Научная статья на тему '2018. 03. 025. Бекли М. , Хориути Ю. , Миллер Дж. Роль Америки в создании японского экономического чуда. Beckley M. , Horiuchi Y. , Miller J. America’s role in the making of Japan’s economic miracle // Journal of East Asian studies. - Cambridge, 2018. - vol. 18 (1). - p. 1-21'

2018. 03. 025. Бекли М. , Хориути Ю. , Миллер Дж. Роль Америки в создании японского экономического чуда. Beckley M. , Horiuchi Y. , Miller J. America’s role in the making of Japan’s economic miracle // Journal of East Asian studies. - Cambridge, 2018. - vol. 18 (1). - p. 1-21 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БУМ / АМЕРИКАНО-ЯПОНСКИЙ СОЮЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 025. Бекли М. , Хориути Ю. , Миллер Дж. Роль Америки в создании японского экономического чуда. Beckley M. , Horiuchi Y. , Miller J. America’s role in the making of Japan’s economic miracle // Journal of East Asian studies. - Cambridge, 2018. - vol. 18 (1). - p. 1-21»

работной платой, анализ ситуации с безработицей показывает, что со временем дискриминационное влияние прописки становится только сильнее [024, с. 157-158].

Госсовет КНР уже принимал решения о либерализации системы подворной регистрации в 2011 и 2014 гг. Это и есть магистральный путь устранения дискриминации - за счет развития единого рынка труда, резюмируют У Цзя, Яо Сяньго и Чжан Цзюньсэн [022, с. 158].

2018.03.025. БЕКЛИ М., ХОРИУТИ Ю., МИЛЛЕР Дж. РОЛЬ АМЕРИКИ В СОЗДАНИИ ЯПОНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА.

BECKLEY M., HORIUCHI Y., MILLER J. America's role in the making of Japan's economic miracle // Journal of East Asian studies. -Cambridge, 2018. - Vol. 18 (1). - P. 1-21.

Ключевые слова: Япония; экономический бум; американо-японский союз.

Экономическому буму послевоенной Японии посвящено большое количество исследований. Значительное внимание в них уделялось выигрышной экономической стратегии, особенностям менталитета рядовых сотрудников и потребителей, а также уникальному альянсу бюрократии и крупного бизнеса. Кроме того, общепризнанной является точка зрения, согласно которой одной из основных причин такого роста был прочный союз с США. Эти утверждения в подавляющем большинстве основывались на общих впечатлениях авторов, но не подтверждались статистическими данными.

Группа американских ученых: Майкл Бекли (Университет Тафта), Хориути Юсаку и Дженнифер Миллер (Дармутский колледж) - попытались сравнить реальные показатели роста экономики Японии в период с конца 1950-х по конец 1960-х с показателями «гипотетической» Японии - такой, какой бы она выглядела, если бы экономические тенденции первой половины 1950-х годов продолжались и в 1960-х годах. За основу брались, как, собственно, японские показатели, так и сравнительные данные других стран, походивших на Японию по основным тенденциям в течение нескольких десятилетий до начала бума.

Существуют разные оценки темпов экономического роста Японии в исследуемый период, но большинство данных говорят о том, что он не опускался ниже 9,5-10% в год. Заметный рост наблюдался и до этого, и в течение 1950-х он составлял не менее 5% ежегодно [с. 2].

Собственно «чудом» данное явление называют потому, что Япония - «единственная крупная страна с диверсифицированной экономикой, которая поднялась с уровня развития ниже среднего к верхним эшелонам мирового производства» в течение жизни одного поколения [с. 2].

19 января 1960 г. США и Япония заключили «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» (сокр. «Договор безопасности»), чему предшествовали длительные переговоры, начавшиеся в 1957 и резко ускорившиеся в 1958 г. До этого США, будучи союзником Японии, все же не давали гарантий безопасности для нее. Кроме того, двусторонние отношения омрачали постоянные экономические и дипломатические конфликты.

Действовавший с 1951 г. договор безопасности, предшественник документа 1960 г., был в определенном смысле унизительным для Японии, поскольку позволял США расквартировывать войска на архипелаге, но не гарантировал безопасность Японии. Американские военные постоянно вызывали возмущение в японском обществе, поскольку часто оказывались вовлеченными в инциденты, связанные с насилием над японцами, включая убийства.

Экономическое взаимодействие также проходило с осложнениями. Хотя Корейская война (1950-1953) принесла Японии значительные военные заказы, с окончанием военных действий эта статья доходов утратила значение. В 1956-1957 гг. под давлением США Япония вынуждена была ввести ограничения на экспорт своей продукции, что также негативно сказалось на экономической обстановке. Тогда же были нормализованы отношения Японии с СССР и предпринимались шаги для налаживания экономического сотрудничества с КНР. Американские дипломаты постепенно приходили к осознанию, что их стратегия не делает Японию надежным союзником.

Несомненно, на руку США сыграло то обстоятельство, что в 1957 г. новоиспеченный премьер-министр Исибаси Тандзан, настроенный на укрепление отношений с КНР, неожиданно серьезно

заболел, и его сменил Киси Нобусукэ, ярый антикоммунист и бывший обвиняемый класса А Токийского военного трибунала. Уже в июне 1957 г. Киси совершил официальный визит в США, во время которого американская сторона сделала ряд существенных уступок, включая обещание вывести значительную часть войск с территории Японии. Результатом визита стало совместное заявление Киси и Эйзенхауэра о начале «новой эры» в американо-японских отношениях. В данном случае, по мнению авторов, это было не только декларациями, но действительно отмечало новый виток развития отношений.

Переговоры, предшествующие заключению договора, сопровождались разнообразными экономическими соглашениями, которые были призваны способствовать экономическому росту Японии, что в свою очередь должно было нивелировать рост популярности антикапиталистических настроений в этом союзнике США. Первой американской инициативой стали низкопроцентные кредиты, предоставленные Японии, объем их к 1958 г. удвоился, по сравнению с предыдущим периодом. Большинство этих кредитов предоставлялось Всемирным банком, в котором доминирующее влияние играли США, а также рядом американских финансовых учреждений.

Японии была предоставлена возможность существенного сокращения военных расходов, в первую очередь - на содержание войск США, расквартированных в Японии. В результате расходы Японии на оборону резко сократились в период с 1958 по 1960 г. (на 20% - самое резкое падение за всю послевоенную историю Японии) и продолжали падать с каждым годом, к 1970 г. их доля в ВВП снизилась до психологически важной отметки менее 1% [с. 5].

Еще ряд инициатив касался продвижения японского экспорта, для чего администрации Эйзенхауэра, Кеннеди и Джонсона пришлось противостоять внутриамериканским протекционистским лобби, чтобы вывести японские товары на свой внутренний рынок. В результате в период с 1958 по 1960 г. экспорт Японии в США вырос на более чем 150%, и Япония впервые смогла добиться торгового профицита. В следующее десятилетие Америка поглощала 30% всего японского экспорта [с. 6].

Наконец, с 1958 г. американцы различными путями спонсировали напрямую японских консервативных политиков и Либерально-демократическую партию, чтобы упрочить ее положение и

создать надежный противовес Социалистической партии Японии, которая тогда еще не успела превратиться в «вечную» оппозицию «полуторапартийной» системы 1955 г. Авторы указывают, что многие из представителей американской администрации, дипломатических кругов и спецслужб позднее публично признавали передачу крупных сумм японским политикам.

Заключение американо-японского договора о безопасности не прошло тем не менее без осложнений: широко известно, что для обеспечения успешного голосования по ратификации договора в 1960 г. Киси прибегнул к силовым методам. Сторонники СПЯ шантажировались полицией, а также представителями мафии. Ратификация договора таким способом стоила Киси премьерского кресла, а кроме того, Эйзенхауэр отменил запланированный визит в Японию.

Но дело было сделано: американо-японский альянс состоялся, а консервативная ЛДП удержалась у власти. Ее новому лидеру Икэда Хаято удалось сфокусировать общественное внимание на экономическом росте, и программа удвоения национального дохода, которую он представил на выборах, нашла отклик у избирателей. Для обеспечения выполнения этого плана администрация Кеннеди еще больше снизила пошлины на японский импорт.

Ситуация поменялась во время администрации Никсона, когда было отменено золотое обеспечение доллара, а пошлины на импорт серьезно возросли. Кроме того, в результате неудачной кампании во Вьетнаме значительная часть американских войск была выведена с территории Азии в целом, что перенесло бремя расходов на оборону обратно на Японию и других союзников Соединенных Штатов. И не случайно рост ВВП Японии начал падать еще за два года до нефтяного шока 1973 г. и неуклонно снижался на протяжении 1970-х и 1980-х годов.

Особенностью предложенной авторами методики является то, что на основе общих тенденций и показателей была смоделирована условная экономическая реальность не только на период с 1958 по 1968 г., но и с 1920 г. Важно отметить, что результаты моделирования первых 28 лет не отличаются существенно от реальных экономических показателей Японии. Исследователи приходят к выводу, что результаты роста экономики после 1958 г. отличаются кардинальным образом от того, что было бы без союза и поддержки со стороны США. Реальная Япония в альянсе с Соединенными Шта-

тами увеличивала объем экономики на 10% в год, а гипотетическая Япония, не придерживавшаяся его - всего на 3,6% [с. 2].

Наиболее наглядным показателем становится ВВП на душу населения. Именно с 1958 г. он резко идет вверх, увеличиваясь в среднем на 9,3% в год. В абсолютных цифрах за десять лет с 1958 по 1968 г. среднедушевой доход вырос более чем вдвое: с 3289 долл. на душу населения до 7983. В гипотетической модели за этот период он достиг бы лишь 4757 долл. [с. 11].

Авторы исследования признают, что их модель может наглядно продемонстрировать лишь временной отрезок, когда развитие японской экономики отклонилось от своего стандартного пути, но из нее неочевидны причины этого, и лишь знание контекста позволяет им сделать выводы о роли США в экономическом буме. Теоретически спусковым крючком для ударных темпов роста могли послужить и другие причины - укрепление власти ЛДП, новый виток бизнес-цикла в Японии, формирование современной корпоративной модели и падение влияния профсоюзов. Однако исследователи убеждены, что все это лишь дополнительные факторы, а иногда и следствия активного участия США.

А.А. Новикова

ВЛАСТЬ

2018.03.026. ГУТМАНН Т. НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ КРУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ: НЕВОЗМОЖНОСТЬ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ.

GHUTHMANN T. Nationalist circles in Japan today: The impossibility of secularization // Japan review. - Kyoto, 2017. - N 30. - P. 207-225.

Ключевые слова: Япония; религия; политика; национализм; император; государственный синто; Ниппон кайги.

Тьерри Гутманн - французский японист, специализирующийся на изучении роли религии и деятельности религиозных организаций в современной политической жизни1.

Исследования последних лет показывают, что японское общество все больше секуляризируется, а религиозные организации

1 Guthmann T. Shintô et politique dans le Japon contemporain. - Р.: Harmattan, 2010. - Приведено по реф. источнику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.