Научная статья на тему '2018. 03. 018. Бруно Э. Природа советской власти: Арктическая экоистория. Bruno A. The nature of Soviet power: an Arctic environmental history. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2016. - XXII, 289 p'

2018. 03. 018. Бруно Э. Природа советской власти: Арктическая экоистория. Bruno A. The nature of Soviet power: an Arctic environmental history. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2016. - XXII, 289 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОСВОЕНИЕ ПРИРОДЫ / ПРИРОДА И ВЛАСТЬ НА СОВЕТСКОМ СЕВЕРЕ / ЭКОИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 018. Бруно Э. Природа советской власти: Арктическая экоистория. Bruno A. The nature of Soviet power: an Arctic environmental history. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2016. - XXII, 289 p»

минационные меры в отношении всех прочих евреев, действовавшие и в Туркестане.

К последней четверти XIX в. относятся первые попытки ограничения прав бухарских евреев. Это было связано как с общим нарастанием националистических и антисемитских настроений при Александре III и Николае II, так и с преобладанием централистов в Военном министерстве, которому по-прежнему подчинялась администрация Туркестанского генерал-губернаторства. В самом Туркестане, впрочем, среди чиновников по-прежнему доминировали регионалистские взгляды; кроме того, из центральных ведомств против новых ограничительных мер в отношении евреев выступало прагматично настроенное Министерство финансов, многие чиновники которого считали бухарско-еврейских предпринимателей полезными для российской экономики. На рубеже XIX-XX вв. его политическое влияние заметно возросло, особенно после того как министр финансов В.Н. Коковцов стал председателем Совета министров в 1911 г. Эти обстоятельства, а также экономическая деятельность бухарских евреев и их аполитичность позволили им в значительной степени избежать планировавшихся выселений и ограничений. Аполитичность бухарских евреев и их лояльность по отношению к властям были обусловлены не только их экономическим положением, но и низким уровнем эмансипации. Светское образование до 1917 г. не получило широкого распространения в Средней Азии, что во многом также было связано с регионалист-ской политикой, нацеленной на консервацию местных обычаев и традиций. Новые дискриминационные меры в отношении бухарских евреев готовились в 1916 - начале 1917 г. после назначения туркестанским генерал-губернатором А.Н. Куропаткина, но их осуществлению помешала Февральская революция. Как следствие, в советские годы многие бухарские евреи рассматривали имперский период как «золотой век» в своей истории.

М.М. Минц

2018.03.018. БРУНО Э. ПРИРОДА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ: АРКТИЧЕСКАЯ ЭКОИСТОРИЯ.

BRUNO A. The nature of Soviet power: An Arctic environmental history. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2016. - XXII, 289 p.

Ключевые слова: Кольский полуостров; окружающая среда; освоение природы; природа и власть на советском Севере; эко-история.

В монографии Энди Бруно (Ун-т Северного Иллинойса) рассматривается история освоения Кольского полуострова, превратившегося усилиями советской власти в один из самых населенных и промышленно развитых, но при этом наиболее загрязненных регионов Арктики. Написанная в русле динамично развивающейся сегодня экоистории, книга охватывает весь ХХ в., хотя основное внимание уделено периоду 1917-1991 гг. Автор опирается на солидный корпус источников, как опубликованных, так и архивных, используя в том числе документы из местных российских архивов. Написанная на основе диссертации книга состоит из введения («Природа и власть на советском Севере»), пяти глав, каждая из которых посвящена развитию одного вида промышленности (железнодорожного строительства, производства минеральных удобрений, оленеводства, выплавки никеля и меди, энергетики) и заключения.

Э. Бруно использует широкий, даже всеобъемлющий подход к написанию экоистории Колы, обратившись к изучению восприятия природы и создания проектов по развитию региона, с одной стороны, и к опыту людей, воплощавших эти проекты в жизнь, - с другой. По словам автора, в его книге множество персонажей: бюрократы-реформаторы, начавшие свою карьеру еще в царской России; ученые, стремящиеся принести пользу государству; молодые коммунисты, выдвинувшиеся в годы сталинского террора; представители региональных и центральных органов власти; спецпоселенцы, строившие промышленные объекты и работавшие на них; коренные жители, занимавшиеся охотой и разведением северных оленей, и многие другие. Не менее значимым действующим лицом является природа, окружающая среда, - в частности, такие ее элементы, как животный мир, горные породы, наконец, суровый климат Заполярья (с. 6).

В центре внимания автора находятся отношения с окружающей средой (environmental relations), в которых природа выступает фактически равноправным действующим субъектом (актором). По его мнению, невероятно богатая и разнообразная природа Кольского полуострова сама являлась участником «коммунистического

проекта», предоставляя широкие возможности, заставляя приспосабливаться к себе и накладывая строгие ограничения на планы индустриализации, которые изменялись под влиянием климатических и географических условий (с. 7-8). Опираясь на труды Бруно Латура и его акторно-сетевую теорию (АСТ), американский историк трактует власть как нечто более широкое, нежели способность предписывать выполнение определенных действий для достижения желаемых результатов. Высшее и региональное советское руководство было вынуждено делить свои властные полномочия не только с группами интересов бюрократии разного уровня и военных, но и с миром живой и неживой природы. С одной стороны, советская власть имела широчайшие и беспрецедентные возможности для проведения экономической модернизации на Кольском полуострове, чрезвычайно богатом минеральными, водными и лесными ресурсами. С другой стороны, ей приходилось приспосабливаться к условиям материальной среды. Так, особенности поведения кольского северного оленя, мигрирующего на большие расстояния в течение года, не позволили реализовать программы по превращению кочевого местного населения в оседлое.

Несмотря на пропагандистскую риторику о «завоевании природы», реалии освоения «негостеприимного» северного региона на поверку были гораздо сложнее, пишет автор (с. 11). Более того, антагонистическое, «завоевательное» понимание природы уравновешивалось в советском публичном дискурсе другим, холистическим (целостным) подходом, ставящим во главу угла сохранение природных богатств и гармонизацию отношений человека и окружающей среды. Оба подхода сосуществовали на протяжении всего советского периода. В книге, в частности, рассматривается, как они взаимодействовали между собой в ходе открытия экспедицией А.Е. Ферсмана апатитов в Хибинах и затем организации промышленной добычи апатито-нефелиновых руд. Реализация этого проекта первых пятилеток сопровождалась огромными человеческими потерями, а затем привела к серьезному загрязнению окружающей среды.

Представив в своей работе «тотальную историю» относительно небольшого региона, население которого выросло с 10 тыс. человек в начале ХХ в. до миллиона с лишним к моменту распада СССР, автор внес вклад в изучение глобальной истории Арктики.

Ему удалось продемонстрировать, что советский опыт был вписан в общемировые тенденции освоения полярных территорий и при этом основывался как на достижениях дореволюционного времени, так и на новейших технологиях, разработанных за рубежом.

О.В. Большакова

2018.03.019. КУЗНЕЧЕВСКИЙ В. Д. «ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО». -М.: Изд-во М Б. Смолина (ФИВ), 2017. - 292 с.

Ключевые слова: СССР; партийная и государственная элита; сталинские репрессии; «ленинградское дело» 1949-1953 гг.

В книге д-ра ист. наук В. Д. Кузнечевского (РИСИ) на основе многочисленных архивных документов, в том числе и секретных, реконструируются подоплека, ход и итоги «Ленинградского дела» 1949-1953 гг., когда были репрессированы представители партийной и государственной элиты.

В.Д. Кузнечевский отмечает, что до сих пор «дело» остается малоизученным, в нем много «белых пятен» и умолчаний. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, архивные документы были основательно «подчищены» или частично уничтожены после смерти И.В. Сталина инициаторами и руководителями процесса Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущёвым. Во-вторых, часть архивных материалов засекречена. В-третьих, в исторической науке и в общественном мнении существуют противоположные точки зрения на обвиняемых по «делу»: «одна часть историков и публицистов считает, что Сталин "правильно расстрелял" его фигурантов, поскольку они "совершили преступные деяния". Другие однозначно относят их к несправедливым жертвам сталинских репрессий»

(с. 12).

Тщательная и скрупулезная работа с документами и немногочисленной литературой по «делу» (по состоянию на 2015 г. насчитано 37 публикаций) позволила автору прояснить часть «белых пятен» и уточнить данные. Ссылаясь на книгу П.А. Судоплатова «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950-е годы», В.Д. Кузне-чевский указывает, что подлинным организатором этого дела был И.В. Сталин, активное участие принимали Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущёв, Н.А. Булганин. Историк пишет: «Выяснилось, в частности, что все это "Дело" было инспирировано лично

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.