Научная статья на тему '2018. 03. 019. Кузнечевский В. Д. "Ленинградское дело". - М. : Изд-во М. Б. Смолина (Фив), 2017. - 292 с'

2018. 03. 019. Кузнечевский В. Д. "Ленинградское дело". - М. : Изд-во М. Б. Смолина (Фив), 2017. - 292 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ПАРТИЙНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭЛИТА / СТАЛИНСКИЕ РЕПРЕССИИ / "ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО" 1949-1953 ГГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 019. Кузнечевский В. Д. "Ленинградское дело". - М. : Изд-во М. Б. Смолина (Фив), 2017. - 292 с»

Ему удалось продемонстрировать, что советский опыт был вписан в общемировые тенденции освоения полярных территорий и при этом основывался как на достижениях дореволюционного времени, так и на новейших технологиях, разработанных за рубежом.

О.В. Большакова

2018.03.019. КУЗНЕЧЕВСКИЙ В. Д. «ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО». -М.: Изд-во М Б. Смолина (ФИВ), 2017. - 292 с.

Ключевые слова: СССР; партийная и государственная элита; сталинские репрессии; «ленинградское дело» 1949-1953 гг.

В книге д-ра ист. наук В. Д. Кузнечевского (РИСИ) на основе многочисленных архивных документов, в том числе и секретных, реконструируются подоплека, ход и итоги «Ленинградского дела» 1949-1953 гг., когда были репрессированы представители партийной и государственной элиты.

В.Д. Кузнечевский отмечает, что до сих пор «дело» остается малоизученным, в нем много «белых пятен» и умолчаний. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, архивные документы были основательно «подчищены» или частично уничтожены после смерти И.В. Сталина инициаторами и руководителями процесса Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущёвым. Во-вторых, часть архивных материалов засекречена. В-третьих, в исторической науке и в общественном мнении существуют противоположные точки зрения на обвиняемых по «делу»: «одна часть историков и публицистов считает, что Сталин "правильно расстрелял" его фигурантов, поскольку они "совершили преступные деяния". Другие однозначно относят их к несправедливым жертвам сталинских репрессий»

(с. 12).

Тщательная и скрупулезная работа с документами и немногочисленной литературой по «делу» (по состоянию на 2015 г. насчитано 37 публикаций) позволила автору прояснить часть «белых пятен» и уточнить данные. Ссылаясь на книгу П.А. Судоплатова «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950-е годы», В.Д. Кузне-чевский указывает, что подлинным организатором этого дела был И.В. Сталин, активное участие принимали Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущёв, Н.А. Булганин. Историк пишет: «Выяснилось, в частности, что все это "Дело" было инспирировано лично

Сталиным, но прямых указаний на это в существующих государственных архивах практически не осталось. И даже там, где в черновиках постановлений Политбюро ЦК ВКП (б) по "Ленинградскому делу" Г. Маленков заделывал подпись "Секретарь ЦК И. Сталин", вождь аккуратно вычеркивал эту подпись и своей рукой вписывал: "ЦК ВКП (б)"» (с. 5).

В. Д. Кузнечевский неоднократно подчеркивает, что с 1934 г. А. А. Жданов настойчиво продвигал в государственные, политические и хозяйственные органы этнических русских (с. 4, 11 и др.). Это положение автор обосновывает, ссылаясь на архивные документы, беседы с сыном А.А. Вознесенского (министр образования РСФСР) Л. А. Вознесенским, мемуарную литературу (с. 19). Историк пишет, что А.А. Жданов и М.И. Родионов (председатель Совета Министров РСФСР в 1946-1949 гг.) «выступили идейными вдохновителями процесса возрождения государствообразующей роли русского народа в Советском Союзе. И оба поплатились за это своими жизнями, потянув за собой и все последующие жертвы» (с. 20).

В подтверждение своей концепции историк приводит краткие биографические сведения о некоторых ставленниках А.А. Жданова: А. С. Щербаков (по некоторым данным, Жданов был женат на его сестре) - из сотрудника партаппарата Нижегородской области становится вторым секретарем Ленинградского обкома и горкома партии, затем возглавлял ряд областных комитетов партии в Сибири и на Украине. Н.А. Вознесенский - из руководителя группы планирования и учета Комиссии советского контроля в Сталино (Донецк, Украина) при поддержке А.А. Жданова становится председателем Госплана при СНК СССР. Н.А. Косыгин в 32 года - директор ткацкой фабрики «Октябрьская», за несколько лет достигает поста наркома текстильной промышленности. Д.Ф. Устинов в 1937 г. был заместителем главного конструктора завода «Большевик», а в 1941 г. он становится наркомом вооружений. Проводимую А. Ждановым политику его биограф А. Волынец назвал «аппаратной революцией» (цит. по: с. 44).

А. А. Жданов распространял свое влияние и на сферу идеологии. В 1946 г., после совещаний с И.В. Сталиным и А. Кузнецовым (секретарь ЦК по кадрам), была создана Высшая партийная школа (ВПШ). В отличие от прежней Школы парторганизаторов, ВПШ

готовила кадры для партийных органов, аппарата советских организаций, партийных пропагандистов, редакторов газет и радио. Для подготовки партийных теоретиков были созданы Академия общественных наук и Военно-политическая академия, готовившая партработников для армии. Академию возглавил генерал-майор А. Ковалевский, работавший вместе со Ждановым в Военном Совете Северо-Западного фронта. Предполагалось, что благодаря этим новым кадрам за три-четыре года будет обновлен управленческий аппарат страны. «Если бы все в этом плане пошло, как было задумано, то начиная с 1949 г. (первого выпуска новой ВПШ) в СССР началась бы смена руководящего партийного и советского аппарата страны под контролем Жданова и Кузнецова. Но все пошло не так: 31 августа 1948 г. умер А. А. Жданов, а 1 октября 1950 г. были расстреляны по так называемому "Ленинградскому делу" А. А. Кузнецов и другие» (с. 61).

Большая российская энциклопедия (БРЭ) кратко информирует о «деле»: «Серия дел, сфабрикованных в конце 1940-х - начале 1950-х годов, по обвинению ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников в измене Родине, намерении превратить Ленинградскую парторганизацию в опору для борьбы с ЦК и т.п. Н.А. Вознесенский, М.И. Родионов, А.А. Кузнецов, П.С. Попков, Я.Ф. Капустин, П.Г. Лазутин были приговорены к расстрелу, остальные - к длительным срокам тюремного заключения. Одновременно был осуществлен массированный разгром Ленинградского партийно-административного руководства. В последующем все были реабилитированы, большинство посмертно» (цит. по: с. 92). В.Д. Кузнечевский, используя источники, уточняет и дополняет данные. Прежде всего, он обращает внимание на то, что было казнено не шесть человек, а гораздо больше. Автор пишет: «Только в одном, хранящемся в президентском архиве документе (письме А. Абакумова Сталину с просьбой разрешить применить ВМН (высшую меру наказания) к "ленинградцам", названы поименно, начиная с Н.А. Вознесенского, 85 человек. В это число, правда, не афишируя этого, Абакумов включил 16 членов Еврейского Антифашистского комитета. А ведь были и другие списки» (с. 92-93). Далее, в БРЭ утверждается, что «ленинградцы» обвинялись в «измене Родине». Но в приговоре Военной коллегии эти слова вычеркнуты. Так же неясна ситуация с реабилитацией. Исследовате-

лю удалось найти постановление Президиума ЦК КПСС от 29 марта 1954 г. с поручением Прокуратуре СССР подготовить текст постановления о реабилитации лиц, проходивших по этому делу. Но самого решения Верховного суда о реабилитации автор не смог обнаружить (с. 93).

Основную причину начала «Ленинградского дела» историк видит в глубокой и давнишней неприязни и политической борьбе между А. А. Ждановым и Г.М. Маленковым. Он представляет следующий вариант развития событий: Г. Маленков затеял политическую многоходовую интригу против председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, обвинив его в том, что тот закладывает в годовые планы экономического развития заведомо заниженные показатели. Затем последовали главные обвинения - превышение полномочий ленинградского руководства в проведении Всероссийской оптовой ярмарки (версия с ярмаркой - основная в исследовательской литературе) и фальсификации в подсчете голосов во время выборов партийного руководства в Ленинграде в 1948 г. (с. 125, 131-132).

События, по мнению В.Д. Кузнечевского, развивались стремительно. Летом 1949 г. начались аресты, а 30 сентября 1950 г. состоялся суд. К высшей мере наказания были приговорены: Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов, М.И. Родионов, П.С. Попков, Я.Ф. Капустин, П.Г. Лазутин. Все они - депутаты Верховного Совета РСФСР и СССР, занимали высокие административные, хозяйственные, партийные должности. Их расстреляли спустя час после оглашения приговора. Других приговорили к длительным тюремным срокам. На московском процессе по «Ленинградскому делу» шесть человек умерли от пыток. К смертной казни были приговорены еще 20 человек, занимавших высокие посты в партийных или хозяйственных органах, в их числе брат и сестра Н.А. Вознесенского. Были репрессированы и члены их семей, включая малолетних детей.

Судебные процессы проходили по всей стране вплоть до смерти И.В. Сталина, пишет историк. Он приводит следующие цифры: в Ленинграде более 50 человек (секретари райкомов, председатели райисполкомов) приговорены к длительным срокам заключения; свыше 2 тыс. человек уволены и исключены из партии. Как показывают архивные данные, тысячи руководящих работни-

ков разных уровней были репрессированы в Новгородской, Ярославской, Мурманской и др. областях, в среднеазиатских республиках. «Всего, по позднейшим оценкам, в СССР, но в основном в РСФСР, репрессиям по этому "Делу" были подвергнуты более 32 тыс. этнических русских руководителей партийного, государственного, хозяйственного звена» (с. 96).

В приложении публикуются Постановления Политбюро и Пленума ЦК ВКП (б) о фигурантах дела, отрывки из «Воспоминаний» Н.С. Хрущёва, стенограммы выступлений Р.А. Руденко, Н.С. Хрущёва по «Ленинградскому делу» в 1954 г. и другие архивные материалы.

Ю.В. Дунаева

2018.03.020. ЛЕБИНА Н. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: ТЕЛО, МОДА, КУЛЬТУРА. СССР - ОТТЕПЕЛЬ. - 2-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 204 с.: ил. - (Библиотека журнала «Теория моды»).

Ключевые слова: СССР; хрущевская оттепель; гендерные отношения; мода; культура.

Книга Н. Лебиной посвящена гендерным отношениям в СССР в период хрущевской оттепели и в первые годы после смещения Н.С. Хрущёва, вплоть до 1968 г., когда ввод советских войск в Чехословакию спровоцировал новую волну идеологических запретов и ограничений. Как отмечается во введении, общая модель взаимоотношений между полами в этот период уже разработана в социологии; задачу своей книги автор видит в том, чтобы наполнить эту модель конкретным историческим материалом.

Источниковая база работы отличается значительным многообразием и включает в себя нормативные и делопроизводственные документы центральных и местных органов государственной власти, КПСС и ВЛКСМ, центральную и региональную периодику, материалы социологических опросов, отчеты предприятий легкой промышленности и родильных домов, экономические обзоры, источники личного происхождения (наибольший интерес, по словам автора, представляют воспоминания литераторов-«шестидесятни-ков»), художественную литературу и кинофильмы изучаемой эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.