Научная статья на тему '2018. 03. 025. Философия и политическая активность: осмысление в общественной сфере. Philosophy and political engagement: reflection in the public sphere / ed. Breen K. , fives A. - London: Palgrave Macmillan, 2016. - 275 p'

2018. 03. 025. Философия и политическая активность: осмысление в общественной сфере. Philosophy and political engagement: reflection in the public sphere / ed. Breen K. , fives A. - London: Palgrave Macmillan, 2016. - 275 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ / КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РЕАЛЬНОСТЬ / ИДЕАЛ / СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЕДНОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ПРАВДА / СВОБОДА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ / ХАБЕРМАС / ШОУ / ЧЕСТЕРТОН / КУМЛИЧКА / МАРКС / КАМЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 025. Философия и политическая активность: осмысление в общественной сфере. Philosophy and political engagement: reflection in the public sphere / ed. Breen K. , fives A. - London: Palgrave Macmillan, 2016. - 275 p»

8. Rivers J. Grappling with God: Evangelical fight ministries in Rio De Janeiro: PhD diss. - Ann Arbor: Indiana University, 2017. - 230 p.

9. Twietmeyer G. God, sport philosophy, kinesiology: A MacIntyrean examination // Quest. - Bluffton, 2015. - Vol. 67 (2). - P. 203-226.

10. Tuncel Y. Nietzsche, Sport, and Contemporary Culture // Sports, ethics and philosophy. - Abingdon, 2016. - Vol. 10 (4). - P. 349-363.

2018.03.025. ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: ОСМЫСЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ. Philosophy and political engagement: Reflection in the public sphere / Ed. Breen K., Fives A. - London: Palgrave Macmillan, 2016. - 275 p.

Ключевые слова: этика; философия политики; континентальная философия; реальность; идеал; символическое насилие; социальная ответственность; бедность; справедливость; теория справедливости; правда; свобода; социальное разоблачение; Ха-бермас; Шоу; Честертон; Кумличка; Маркс; Камю.

Коллективная монография ирландских, шотландских и американских философов «Философия и политическая ангажированность. Осмысление в общественной сфере» вышла под редакцией Кита Брина, старшего преподавателя Королевского университета в Белфасте (Ирландия) и Элина Файвза, преподавателя Национального университета Ирландии в Голуэе.

Книга посвящена Джозефу Маону, преподавателю Национального университета Ирландии в Голуэе, которому, как признаются редакторы во введении, они во многом обязаны своим интересом к вопросам этики и философии политики.

Монография состоит из трех частей: «Практическая этика» (с. 6-96), «Этические обязательства и политическая ангажированность» (с. 97-184) и «Оправдание силы и сопротивления» (с. 185262), - каждая из которых содержит несколько статей, представляющих собой размышления о роли этики и философии в политике и в практическом ракурсе. Редакторы задаются вопросом о социальной ответственности философии и называют своей целью исследование того вклада, который может вносить философия в общественную сферу, а также логики решения социальных вопросов.

Первая часть монографии (с. 6-96) освещает вопросы практической этики. В работе «Роль философии в общественной сфере» (с. 7-28) Элин Файвз обозревает дискуссию о роли философии в

обществе, противопоставляя позиции тех, кто понимает философию как практику концептуального совершенствования, с той точкой зрения, что философия играет субстанциальную нормативную роль. Касательно вопросов общественной сферы, автор предлагает прагматичный подход к практике критического анализа морали и нравственности, который выходит за пределы философии как университетской дисциплины.

Будучи специалистом по марксизму, экзистенциализму, феминизму и прикладной этике и культурной политике, Джозеф Ма-он далее (с. 29-56) также описывает дебаты о вкладе философии в социальные процессы, оспаривая утверждение о том, что философов интересует не сама реальность, а лишь анализ высказываний об этой реальности. По мнению автора, различие между «реальным» и «идеальным» является ключевой проблемой в любом споре как о самой философии, так и о ее социальной ответственности. Маон утверждает, что философия способна не только указывать новые горизонты морали и права, но и критически их осмысливать, а потому должна играть существенную роль в государственной политике.

В завершение первой части монографии профессор философии Колледжа Городского университета Нью-Йорка (США) Джеймс Эдвин Маон (с. 57-78) исследует проблему абортов и права на прерывание беременности, а преподаватель Национального университета Ирландии в Голуэе Ричард Халл и научный сотрудник того же вуза Энни МакКеоун О'Донован (с. 79-98) размышляют о проблеме эвтаназии и особенностях процесса по делу Мэри Флеминг, в ходе которого Верховный суд Ирландии отказался встать на сторону больного, страдающего рассеянным склерозом, и поддержать его право на эвтаназию. Авторы отмечают ту положительную роль, которую в таких случаях может играть философская рефлексия, особенно в ситуациях, когда привычные аргументы имеют шаткие основания и стоят на пути здравого смысла и прогрессивных социальных изменений (с. 94).

Во второй части монографии (с. 97-184) происходит переход от практической этики к этическим обязательствам и политической ангажированности. Так, профессор Университета Нотр-Дам (США), главный научный сотрудник Центра по изучению философии Аристотеля (Лондон, Великобритания) Эласдайр МакИнтайр в

работе «Писательство как изобличение пороков общества: Столетие назад и сегодня» (с. 99-116) анализирует литературное описание бедности как форму социального разоблачения. Сравнивая эффективность подобной практики в настоящем с той мощью, которую она, по мнению автора, имела в работах Б. Шоу и К. Честертона, автор утверждает, что сила такого социального разоблачения в неоднородной культуре современности попросту утрачивается в связи с нежеланием адресовать вопросы о человеческом бытии философии и религии (с. 112-113).

Далее профессор Эдинбургского университета (Великобритания) Рассел Кит исследует вопросы этики, рынка и продуктов культуры в одноименной статье (с. 117-138), а Кит Брин (с. 139162) идентифицирует и тут же стремится оспорить нарративы, подрывающие авторитет конструктивного труда как нормативного идеала в текущем горизонте человеческой деятельности и познания. Данный подход приобретает актуальность в свете отказа от деполитизации концепций труда и экономики с ее последующей ретрансляцией (в чем, по мнению автора, повинен Ю. Хабермас), а также отказа от труднодостижимого идеала нейтрального государства, который отстаивал М. Кумличка.

Соредактор коллективной монографии Эллен Файвз завершает вторую часть материалом под заголовком «Двусторонний подход: Дуалистическая роль философии в этических исследованиях» (с. 163-184).

В третьей части монографии (с. 185-262), открывающейся статьей профессора Принстонского университета (США) и Австралийского национального университета в Канберре Филипа Пети «Три ошибки демократии» (с. 187-200), рассматривается проблема оправдания силы и сопротивления. Далее профессор Университета Индианы (США) Аллен У. Вуд исследует значение философских трудов К. Маркса (с. 201-220), а независимый ирландский философ Джон Фоули - А. Камю как общественного интеллектуала (с. 221244).

Профессор философии Национального университета Ирландии Филипп О'Марчеда исследует имплицитные взаимосвязи между символическим насилием и социальной ответственностью. Автор придерживается концепции насилия, характерной для континентальной философии, как глубинной основы этического и политиче-

ского дискурса. Как только возникает символическое насилие, по мнению автора, в тесной взаимосвязи реального и идеального, философия уже не может носить ненасильственный характер, поскольку ответственность философии перед обществом на практике должна соответствовать идеалам справедливости, правды и свободы.

При этом ориентирами для философии О'Марчеда полагает взаимодействие с актуальным политическим дискурсом и человеческим опытом и избегание потенциального (символического) насилия над идеалами теории справедливости. В целом же исследования этого ученого охватывают феноменологию (в особенности Хайдеггера, Мерло-Понти, Рикёра, Левинаса и Мариона), философию религии и философию времени и насилия.

Д.Г. Шкаев

2018.03.026. БОЖОВИЧ М. ЗА МАРКСА: НОВОЕ РУССКОЕ ЛЕВОЕ КИНО.

BOZOVIC M. For Marx: The new left Russian cinema // Cinema: Journal of philosophy and the moving image. - Lisbon, 2016. - Vol. 8. -P. 108-130.

Ключевые слова: марксизм; левое искусство; феминизм; постсоветское кино; Россия; капитализм; гендер; однополые отношения.

Профессор-ассистент факультета славянских языков и литературы Йельского университета Мариета Божович в начале своей статьи «За Маркса: Новое русское левое кино» в англоязычном философском онлайн-журнале «Философия и кинообраз» говорит о том, что посвятила свою статью феномену поворота влево современного русского кинематографа. Правда, как выясняется далее по ходу чтения статьи, поворот влево тут во многом отождествляется с требованием свободы для однополых отношений и победы феминизма. Видимо, данное явление типично для значительной части современного так называемого левого движения на Западе. В этом контексте не случайно, например, что в 2017 г. левое социалистическое правительство Греции во главе с Ципрасом вопреки сильнейшему сопротивлению Греческой православной церкви все-таки продавило в греческом парламенте закон о свободной смене пола и в целом ведет активную антиклерикальную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.