Научная статья на тему '2018. 03. 008. Де сен Перье Л. Кризис в заливе: "opa" об Африке. De Saint Perier L. crise du Golfe: opa sur l’Afrique // Jeune Afrique. - Paris, 2017. - n 2960. - p. 26-31'

2018. 03. 008. Де сен Перье Л. Кризис в заливе: "opa" об Африке. De Saint Perier L. crise du Golfe: opa sur l’Afrique // Jeune Afrique. - Paris, 2017. - n 2960. - p. 26-31 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ / АФРИКА / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / КАТАР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Демидов К. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 008. Де сен Перье Л. Кризис в заливе: "opa" об Африке. De Saint Perier L. crise du Golfe: opa sur l’Afrique // Jeune Afrique. - Paris, 2017. - n 2960. - p. 26-31»

бб

финансов США и министры финансов стран ЕС могли бы усилить давление на Южный Судан и другие зоны конфликтов в Африке.

Разумеется, чтобы такие санкции сработали, нужно наладить систему их реализации. Большинство правительств и банков не придают особого значения нелегальным финансовым потокам в Африке, так что компании, наживающиеся на этих потоках, имеют мало шансов быть пойманными. Однако есть организации, которые санкций боятся. Это крупнейшие американские банки, которые были оштрафованы министерством финансов в последние годы за неисполнение санкций (например, против Ирана) и неисполнение законов о борьбе с отмыванием денег. В сентябре 2017 г. Министерство финансов США выпустило предупреждение о возможном наказании за отмывание денег при ведении бизнеса в Южном Судане или поддержание деловых отношений с южно-суданскими чиновниками и членами их семей, даже если эти контакты поддерживаются за пределами страны.

Американским банкам следует быть особенно осторожными при ведении дел с банками из Уганды и Кении, которые проводят операции в долларах. Эти страны расположены рядом с Южным Суданом и высока вероятность, что южно-суданские власти используют их для получения доступа к мировой финансовой системе.

Всеобъемлющая система финансового давления на страны, где идут военные конфликты, стоит очень недешево. Но она положит конец практике использования местными властями природных ресурсов для личного обогащения и продолжения войн.

С. В. Минаев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2018.03.008. ДЕ СЕН ПЕРЬЕ Л. КРИЗИС В ЗАЛИВЕ: «OPA» ОБ АФРИКЕ.

DE SAINT PERIER L. Crise du Golfe: OPA sur l'Afrique // Jeune Afrique. - Paris, 2017. - N 2960. - P. 26-31.

Ключевые слова: Персидский залив; Африка; Саудовская Аравия; Катар.

Л. де Сен Перье, журналист «Jeune Afrique», используя материалы «Наблюдательного центра по вопросам культурного насле-

дия в Африке» («Observatoire de patrimoine en Afrique», OPA), рассматривает как складываются отношения у монархий Персидского залива (далее - Залив) с африканскими странами после того, как Катар в результате расхождения интересов с влиятельными ближневосточными игроками, прежде всего с Королевством Саудовская Аравия (КСА), оказался в изоляции. «Чёрный континент» в данной игре «превратился в арену непрямых столкновений» [с. 26].

«Кризис в Заливе играет на нервах хрупких и лишенных ресурсов африканских государств, самое выживание которых в экономическом, а значит, и в политическом смысле зависит от Эр-Рияда» [там же]. Данная ситуация сложилась после того, как «Антитеррористический квартет» (АТ) - как принято называть объединение под эгидой Саудовской Аравии Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Бахрейна и Египта - обвинил Катар в прямой поддержке террористических движений на Ближнем Востоке. Эмбарго, введенное АТ против Катара, превратило Африку в бурлящий дипломатический котел: хотя некоторые страны во главе с Египтом (Мавритания, Сенегал, Габон, Джибути, Коморские острова, Чад, Нигер и др.) косвенно высказались в пользу данного шага, официально АТ никто не помог, поскольку «США и Франция выступили с рекомендацией снять эмбарго» [там же], а вне Африки лишь Иордания и Мальдивы сочли необходимым поддержать КСА, да и то лишь на словах.

Дипломатическая активность КСА в Африке во многом объясняется ее установкой на собирание масштабных международных блоков, пусть и носящих преимущественно декларативный характер: «После ухода с политической арены короля Абдаллаха Эр-Рияд взял за обыкновение группировать вокруг себя возможно более широкие коалиции для ведения собственных военных и дипломатических войн» [там же].

Так, в январе 2015 г. для борьбы с повстанцами-ху ситами в Йемене Саудовская Аравия заручилась поддержкой Марокко, Египта, Судана, Иордании и Чада, хотя одобрения Пакистана, несмотря на все приложенные усилия, получить так и не удалось, а в декабре саудовцы попытались создать некое подобие вооруженного союза, направленного на борьбу с терроризмом; данная инициатива заинтересовала 32 государства, 20 из которых - африканские.

После нападения манифестантов на саудовское посольство в Тегеране в январе 2016 г. была предпринята попытка убедить такие страны, как Египет, Судан и Сомали, разорвать отношения с Ираном.

Своего рода коалицией под саудовской эгидой должны были предстать и 18 глав государств, приехавшие на американо-исламский» саммит (по случаю приезда в Эр-Рияд президента США Д. Трампа) в мае 2017 г., за две недели до введения эмбарго против Катара.

КСА есть на кого опереться в Африке: «Создаваемая коалиция включает преимущественно страны с мусульманским, суннитским большинством. Речь идет о довольно обширной зоне, в которой находятся бедные и слабые государства, стабильность которых пребывает под вопросом. Саудовская монархия и ее союзник -ОАЭ - запустили в регионе Сахеля и Африканского Рога настоящий дипломатический "каток", используя все возможные средства, чтобы добиться официальной поддержки объявленного ею антика-тарского джихада» [с. 29]. Свидетельством тому, насколько КСА озабочено данным предприятием, является, например, то, что оно не погнушалось даже ввести квоты на хадж.

КСА значительно укрепило идеологическое воздействие на Тропическую Африку - телеканал «Аль-Джазира» (Катар) смотрят в 15 государствах (ЮАР, Зимбабве, Кения, Эфиопия, Чад, Нигерия и др.). Подкрепляя культурную политику финансовыми мерами, оно серьезно обгоняет Катар по инвестициям в местные экономики. Однако самым мощным орудием в его арсенале остается «Исламский банк развития», с помощью которого Африка получила в качестве займов 45 млрд долл. США [с. 28].

Возможности Катара в этом отношении, напротив, незначительны, хотя он и поддерживает в африканских странах вооруженную исламистскую оппозицию. Некоторые страны (например, Чад и Мавритания) отваживаются на такой шаг как разрыв дипломатических отношений с Дохой. Влияние Запада (США, Франция, Турция) объясняет отсутствие подобной решимости у других стран. Так, в июле 2017 г. турецкий президент Эрдоган по просьбе катар-ского эмира Тамима Ааль Тани совершил поездку по монархиям Залива, пытаясь смягчить противоречия. Военная база турок в Катаре - одна из причин подобной активности.

К.Б. Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.