Научная статья на тему '2019.01.008. СИМАЛЬ Х.Л. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПОСТНАПОЛЕОНОВСКИЙ ПЕРИОД: КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ДИСКУССИИ И ЗАИМСТВОВАНИЯ. SIMAL J.L. Circulación internacional de modelos políticos en la era postnapoleónica: Сultura, debate y emulación constitucionales // Revista de estudios políticos. – Madrid, 2017. – N 175. – C. 269–298.'

2019.01.008. СИМАЛЬ Х.Л. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПОСТНАПОЛЕОНОВСКИЙ ПЕРИОД: КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ДИСКУССИИ И ЗАИМСТВОВАНИЯ. SIMAL J.L. Circulación internacional de modelos políticos en la era postnapoleónica: Сultura, debate y emulación constitucionales // Revista de estudios políticos. – Madrid, 2017. – N 175. – C. 269–298. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / эволюция конституционализма / постнаполеоновский период / период Реставрации / конституционная культура / Французская хартия 1814 г. / Конституция Испании 1812 г.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.01.008. СИМАЛЬ Х.Л. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПОСТНАПОЛЕОНОВСКИЙ ПЕРИОД: КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ДИСКУССИИ И ЗАИМСТВОВАНИЯ. SIMAL J.L. Circulación internacional de modelos políticos en la era postnapoleónica: Сultura, debate y emulación constitucionales // Revista de estudios políticos. – Madrid, 2017. – N 175. – C. 269–298.»

2019.01.008. СИМАЛЬ Х.Л. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ПОСТНАПОЛЕОНОВСКИЙ ПЕРИОД: КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ДИСКУССИИ И ЗАИМСТВОВАНИЯ.

SIMAL J.L. Circulación internacional de modelos políticos en la era postnapoleónica: Сикига, debate y emulación constitucionales // Revista de estudios políticos. - Madrid, 2017. - N 175. - C. 269-298.

Ключевые слова: Франция; эволюция конституционализма; постнаполеоновский период; период Реставрации; конституционная культура; Французская хартия 1814 г., Конституция Испании 1812 г.

Преподаватель Автономного университета Мадрида Хуан Луис Сималь исследует состояние и эволюцию конституционализма в период Реставрации, начавшийся в Европе в 1814-1815 гг. и продолжавшийся до 30-х годов XIX в. Этот период конституционного развития недостаточно представлен в российских исследованиях.

Наполеон преобразовал учредительные, законодательные и правовые структуры большей части Европы. Вопрос об устройстве новых государств, появившихся после падения его режима, стал предметом многочисленных дискуссий. В постнаполеоновсий период конституционализм не исчез из политического лексикона, как этого хотели бы реакционеры - сторонники Реставрации, а стал рассматриваться различными политическими силами как необходимый инструмент организации новых государств. Поэтому ключевым словом во всех дискуссиях об устройстве государства в разных европейских странах оставалось слово «конституция». Причем оно было и в лексиконе реакционеров, которые иронически писали о «лихорадке конституций», потрясающей Францию с 1791 г., и в выступлениях ученых либерального направления, которые видели в конституционном порядке условие развития цивилизации и считали конституционное движение «неудержимым». Хотя понятие конституции было порождением эпохи революций, однако европейские государства, состояние которых после десятилетий непрерывных революционных конвульсий было неустойчивым, нуждались в стабильной правовой и организационной структуре и поэтому искали варианты конституционного правления.

В статье обращается внимание на то, что в период революций возникла новая конституционная культура, отличная от конституционной культуры старого режима, которая базировалась на понимании конституции как фундаментального закона, но не акта учредительного собрания, основанного на суверенитете. Идею народного суверенитета французские конституции экспортировали в другие страны, созданные Наполеоном в разных частях Европы. При этом в той или иной мере они учитывали и местные особенности. Так было положено начало общей европейской транснациональной конституционной культуре. Разнообразные конституции, появившиеся в результате влияния Североамериканской и Французской революций, преобразовали источники политической власти путем введения таких новых принципов, как принцип народного суверенитета, принцип защиты прав человека и принцип легитимности учредительной власти. Проблема практического моделирования этих принципов была решена путем создания понятия представительного правления и самоограничения власти посредством конституционной инженерии, причем всё это при верховенстве конституции. Теперь государствам следовало найти новые образцы эпохи Реставрации.

Как показывают проведенный в статье анализ, по сути дискуссия о конституции в период Реставрации приобрела международный характер. В результате дискуссии были разработаны и реализованы на практике различные варианты конституций, проектов и альтернатив воплощения разных конституционных идеалов. Основной идеей периода Реставрации было создание такой монархии, в которой монарх бы главенствовал, но пределы его полномочий были бы очерчены в конституции, дарованной им самим. Равновесие должно было обеспечиваться не только с помощью репрессий, но и уравновешиванием власти между представительными учреждениями и короной. Английская конституция, хотя и не могла быть использована прямо в силу ее неписаного характера, упоминалась во всех конституционных дискуссиях периода 1812-1820 гг. и служила источником вдохновения для многих европейских ученых и политиков.

Однако основными моделями в этот период служили две конституции: Французская хартия 1814 г. и Конституция Испании 1812 г. Хартия 1814 г. стала образцом для тех государств, которые,

в целом не отказываясь от реформирования, предпочитали медленное, постепенное движение к конституционализму, предотвращающее революции. Испанская конституция 1812 г. явилась продуктом соединения испанской либеральной культуры, просвещенческого рационализма и революционной идеи учредительной власти, основанной на народном суверенитете. Это привело к преобразованию монархистской конституционной культуры, позволило создать новые формы представительства в рамках испанской монархии и осуществить глубокие преобразования в публичной сфере. В ней были соединены революционные и католические идеи таким образом, что возможны были ее разные интерпретации. Конституция Испании послужила моделью для стран со сходными условиями и революционным брожением (итальянские государства, Португалия). Революционеры предпочли испанскую Конституцию как образец, который мог (и должен был) быть «приспособлен» к местным условиям и обстоятельствам. Вместе с тем испанская Конституция 1812 г. «перешагнула» через океан и оказала влияние на страны американского континента. Эта Конституция была известна и в России, она была «мифологизирована» декабристами. В научных публикациях прослеживается ее влияние на проекты, написанные Никитой Муравьевым и Павлом Пестелем.

И Конституция Испании 1812 г., и Французская хартия 1814 г. в странах, которые их заимствовали, не являлись уже теми же самыми актами, что и в стране происхождения, поскольку в контексте дискуссий и политики заимствующего государства они были восприняты больше, чем просто текст. Однако сама возможность заимствований появилась в результате сходных черт конституционной культуры, благодаря которой для использования ее положений глубокое знание текста или его правильная интерпретация были не обязательны.

Г.Н. Андреева

2019.01.009. БЕНТОН Л. СДЕЛАНО В ИМПЕРИИ: ОБНАРУЖИВАЯ ИСТОРИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ИМПЕРСКИХ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯХ: ВВЕДЕНИЕ.

BENTON L. Made in Empire: Finding the history of international law in imperial locations: Introduction // Leiden journal of international law. - Leiden, 2018. - Vol. 31, Issue 3. - P. 473-478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.