Научная статья на тему '2018. 03. 026. Божович М. За Маркса: новое русское левое кино. Bozovic M. for Marx: the new left Russian cinema // cinema: Journal of philosophy and the moving image. - Lisbon, 2016. - Vol. 8. - p. 108-130'

2018. 03. 026. Божович М. За Маркса: новое русское левое кино. Bozovic M. for Marx: the new left Russian cinema // cinema: Journal of philosophy and the moving image. - Lisbon, 2016. - Vol. 8. - p. 108-130 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / ЛЕВОЕ ИСКУССТВО / ФЕМИНИЗМ / ПОСТСОВЕТСКОЕ КИНО / РОССИЯ / КАПИТАЛИЗМ / ГЕНДЕР / ОДНОПОЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 026. Божович М. За Маркса: новое русское левое кино. Bozovic M. for Marx: the new left Russian cinema // cinema: Journal of philosophy and the moving image. - Lisbon, 2016. - Vol. 8. - p. 108-130»

ского дискурса. Как только возникает символическое насилие, по мнению автора, в тесной взаимосвязи реального и идеального, философия уже не может носить ненасильственный характер, поскольку ответственность философии перед обществом на практике должна соответствовать идеалам справедливости, правды и свободы.

При этом ориентирами для философии О'Марчеда полагает взаимодействие с актуальным политическим дискурсом и человеческим опытом и избегание потенциального (символического) насилия над идеалами теории справедливости. В целом же исследования этого ученого охватывают феноменологию (в особенности Хайдеггера, Мерло-Понти, Рикёра, Левинаса и Мариона), философию религии и философию времени и насилия.

Д.Г. Шкаев

2018.03.026. БОЖОВИЧ М. ЗА МАРКСА: НОВОЕ РУССКОЕ ЛЕВОЕ КИНО.

BOZOVIC M. For Marx: The new left Russian cinema // Cinema: Journal of philosophy and the moving image. - Lisbon, 2016. - Vol. 8. -P. 108-130.

Ключевые слова: марксизм; левое искусство; феминизм; постсоветское кино; Россия; капитализм; гендер; однополые отношения.

Профессор-ассистент факультета славянских языков и литературы Йельского университета Мариета Божович в начале своей статьи «За Маркса: Новое русское левое кино» в англоязычном философском онлайн-журнале «Философия и кинообраз» говорит о том, что посвятила свою статью феномену поворота влево современного русского кинематографа. Правда, как выясняется далее по ходу чтения статьи, поворот влево тут во многом отождествляется с требованием свободы для однополых отношений и победы феминизма. Видимо, данное явление типично для значительной части современного так называемого левого движения на Западе. В этом контексте не случайно, например, что в 2017 г. левое социалистическое правительство Греции во главе с Ципрасом вопреки сильнейшему сопротивлению Греческой православной церкви все-таки продавило в греческом парламенте закон о свободной смене пола и в целом ведет активную антиклерикальную политику.

В начале автор утверждает, что ирония истории состоит в том, что бывший «второй мир», его общественно-экономические структуры никогда так не нуждались в марксистской критике и классовом анализе, как сегодня. Очень быстрый переход собственности к частным лицам в России, концентрация богатства в немногих руках и разрыв в доходах между самыми богатыми и бедными, последовавшие после распада СССР, являются беспрецедентными даже для Восточной Европы.

Однако классово-экономический подход не используется ни русскими обществоведами, ни в официальной политической риторике, а на политическом поле никакая партия кроме КПРФ не выступает с левых позиций. Общественная теория запаздывает в анализе ужасов реально переживаемого опыта. Однако на фоне такой лакуны в современном российском обществоведении и российской политической жизни имеет место рост политических и социальных тем в популярной культуре и эстетической продукции, особенно в кино - наиболее доступном искусстве, где художник вынужден апеллировать к широкой публике, чтобы на его фильм продали как можно больше билетов.

В качестве примеров такого социально ориентированного российского кино М. Божович называет фильмы режиссера Светланы Басковой «За Маркса» (2012), «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой (2011)1 и «Зимний путь» Любови Львовой и Сергея Тарамаева (2013), хотя во втором фильме превалирует скорее любовно-эротическая составляющая, а третий фильм посвящен певцу с нетрадиционной сексуальной ориентацией и его сложным отношениям со случайным знакомым с трагической развязкой.

Автор подчеркивает, что во всех фильмах режиссерами или сорежиссерами являются женщины. При этом название фильма «За Маркса» явно отсылает к философии Л. Альтюссера и наследию марксистской мысли, а также к кинематографу С. Эйзенштейна. Два других фильма используют эротические и романтические мотивы, чтобы, как говорит Божович, исследовать постсоветскую классовую борьбу сквозь призму гендера и сексуальности. Для автора статьи из Йельского университета вообще социальный про-

1 Позже режиссер этого фильма А. Новикова заключит в США однополый брак с главной актрисой фильма О. Дыховичной. - Прим. авт. реф. Пущаева Ю.В.

тест, как она его трактует, неотделим от сексуальной свободы. По словам М. Божович, невысказанным девизом этого поворота влево (как она его понимает), который для нее, словно граффити, написан кириллицей и латиницей на всем бывшем «втором мире», является следующий принцип: если революция не является феминистской, ее не будет вообще.

М. Божович в частности отмечает, что Светлана Баскова в фильме «За Маркса» выступает против опасного и циничного клише о наличии «двух Россий» - разделения страны на Москву с Санкт-Петербургом и провинцию. Она поэтически изображает рабочих и русскую провинциальную жизнь, рассказывает о рабочих активистах и профсоюзах, и моделирует новые способы «хождения в народ» для XXI в. Примета ее стиля - размывание грани между художественным и документальным кино, между игрой профессиональных и непрофессиональных актеров. В одном из своих интервью режиссер сказала, что выбрала такое провокационное название для своего фильма как раз потому, что в современной России Маркса найти нельзя, несмотря на всю его злободневность в наши времена дикого капитализма. Впрочем, из других источников за пределами данной статьи можно почерпнуть сведения, что С. Баскова является также режиссером фильма «Зеленый слоник». Последний заслужил славу самого омерзительного фильма в истории мирового кинематографа благодаря неоднократным актам однополой любви и самоубийств, а также поедания фекалий на экране, хотя режиссер его снимал в качестве протеста против войны в Чечне. Однако, как заметил кинокритик В. Кичин, «запрещать его бессмысленно уже потому, что из-за рвотных порывов никому не удалось досмотреть его до половины»1.

Фильм «Портрет в сумерках», по мнению автора статьи, стремится отобразить и подчеркнуть разницу между частной сферой, которую верхняя прослойка среднего класса может обеспечить для себя дома, и внешней социальной реальностью. Как в одном из интервью выразилась режиссер фильма А. Новикова про Россию,

1 Валерий Кичин: Дневник 63-го Берлинского кинофестиваля // Российская газета. - 2013. - 7 февраля.

«когда ты выходишь на улицу, ты вступаешь в кучу дерьма»1. В фильме смешаны воедино социальная и эротическая тематика: секс и деньги, прелюбодеяние как развлечение для буржуазии, сдобренное садизмом и мазохизмом. Сюжет фильма построен вокруг того, что молодую обеспеченную замужнюю женщину насилует группа полицейских. Потом жертва находит своего насильника и вдруг вступает с ним в длительные «романтические» садомазохистские отношения. Откровенные сексуальные съемки в подобном духе чередуются с комическими сценами в семейном духе, где жертва готовит для своего возлюбленного насильника домашние обеды. М. Божович говорит, что попытки хорошо образованных героинь из высшей страты среднего класса в России преобразить окружающую жизнь (главная героиня фильма работает в сфере благотворительности) напоминают традиционное интеллигентское миссионерство по распространению просвещения. Однако в данном случае это именно они учатся и усваивают нечто от народа, находящегося внизу социальной лестницы. Но так эти героини достигают смирения и более аутентичной жизни, отказавшись от прежней идентичности и вернувшись к своим настоящим культурно-социальным корням. Один из кинокритиков даже сравнил главную героиню фильма с Верой Засулич, идущей в народ.

Третий фильм, «Зимний путь», был одобрен Министерством культуры РФ в тот самый год, когда Владимир Путин подписал закон о запрете гомосексуальной пропаганды среди несовершеннолетних, и авторы фильма сочли это настоящим чудом. Впрочем, в августе 2013 г. министерство культуры отозвало выданную ранее прокатную лицензию. Сюжет фильма состоит в том, что студент консерватории готовится к конкурсу вокалистов, репетируя песенный цикл Шуберта «Зимний путь». Он случайно знакомится с бездомным вором и гопником Лехой. И хотя это люди из совершенно разных социальных и культурных кругов, между героями вдруг вспыхивает любовь. В фильме также много ненормативной лексики. Все заканчивается трагически, после ограбления гибнет главный герой - студент консерватории.

1 Н. Антонова. Ужас и красота «Портрета в сумерках». - Режим доступа: http://www.feministe.us/blog/archives/2012/07/19/the-horror-of-twilight-portait-also-Ше-Ъеа^у/ (Дата обращения: 11.03.2018.)

В целом автор статьи отмечает, что два последних фильма только частично отражают громадный классовый конфликт в постсоветской России. Тем не менее сопоставление этих трех фильмов показывает возникающую центральную роль темы гендера для критики современного капитализма в России. Правда, М. Божович оговаривает, что, возможно, режиссеры всех трех фильмов были бы удивлены, если бы узнали, что их фильмы анализирует в контексте темы феминистского социализма. От себя уже отметим, что, наверно, неизмеримо больше удивился бы сам К. Маркс, узнай он вдруг, какое искусство и какие ценности освящаются его именем в начале XXI в.

Свою статью автор заканчивает опасением, что структурный марксист может обвинить два последних фильма в гуманизме. Однако смертельная развязка в каждом из них предполагает, скорее, что личное - это политическое. Не может быть личного побега без великой социальной трансформации, а пол и сексуальность должны быть на переднем плане в современных дискуссиях об экономической и культурной несправедливости. Такой вот современный марксизм...

Ю.В. Пущаев

2018.03.027. ВАНХУТ К.П. СООБЩЕСТВО ВОПРОСА: О ФИЛОСОФСКИХ ДРУЗЬЯХ И ВРАГАХ.

Vanhoutte K.P. A Community of the question: On philosophical friends and foes // Comparative and continental philosophy. - London, 2017. -Vol. 9, N. 1. - P. 5-21.

Ключевые слова: философия; современная философия; научное сообщество; Аристотель; Ж. Деррида; университеты; философское познание; эрос; дружба; будущее философии; друг; враг.

К. П. Ванхут отмечает, что одной из причин кризиса современной философии является недостаток понимания места и значения для ее развития сообщества философов. Рассуждая о сущности и практической пользе философского способа мышления, позволяющего избавиться от догматизма и ошибочных умозаключений, автор приходит к выводу, что, как правило, осмыслению принципа «коллегиальности», вопросу о роли философского сообщества как необходимой и неотъемлемой части философии внимания почти не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.