2018.03.003. Сенюшкина Т.А. ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМА // Национальная безопасность и стратегическое планирование. VI Международная науч. конф. «Таврическая перспектива». 25 лет МПА СНГ актуальные проблемы и перспективы евразийской интеграции, Санкт-Петербург, 2017, с. 175-182.
Ключевые слова: ислам; Крым; воссоединение Крыма с Россией; нетрадиционные исламские течения; борьба с религиозным экстремизмом.
Сенюшкина Т.А.,
профессор, доктор политических наук (Таврическая академия Крымского федерального университета, г. Симферополь, Республика Крым)
В статье исследуются процессы, происходящие в мусульманском сообществе Крыма начиная с исторического этапа, связанного с появлением ислама в регионе. Особое внимание уделено исламу в Крыму в период с 1991 и до 2014 г., когда на основе референдума произошло воссоединение Крыма с Россией. Проанализирована новая модель взаимоотношений государства и исламских религиозных организаций, которая сложилась в Крыму в 2014-2016 гг., в условиях интеграции крымского мусульманского сообщества в российское социокультурное и правовое пространство.
Исторически Крым характеризуется полиэтноконфессио-нальным составом, однако в различные исторические отрезки времени на полуострове доминировали определенные верования, которые сохранились в традициях небольших этнических групп. Исключение составили христианство и ислам, являющиеся доминирующими традиционными религиями на территории Крымского полуострова.
Крымский ислам представляет умеренное суннитское течение ханафитского мазхаба и начинает свою историю в регионе с XIII в. вместе с монгольским завоеванием Крыма и включением его в состав Золотой Орды. Первая мечеть в Крыму появилась в 1219 г. В 1443 г. было образовано Крымское ханство, вошедшее в состав Османской империи, и с этого времени ислам становится
государственной религией в Крыму. В 1783 г., согласно манифесту Екатерины II, Крым вошел в состав Российского государства. К концу XVIII в. в Крыму функционировало около 1600 мечетей, 25 медресе, действовала сеть мусульманских школ - мектебов.
Следующий этап истории Крыма связан с революцией 1917 г. в России и образованием СССР. В Крыму была сформирована Крымская автономная социалистическая республика, которая входила в состав РСФСР до 1954 г., а затем была передана Украине. Религиозная жизнь в Крыму в этот период не отличалась от других регионов и республик Советского Союза. Разрушение религиозных храмов, включая и мусульманские мечети, было повсеместным явлением, так же как и репрессии, против духовенства. Вместе с разрушением храмов была уничтожена и система религиозного образования, включая и мусульманское образование. Религия была вытеснена из публичного дискурса, однако у мусульман она сохранялась на бытовом уровне и передавалась из поколения в поколение через семейные ценности и традиции.
Важное значение для понимания конфессиональных процессов в Крыму имеет также и факт депортации армян, болгар, греков, немцев и крымских татар из Крыма во время Второй мировой войны. Крымские татары были депортированы из Крыма 18 мая 1944 г. (по обвинению в коллаборационизме во время оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками) и направлены советским правительством для проживания в Среднюю Азию. Возвращение репатриантов в Крым началось во второй половине 1980-х годов. Интеграция армян, болгар, греков, немцев в местное сообщество носила мирный характер. В то же время с возвращением из депортации крымских татар на полуострове стал накапливаться конфликтный потенциал, в том числе и в религиозной сфере. Оценивая развитие конфликтной ситуации в Крыму, автор отмечает, что наиболее острые противостояния, имевшие место в прошлом, не были связаны с религиозным фактором. Среди причин массовых акций протеста крымских татар, пик которых пришелся на 1990-е годы, можно назвать проблему отсутствия гражданства и доступа к земельным ресурсам. Наряду с этим в ряде конфликтов была задействована религиозная составляющая, так как у большинства крымских татар наблюдается совпадение этнической и религиозной идентичности, которая нередко подвергалась мани-пулятивному воздействию со стороны этнических и политических лидеров с целью разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в регионе.
В итоге сконструированный конфликтный потенциал предъявлялся этническими лидерами в качестве аргумента и использовался как ресурс в их собственном конфликте с государственной властью, который имел перманентный характер, вплоть до событий 2014 г., когда в результате обострения политического кризиса на Украине Крым выбрал самостоятельный путь развития. На основании проведенного в марте 2014 г. референдума, согласно волеизъявлению большинства населения, Крым вошел в состав России в качестве самостоятельного субъекта Федерации.
Конфессиональные процессы в Крыму, которые приобрели новый вектор развития в 2014-2016 гг., имеют особое преломление в связи с религиозными различиями внутри крымского сообщества. Это связано с сосуществованием трех доминирующих этнических групп русских, украинцев и крымских татар. По данным переписи населения 2014 г., на полуострове проживают представители 175 национальностей. Наиболее многочисленными являются русские (68,3%), украинцы (15,8%) и крымские татары (10,6%). Большинство жителей Крыма составляют русские, причем это большинство не только этническое, но также и религиозное. Как русские, так и украинцы, проживающие в Крыму, чаще всего идентифицируют себя как православные, а крымские татары принадлежат преимущественно к мусульманскому сообществу.
Начиная с весны 2014 г., в условиях интеграции Крыма в российское политическое и правовое пространство, произошли изменения в религиозной сфере. На полуострове прекратила свою деятельность организация «Хизб ут-Тахрир», так как она запрещена в России. С марта 2014 г. в Крыму формируется новая система отношений государства с исламскими религиозными общинами. Все исламские религиозные организации вошли в состав ДУМК, что позволило преодолеть внутренний конфликт в крымской умме. Был создан Таврический муфтият. Функционируют курсы подготовки имамов. Вместе с вхождением Крыма в Россию были приостановлены потоки внешнего финансирования строительства мечетей в Крыму. Большую финансовую помощь исламским религиозным организациям Крыма оказывают регионы России, в частности Татарстан и Чеченская Республика.
Исследователь делает следующие выводы.
1. Для мусульман, проживающих в Крыму, сегодня созданы все условия, необходимые для удовлетворения религиозных потребностей, - функционируют мечети, духовные учебные заведения, осуществляется подготовка кадров духовенства.
2. Умма Крыма интегрируется в исламское сообщество России, о чем свидетельствует развитие межрегионального сотрудничества, в частности с Татарстаном и Чеченской Республикой.
3. Выстроена новая система взаимоотношений государства с исламскими религиозными организациями, которая создает необходимые условия для деятельности религиозных общин, но в то же время препятствует распространению экстремизма.
4. Наряду с этим существует необходимость преодоления стереотипов, циркулирующих в европейском общественном мнении, о нарушении коллективных прав крымских татар в Крыму, так как данные стереотипы активно конструируются заинтересованными внешними политическими акторами. В целом ситуация в этноконфессиональной сфере Крыма характеризуется снижением этноконфликтного потенциала и является более спокойной и прогнозируемой, чем в предыдущие годы.
Автор реферата В.Н. Сченснович
2018.03.004. Абдыраманова Ч.Ш. МУФТИИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭЛИТЫ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018, № 4 (апрель), с. 1-9. URL: http://e-koncept.ru/2018/183018.htm
Ключевые слова: ханафитский мазхаб; муфтий; религиозная элита; шариат; хадж; шиит; религиозная эпоха; административно-политическая элита; дават.
Абдыраманова Ч.Ш.,
кандидат политических наук, директор Высших курсов администрирования и управления Академии государственного управления при Президенте Киргизской Республики
Автор статьи рассматривает становление института муфтиев как представителей религиозной элиты в политических процессах Киргизии.
В советский период большая часть верующих мусульман проживала на территории Ошской области, в религиозных учреждениях обучались выходцы оттуда, и поэтому часть муфтиев неза-