американская аудитория все же получила относительно правдивую картину событий Ливанской войны 2006 г. Но связано это было в первую очередь с тем, что США не были вовлечены в конфликт напрямую. В то же время К. Швальбе и Ш. Догерти задаются вопросом: насколько объективно освещался этот конфликт в СМИ других государств, в особенности Израиля и Ливана?

Сложно себе представить ситуацию, когда достоверность передаваемой СМИ информации играла бы большую роль, чем во время военных конфликтов, пишут в заключение К. Швальбе и Ш. Догерти. Пропорциональное, адекватное реальности представление жертв и пострадавших является крайне важным в условиях изменения характера и методов ведения войн в XXI в., парадокса асимметрии в международных конфликтах и развертывания процесса глобализации.

М.П. Васильченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.