Научная статья на тему '2018. 03. 028. Ханчей Дж. Н. , Беркелар Б. Л. Контекст имеет значение: исследование дискурсов успешной карьеры в Танзании. Hanchey J. N. , berkelaar B. L. context matters: examining discourses of career success in Tanzania // management communication Quart. - Newbury Park (Ca), 2015. - vol. 29, n 3. - p. 411-439'

2018. 03. 028. Ханчей Дж. Н. , Беркелар Б. Л. Контекст имеет значение: исследование дискурсов успешной карьеры в Танзании. Hanchey J. N. , berkelaar B. L. context matters: examining discourses of career success in Tanzania // management communication Quart. - Newbury Park (Ca), 2015. - vol. 29, n 3. - p. 411-439 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРСЫ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ ЖУРНАЛЫ / ТАНЗАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 028. Ханчей Дж. Н. , Беркелар Б. Л. Контекст имеет значение: исследование дискурсов успешной карьеры в Танзании. Hanchey J. N. , berkelaar B. L. context matters: examining discourses of career success in Tanzania // management communication Quart. - Newbury Park (Ca), 2015. - vol. 29, n 3. - p. 411-439»

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

2018.03.028. ХАНЧЕЙ Дж.Н., БЕРКЕЛАР Б.Л. КОНТЕКСТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСКУРСОВ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ В ТАНЗАНИИ.

HANCHEY J.N., BERKELAAR B.L. Context matters: Examining discourses of career success in Tanzania // Management communication quart. - Newbury Park (CA), 2015. - Vol. 29, N 3. - P. 411-439.

Ключевые слова: дискурсы успешной карьеры; социальный контекст; молодежь; молодежные журналы; Танзания.

Как известно, СМИ нередко отражают принятые в социуме представления об успехе. Американские исследовательницы Дженна Ханчей и Бренда Беркелар (Техасский университет в Остине, США) анализируют истории карьерного успеха, которые транслируются на страницах двух популярных танзанийских журналов для молодежи - «Fema» и «Si Mchezo!» (название последнего в переводе с суахили означает - «Без шуток!»). Прежде всего их интересует, как социальный контекст (в данном случае уровень культуры, образования, материального положения читателей) влияет на формирование дискурсов успешности в различных СМИ.

Авторы подчеркивают, что «Fema» и «Si Mchezo!» представляют собой издания, ориентированные на принципиально разные типы читательской аудитории: первый журнал предназначается учащейся, прежде всего городской, молодежи, второй - их сверстникам, «выпавшим» из образовательной системы и, как правило, проживающим в сельской местности. Эти журналы относятся к наиболее читаемым периодическим изданиям Танзании и охватывают 11-миллионную аудиторию (при общей численности населения в стране около 50 млн). «Fema» - 64-страничный ежеквартальный журнал, написанный на английском языке и суахили. «Si Mchezo!» - 32-страничный журнал (периодичность - шесть выпус-

ков в год), который использует «сниженную» версию суахили, адаптированную для малообразованного читателя.

По мнению Ханчей и Беркелар, при обсуждении данной темы необходимо учитывать «танзанийский» контекст, влияющий на сложившиеся социальные представления о благополучной жизни и профессиональных достижениях. Территория современной Танзании, государства на восточном побережье Африки, объединяет две бывшие британские колонии - Танганьику (материковая часть) и Занзибар (островная часть). Несмотря на богатые природные ресурсы, экономика страны слабо развита и основывается на сельском хозяйстве, в котором занято 75% населения. В подобных условиях высшее образование остается для молодежи чуть ли не единственной возможностью найти в будущем стабильную работу и повысить уровень жизни. В то же время, с сожалением констатируют авторы статьи, для большинства молодых танзанийцев полное среднее образование, дающее право на дальнейшее обучение, по-прежнему малодоступно. Например, для поступления в старшую среднюю школу необходимо успешно сдать так называемый национальный экзамен IV класса, с заданиями которого большинство учащихся не справляются1. Так, в 2012 г. 65% танзанийских школьников не прошли вступительных испытаний в старшую шко-лу2, что спровоцировало волну юношеских самоубийств по стране [с. 412-418]3.

Авторами статьи были проанализированы все доступные номера журналов начиная с 2011 г. Как выяснилось, дискурсы успеха, транслируемые в обоих изданиях, несмотря на кажущееся сходство, имеют свою специфику. Оба журнала весьма активно освещают

1 Система школьного образования Танзании включает шестилетнее начальное образование (является обязательным), четырехлетнее младшее среднее образование и двухлетнюю программу старшего среднего образования. Для поступления в высшие учебные заведения претенденты должны иметь проходные оценки по окончании всех ступеней среднего образования. - Прим. реф.

Mwakyusa A. Form four results out // Daily news: Tanzania's leading online news edition. - Dar es Salaam, 2013. - Feb. 19. - Mode of access: https://www.daily news. co.tz/news/form-four-results-out.aspx [Accessed 05.05.2018.]

Mulisa M. Poor form IV results claim another life // Daily news: Tanzania's leading online news edition. - Dar es Salaam, 2013. - Feb. 22. - Mode of access: https://www.dailynews.co.tz/news/poor-form-iv-results-claim-another-life.aspx [Accessed 05.05.2018.]

темы, связанные с саморазвитием, стремлением к работе на благо общества; особое внимание уделяется вопросам предпринимательской деятельности, самосохраняющего поведения. Однако если нормативные истории журнала «Fema» большей частью апеллируют к достижительным установкам молодежи, то публикации «Si Mchezo!» обращаются преимущественно к дискурсу выживания [с. 418-419].

Так, «Fema» фокусируется на теме самоактуализации и мотивирует читателей к достижению высокой социальной позиции. Герои публикаций этого журнала, как правило, живут в больших городах, заняты интеллектуальным трудом и добились выдающихся успехов в своей сфере деятельности. Герои публикаций «Si Mchezo!», хотя и представляют собой пример для подражания, выглядят намного скромнее. Они сумели, преодолев множество неблагоприятных обстоятельств, открыть собственное дело или найти стабильную работу. Те, о ком пишет «Fema», часто стремятся решить острые социальные вопросы, стоящие перед обществом: например, являются политическими активистами, борющимися с коррупцией, решающими проблемы социального обеспечения или отстаивающими права женщин. В то время как на страницах «Si Mchezo!» рассказывается о людях, приносящих пользу локальным сообществам, в которых они проживают: в частности, о бизнесменах, чья деятельность способствует развитию родного села [с. 422427].

Кстати говоря, оба издания совершенно по-разному освещают тему предпринимательства. Если для «Fema» открытие собственного дела - осознанный и инновационный выбор профессии, своего рода карьера мечты, а не вынужденная необходимость, то для «Si Mchezo!» уход «в бизнес» представляется одним из способов выживания тогда, когда другие варианты трудовой карьеры оказались невозможными. Надо ли говорить, что в последнем случае ни о каком бизнес-развитии речи не идет?

Помимо этого, на страницах «Fema» и «Si Mchezo!» достаточно популярны материалы, посвященные вопросам здоровьесбе-режения и самосохранения, а также статьи на темы планирования семьи, умения выстраивать здоровые отношения и избегать деструктивных [с. 428-430].

В целом, резюмируют Дж. Ханчей и Б. Беркелар, результаты проведенного исследования показывают, что в современных обществах не существует единых моделей карьерного успеха. В зависимости от тех или иных контекстуальных факторов можно говорить о совершенно разных путях профессионального и личностного развития для сильно- и слаборесурсных групп молодежи.

М.А. Ядова

2018.03.029. РЕЙНСФОРД Э. ИЗУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ЧТО ДЕЛАЕТ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ В РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ?

RAINSFORD E. Exploring youth political activism in the United Kingdom: What makes young people politically active in différent organisations? // The British j. of politics a. international relations. -Oxford, 2017. - Sept. 8. - P. 1-17.

Ключевые слова: модель гражданского волюнтаризма; демонстрации; политическое участие; молодежные фракции политических партий; молодежные парламенты; политическая активность молодежи.

В своей статье Эмили Рейнсфорд (Школа географии, политики и социологии, Ньюкаслский университет, Великобритания) отмечает две ярко выраженные тенденции политической активности современной молодежи. В соответствии с первой, молодые люди меньше вовлечены в «формальную политику» (formal politics), закрепленную законодательно. Вторая тенденция иллюстрирует усиление у молодежи интереса к «неформальной политике» (informal politics), под которой подразумеваются всевозможные бойкоты и демонстрации.

По словам Э. Рейнсфорд, это обусловлено тем, что у современной молодежи сложилось превратное представление о формальной политике; в результате, она отдаляется от этой сферы1. Отчужденность от политики в будущем может иметь негативные последствия. В подобных условиях, по мнению автора, важно по-

1 Marsh D., O'Toole T., Jones S. Young people and politics in the UK: Apathy or alienation? - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.