Научная статья на тему '2018. 04. 058. Святой Бонавентура. Бревилоквий / пер. И. В. Лупандина; под науч. Ред. В. Л. Задворного. - М. : францисканцы, 2018. - 420 с'

2018. 04. 058. Святой Бонавентура. Бревилоквий / пер. И. В. Лупандина; под науч. Ред. В. Л. Задворного. - М. : францисканцы, 2018. - 420 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВ. БОНАВЕНТУРА / ТЕОЛОГИЯ / БОГ / ЕГО ТРОИЧНОСТЬ / СВ. ПИСАНИЕ / ВЕРА И РАЗУМ / ФИЛОСОФИЯ / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / МЕТАФИЗИКА СВЕТА / СЕМЕННЫЕ ПРИЧИНЫ / ОТКРОВЕНИЕ / СОТВОРЕНИЕ МИРА / ГРЕХ / ВОПЛОЩЕНИЕ / ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ СУД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 058. Святой Бонавентура. Бревилоквий / пер. И. В. Лупандина; под науч. Ред. В. Л. Задворного. - М. : францисканцы, 2018. - 420 с»

2018.04.058

2018.04.058. СВЯТОЙ БОНАВЕНТУРА. БРЕВИЛОКВИЙ / Пер. И.В. Лупандина; под науч. ред. В.Л. Задворного. - М.: Францисканцы, 2018. - 420 с.

Ключевые слова: Св. Бонавентура; теология; Бог; Его Троичность; Св. Писание; вера и разум; философия; теория познания, метафизика света; семенные причины; Откровение; сотворение мира; грех; Воплощение; Окончательный суд.

Францисканское издательство продолжает радовать своих читателей шедеврами философской и теологической мысли, в ряду которых: Св. Франциск Ассизский «Сочинения», Св. Антоний Па-дуанский «Проповеди», Блаж. Иоанн Дунс Скот «Избранное», Роджер Бэкон «Избранное»; и вот теперь следующая билингва: «Бревилоквий» Св. Бонавентуры.

Книга состоит из оригинального латинского текста Бревило-квия, его перевода, впервые издающегося на русском языке, вступительной статьи о жизни и творческом наследии св. Бонавентуры, списка его основных философско-богословских сочинений, краткого изложения его философии и богословия (с. 29-39), семи частей самой книги, примечаний и комментария к текстам, библиографии, списка литературы и именного указателя. Издание билингвы приурочено к 800-летию со дня рождения мыслителя, удостоенного титула Учителя Церкви.

Джованни Фиданца (ок. 1217-1274), который позже станет известен всему миру под именем Бонавентура, родился в центре Италии, в маленьком городе Баньореджо, в 145 км на север от Рима (с. 5). Начальное образование он получил в школе при францисканском монастыре, в 1235 г. поступил в Парижский университет на факультет свободных искусств, после окончания этого факультета вступил в орден францисканцев (1243) и поступил в том же году на богословский факультет того же университета, занимаясь у Александра Гэльского, который заложил Францисканскую философскую школу и придал ей августиновскую направленность. После окончания богословского факультета в 1248 г. сам начинает преподавательскую деятельность, становясь в 1253 г. доктором теологии, а в 1257 г. - генералом Ордена францисканцев, навсегда оставив преподавательскую деятельность. В октябре 1259 г. на склоне горы Верне по дороге к монастырю, где он напишет свое самое знамени-

2018.04.058

тое произведение «Путеводитель души (букв.: ума, mentis) к Богу», ему было видение шестикрылого серафима, по-видимому и закрепившее за ним имя «Серафического доктора». Бонавентура адаптировал монашеский идеал к реальной жизни, сделав акцент на образовательной и научной деятельности. Благодаря этому орден и дал миру таких выдающихся ученых, как Дунс Скот, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий, Уильям Оккам, без которых немыслимы современные университетские курсы философии (с. 12-13). В 1273 г. Папа Григорий Х возвел Бонавентуру в достоинство кардинал-епископа Альбино. 15 июля 1274 г. он умер в результате болезни, а 14 апреля 1482 г. Папа Сикст IV своей буллой официально его канонизировал (с. 16-17).

Трактат «Бревилоквием» (1257) - это краткое изложение основ католического вероучения. В прологе к этой книге Бонавентура говорит о Священном Писании, Откровении, различных методах его интерпретации (с. 47-67). Начало «Бревиария» - рефлексии о Первопричине, Св. Троице, всемогуществе Бога (с. 68-101). Далее, во второй части анализируются сотворение мира, концепция мироздания, четыре сферы природы. Мыслитель отвергает астрологию, но признает возможность влияния небесных светил на земные процессы (с. 102-145). В третьей части рассматриваются соблазнение человека и искажение его природы первородным грехом, проблема греха и зла в целом (с. 146-185). Четвертая часть посвящена Воплощению Слова и искуплению грехов человека, совершенному Иисусом Христом; здесь излагаются христология католицизма, учение о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Спасителе (с. 186-231). Пятая часть - учение о Благодати в разных аспектах как средстве очищения от греха (с. 232-283). Шестая часть - изложение учения о семи церковных таинствах, установленных Иисусом Христом (с. 284-347). Седьмая часть излагает эсхатологию, учение о завершении времени и Страшном суде; там же рассматривается доктрина о чистилище, аде и рае (с. 348-391).

Г.Х. Хлебников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.