Научная статья на тему '2018. 04. 022. Культуры данных, содержащиеся в мобильных приложениях знакомств: вопросы для критического социологического исследования / Албари К. , Бургесс Дж. , Лайт Б. , Рэйс К. , уилкен Р. Data cultures of mobile dating and hook-up Apps: emerging issues for critical social Science research / Albury K. , Burgess J. , light B. , race K. , Wilken R. // big data & society. - 2017. - vol. 4, n 2. - p. 1-11. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1177/2053951717720950'

2018. 04. 022. Культуры данных, содержащиеся в мобильных приложениях знакомств: вопросы для критического социологического исследования / Албари К. , Бургесс Дж. , Лайт Б. , Рэйс К. , уилкен Р. Data cultures of mobile dating and hook-up Apps: emerging issues for critical social Science research / Albury K. , Burgess J. , light B. , race K. , Wilken R. // big data & society. - 2017. - vol. 4, n 2. - p. 1-11. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1177/2053951717720950 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
229
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАКОМСТВА ОНЛАЙН / ПРИЛОЖЕНИЯ / МОБИЛЬНЫЕ МЕДИА / ГЕОЛОКАЦИЯ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ДАННЫХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Виноградова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 022. Культуры данных, содержащиеся в мобильных приложениях знакомств: вопросы для критического социологического исследования / Албари К. , Бургесс Дж. , Лайт Б. , Рэйс К. , уилкен Р. Data cultures of mobile dating and hook-up Apps: emerging issues for critical social Science research / Albury K. , Burgess J. , light B. , race K. , Wilken R. // big data & society. - 2017. - vol. 4, n 2. - p. 1-11. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1177/2053951717720950»

ных; модуль интеграции данных; модуль приведения данных в нужный формат; модуль анализа данных; модуль публикации результатов) (с. 108-110).

Наряду с этим слоем существуют еще два слоя, функция которых состоит в поддержке анализа данных. Слой управления расположен горизонтально по отношению к остальной системе и занимается приложением существующих норм и регулятивных правил ко всему жизненному циклу данных, а также занимается вопросами лицензирования. Он состоит из пяти модулей, четыре из которых относятся к жизненному циклу данных, а еще один используется в целях аудита. В их число входят: модуль сбора данных; модуль переработки; модуль результатов; модуль архивирования и извлечения данных; модуль аудита (с. 111).

Персистентный слой выполняет вспомогательную функцию по отношению ко всем другим слоям, занимаясь всеми вопросами, связанными с хранением информации. Он охватывает не только сами данные, но и процедуры хранения, которые используются в разных модулях для получения доступа и преобразования данных.

В заключение авторы отмечают, что главный вклад их статьи состоит в предложении архитектуры больших данных, которая адаптирована к особенностям экономического и социального анализа и опирается на подход, исходящий из жизненного цикла данных в организациях (с. 111).

Т.В. Виноградова

2018.04.022. КУЛЬТУРЫ ДАННЫХ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ ЗНАКОМСТВ: ВОПРОСЫ ДЛЯ КРИТИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / АЛБАРИ К., БУРГЕСС Дж., ЛАЙТ Б., РЭЙС К., УИЛКЕН Р. Data cultures of mobile dating and hook-up apps: Emerging issues for critical social science research / Albury K., Burgess J., Light B., Race K., Wilken R. // Big data & society. - 2017. - Vol. 4, N 2. - P. 111. - Mode of access: https://doi.org/10.1177/2053951717720950

Ключевые слова: знакомства онлайн; приложения; мобильные медиа; геолокация; сексуальность; культура данных.

Социальные и этические последствия интеллектуального анализа данных, алгоритмической курации и автоматизации в контексте социальных медиа, по словам группы авторов из Австралии

и Великобритании, стали очень важной темой для широкого круга специалистов. И особенно актуален сегодня вопрос о сохранении права на частную жизнь в этих новых условиях. Несмотря на широкое распространение и экономическую выгоду, мобильные приложения для знакомств не стали предметом серьезного анализа. Авторы намерены восполнить этот пробел.

В настоящее время ведется активная работа по созданию сайтов знакомств и приложений для мобильных девайсов, помогающих искать романтических и сексуальных партнеров. Сайты и приложения знакомств содержат большое количество данных. Они служат посредниками, формируют и сами формируются под влиянием культур гендера и сексуальности. Это делает их особенно интересными с точки зрения изучения того, как персональные и социальные данные анализируются и используются корпорациями и как с ними поступают пользователи, т. е. в рамках разных и пересекающихся культур данных (навыков и манеры работы с данными) (с. 2).

Авторы используют термин «культура данных» в четырех разных смыслах. 1. Это понятие можно использовать для обозначения того, что можно назвать культурой производства приложений знакомств, а именно институционализированные правила, привычки и практики их создателей. 2. «Культура данных» может относиться к различным способам, с помощью которых данные обрабатываются. Как известно, не существует «сырых данных», которые затем могут быть интеллектуально проанализированы. «Сырые данные» - это оксюморон. 3. Этот термин можно использовать для описания датафикации культуры посредством алгоритмической логики цифровых медиа, таких как мобильные приложения знакомств, и их интеграции в более широкую логику социальных медиа, которые формируют общество. 4. Наконец, можно говорить о культуре использования данных, представленных в приложениях знакомств (с. 2). В своей статье авторы анализируют эти виды культуры данных, которые сложились в сфере мобильных приложений знакомств.

Для романтических и сексуальных знакомств в докомпьютерную эру использовались доступные на тот момент технологии (объявления в газетах, услуги свахи и т.д.) т.е. через посредников. Появление компьютеров открыло новые и широкие возможности и

в этой области. В конце 1990-х годов появились такие веб-сайты, как Gaydar Match.com. Компании типа «eHarmony» стали использовать психологические алгоритмы для создания профилей пользователей на основе проведения опросов, повторяя тактику служб знакомств, которые они вытеснили. По понятным причинам сведения о месте жительства пользователей очень важны для таких онлайн-систем знакомств.

Наряду с большинством других видов использования Интернета и социальных медиа онлайн-знакомства мигрировали в мобильные устройства. В мобильных приложениях знакомств появилось больше возможностей для использования GPS и других «пассивных» геолокационных технологий. Разнообразные типы и форматы данных пользователей мобильных приложений знакомств собираются и интегрируются большим количеством корпоративных и индивидуальных акторов. В частности, как показывают авторы, эти данные используются разработчиками приложений или издателями для того, чтобы усовершенствовать пользование приложениями и, следовательно, увеличить прибыль. Поэтому вопрос об охране частной жизни, особенно когда включается обмен данными между платформами, становится все более актуальным. Учитывая озабоченность этим вопросом в обществе, авторы проанализировали политику в области охраны частной жизни двух ведущих приложений Grindr и Tinder. Они установили, что ни одна из этих служб не снабжает пользователей детальной инструкцией, поясняющей, как добиться безопасности (с. 4).

Наиболее известный пример развернутого использования данных знакомств - это работа, проделанная создателем самого известного сайта знакомств OKCupid К. Раддером1. Благодаря характерной для таких сайтов комбинации данных, внесенных самим пользователем, и сведений о его геолокации OKCupid может рассматриваться, считает К. Раддер, как «новая демография». Он характеризует этот подход как центрированный на человеке или даже как гуманитарный, противоположный тому, как используют большие данные правительство и корпорации.

1 Rudder C. Dataclysm: Who we are? When we think no-one looking. - N.Y., 2014. - 300 p.

Обсуждение больших данных по-прежнему предполагает односторонние отношения между корпоративными и институционализированными большими данными и индивидуальными пользователями. Но в случае мобильных приложений знакомств некоторые пользователи сумели воздействовать на большие данные. Существует ряд примеров того, как пользователи «побеждали» OKCupid с помощью аналитики данных и даже путем создания побочных бизнесов типа Tinder Hacks (c. 5). Эта субкультура присутствует в Сети, и даже выпущена электронная книга, которая была написана и издана за свой счет бывшим «обычным пользователем» К. Маккинлайем1.

Беспокойство общества и технологическая неопределенность, связанные с мобильными приложениями знакомств, привели к тому, что проблемой их использования тинейджерами заинтересовались законодательные органы и органы здравоохранения. Помимо этого возникла необходимость дать образовательные, правовые и политические ответы на проблему технологически опосредованного сексуального насилия, домогательства и шантажа. Ни в Австралии, ни в Британии на общенациональном уровне пока нет унифицированных правовых или образовательных ответов на эти вызовы.

Некоторые приложения (Grindr прежде всего) предприняли ряд публичных шагов к тому, чтобы взять на себя ответственность за безопасность пользователей, остальные - не всегда хотят отвечать за утечку данных или угрожающее поведение пользователей (с. 7). Это объясняет, почему этими вопросами занялись активисты и сообщества пользователей. Например, Coding Rights Network, международный коллектив женщин разных профессий и национальностей, возглавляемый бразильским правоведом Джоанной Варон (J. Varon), издал специальное руководство2.

Широкое распространение приложений знакомств, помимо прочего, поднимает вопросы, касающиеся здоровья и благополучия пользователей. В частности, администраторы заинтересова-

1 McKinlay C. Optimal Cupid: Mastering the hidden logic of OK Cupid. - Create space independent publishing platform, 2013. - 64 p.

Felizi N., Varon J. Safer nudes: A sexy guide to digital security. - 2015. -Mode of access: http://www.codingrights.org/wp-content/uploads/2015/11/zine_ingles_ lado2.pdf (Accessed: 4 December 2015.)

лись тем, как настроить эти технологии для предотвращения распространения ВИЧ. Во многих странах по-прежнему сокрытие ВИЧ-статуса от сексуального партнера или использование недозволенных лекарств считаются преступлением. В США был проведен ряд совещаний на высшем уровне, задача которых состояла в поиске технологических решений проблемы здоровья нации. В частности, был поставлен вопрос о том, как заставить технологические компании осуществлять интервенции через приложения знакомств, направленные на профилактику ВИЧ (с. 8). В свою очередь, цифровые компании не часто хотят обсуждать детали законодательства и допускать секретные службы к базе данных своих пользователей.

По словам авторов, в своей статье они впервые попытались описать разные варианты культуры данных мобильных приложений знакомств. Свою работу они считают предварительной и полагают, что нужны дальнейшие серьезные исследования этой проблемы (с. 9).

Т.В. Виноградова

2018.04.023. СИВКОВ Д.Ю. БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ В ЭТНОГРАФИИ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ // Социология науки и технологий. - 2017. - Т. 8, № 1. - С. 56-67.

Ключевые слова: данные; большие данные; этнография, антропология; качественные исследования; количественные исследования; коллаборация; контекст; непредставленные сообщества.

Автор, российский философ, намерен «выявить и обсудить коллаборативный потенциал этнографии (и качественных исследований в принципе) и больших данных. Он пытается понять, какие вызовы исходят от больших данных и какие возможности они могут предоставить этнографии» (с. 57).

Появление феномена больших данных в маркетинге и сфере управления стало серьезным вызовом для социальных наук и заставило социальные науки пересмотреть свои возможности. В «эмпирической эпистемологии» (Р. Китчин) считается, что «механическая объективность» устраняет субъекта-исследователя и оставляет принятие решений техническим специалистам. В этом смысле этнография и, шире, качественные исследования с акцен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.