тренд, который характеризуется аналитическим, плюралистическим и критическим подходом и к самому историческому процессу, и к содержанию школьных учебников, является вызовом тем, кто склонен к традиционному, линейному, описательному и авторитарному взгляду, определяющему политически корректный исторический нарратив. И эти конкурирующие между собой дискурсы будут по-прежнему определять сущность исторического знания, заключает автор (с. 123).
О.В. Большакова
2018.05.019. ОЧЕРКИ ИСТОРИОГРАФИИ СИБИРИ ЭПОХИ ИМПЕРИИ (XVIII - НАЧАЛО XX в.): учебное пособие / Даме-шек Л.М., Дамешек И.Л., Шахеров В.П., Маджаров А.С., Перце-ва Т. А. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. - 261 с.
Ключевые слова: Российская империя, XVIII - начало XX в.; «образы окраин» Российской империи; городская среда Сибири; иркутское декабристоведение; отечественная и зарубежная историография.
Учебное пособие состоит из введения, очерков: 1) «Азиатская Россия в ментальных и географических рамках современников и потомков», 2) «"Образы окраин" империи как предмет отечественной и зарубежной историографии», 3) «Формирование городской среды Сибири дореволюционного периода в отечественной и зарубежной историографии», 4) «Сибиряк А.П. Щапов: Демократическая концепция истории России в историографии XIX - начала XXI в.», 5) «Сибирские реформы 1822 г. в отечественной и зарубежной историографии», 6) «Иркутское декабристоведение: История, итоги и задачи изучения», 7) «Историография ясачного режима в Сибири»; заключения.
Хронологические рамки работы - от начала становления империи при Петре I до февраля 1917 г., крушения империи и ее политических институтов, объясняют во введении авторы очерков. Территориальные рамки охватывают всю Сибирь, т.е. территории бывших Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской губерний, Забайкальской и Якутской областей.
«Предметом исследования являются историографические концепции оценки правительственной политики по отношению к
окраинам государства, но главное внимание сконцентрировано на Сибири. Приоритетное значение уделяется анализу правительственных поисков путей инкорпорации зауральских территорий в экономическое, административно-политическое и социокультурное пространство империи - с одной стороны и отражению в этой политике общих для империи региональных особенностей управления окраинами - с другой» (с. 5).
Во введении даны определения основных используемых терминов: окраина, регион, империя. В советской историографии использовалось ленинское определение «окраины», так называли «незаселенные или не вполне заселенные, не вполне вовлеченные в земледельческую культуру земли» (цит. по: с. 7-8). Авторы книги считают это определение недостаточным, оно не учитывает административные, правовые, социокультурные аспекты управления территориями в составе империи.
Отношения центра с другими землями, входящими в состав империи, не ограничивались только земледельческим освоением, заселением и эксплуатацией. В рамках регионального подхода отношения центра и различных земель, входящих в состав империи, представляли собой «длительный и сложный процесс инкорпорации этих территорий в единую административно-политическую, правовую системы и социокультурную жизнь государства. Присоединение новых обширных территорий, достижение естественных границ рассматривалось правительством как необходимое обеспечение гарантий безопасности, сознание того, что с данной окраины России опасность не грозит» (с. 8). Как показывает конкретный исторический материал, на вновь присоединенных землях вначале вставала задача установления власти, а уж вслед за ней - хозяйственного использования, подчеркивают авторы. Взаимоотношения центральной власти с новыми окраинными землями в каждом случае имели общие и особенные «правила». По мере развития самодержавия прослеживается тенденция ликвидации остатков самостоятельности окраинных и пограничных земель. На примере Сибири видно, как этот процесс превратил окраину в периферийную часть государства (там же).
Характерными признаками империи являются высокая концентрация власти, распространение ее на обширную территорию, разнородный этнический и культурный состав населения, мощный
бюрократический аппарат. Отмеченные характеристики базируются на данном Ф. Броделем определении империи как большой геополитической общности. Россия представляла собой классическую империю с основным территориальным делением «центр - периферия». Взаимоотношения между центром и периферией были регламентированы, основывались на постулате политического превосходства центра и подчинялись задаче сохранения не только целостности империи, но и системы российской державности, подчеркивают авторы.
В текстах очерков анализируются научные работы российских и зарубежных историков с начала XIX в. до современности. Основное внимание уделено освещению в них характерных именно для Сибири вопросов ясачной политики, ссылки, а также ряду проблем организации административного управления, градостроительной политике государства, истории городов.
Ю.В. Дунаева
2018.05.020. В РИТМЕ ВРЕМЕНИ: ФРОНТОВИК. УЧИТЕЛЬ. ИСТОРИК. ПАМЯТИ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Б.С. ИТЕН-БЕРГА: Сб. статей и материалов / Отв. ред. Будницкий О.В., Ше-лохаев В.В. - М.: Политическая энциклопедия, 2018. - 366 с.
Ключевые слова: история исторической науки; Б.С. Итен-
берг.
Сборник, посвященный памяти Бориса Самуиловича Итен-берга (1921-2016), крупнейшего специалиста по истории общественной мысли и освободительного движения в России второй половины XIX в., состоит из трех разделов: воспоминания, статьи, публикации документов из личного архива.
Как пишет во введении О.В. Будницкий, Борис Самуилович Итенберг прожил долгую жизнь и вполне реализовал себя в профессии. Автор прослеживает основные этапы его биографии: окончание школы в Подмосковье и поступление в 1939 г. на исторический факультет Московского областного педагогического института (МОПИ), окончание института в 1942 г. уже в эвакуации в Оренбурге, призыв в армию, учеба в артиллерийском училище и фронт. Войну командир взвода зенитного бронепоезда Итенберг закончил в Восточной Пруссии (с. 5).