Научная статья на тему '2018. 02. 024. Ота Арико. Фарфор и власть: сравнительный анализ регионального производства в Японии эпохи Токугава. Ota Ariko. Porcelain and power: comparative regional analysis of industrial manufacturing in Tokugawa Japan // International J. of Asian studies. - Cambridge, 2017. - vol. 14, n 1. - p. 27-46'

2018. 02. 024. Ота Арико. Фарфор и власть: сравнительный анализ регионального производства в Японии эпохи Токугава. Ota Ariko. Porcelain and power: comparative regional analysis of industrial manufacturing in Tokugawa Japan // International J. of Asian studies. - Cambridge, 2017. - vol. 14, n 1. - p. 27-46 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
2149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ИСТОРИЯ / ЭПОХА ТОКУГАВА / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ФАРФОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 024. Ота Арико. Фарфор и власть: сравнительный анализ регионального производства в Японии эпохи Токугава. Ota Ariko. Porcelain and power: comparative regional analysis of industrial manufacturing in Tokugawa Japan // International J. of Asian studies. - Cambridge, 2017. - vol. 14, n 1. - p. 27-46»

сельского происхождения - так и пороками больших городов (кон-сюмеризм)» (с. 64).

Лу Синь указывал на то, что между сяо шиминь и голливудскими лентами существовала глубинная взаимосвязь: «Последние артикулировали затаенные желания зрителей, в то время как первые делали возможным аккумулирование американского капитала» (там же). Позорность ситуации, с точки зрения Лу Синя, усугублялась тем обстоятельством, что китайская аудитория неверно трактовала завозимые американскими компаниями картины, представлявшие устарелые образцы, как последнее достижение мировой культуры.

К.Б. Демидов

ИСТОРИЯ

2018.02.024. ОТА АРИКО. ФАРФОР И ВЛАСТЬ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЯПОНИИ ЭПОХИ ТОКУГАВА.

OTA ARIKO. Porcelain and power: Comparative regional analysis of industrial manufacturing in Tokugawa Japan // International j. of Asian studies. - Cambridge, 2017. - Vol. 14, N 1. - P. 27-46.

Ключевые слова: Япония; история; эпоха Токугава; индустриализация; фарфор.

Исследователь из Токийского муниципального университета Ота Арико анализирует торговую политику сегуната в отношении изделий из фарфора в первой половине XIX в. в Японии и историю ранней индустриализации в этой стране. Под ранней индустриализацией понимается значительный рост несельскохозяйственного сектора в национальной экономике, остающейся в целом аграрной.

С начала XVIII в. наблюдался заметный рост торговли в Японии. С ростом рынка и объема операций на нем власти в лице бакуфу и региональных властителей даймё стали претендовать на то, чтобы контролировать эти экономические процессы. Бакуфу, в частности, через крупные гильдии купцов в Эдо и Осаке контролировало стоимость хлопка, масла и шелка на внутреннем рынке, а также серебра, меди и морепродуктов, которые шли на экспорт.

Фарфор в Японии этого периода представлял один из главных товаров ранней индустриализации. С этого времени стали использоваться многокамерные печи для обжига, что позволяло мастерам обжигать сразу большое количество изделий одновременно. Помимо этого было введено разделение труда на различных стадиях производства от формирования изделия до его окраски и обжига. Все это в совокупности ускорило процесс создания фарфоровых изделий, однако они все равно стоили достаточно дорого в силу редкости необходимого материала, а также прочности и эстетической ценности. Главными центрами производства фарфора были города Арита в княжестве Сага, Сэто в княжестве Овари и провинция Мино, большая часть которой являлась землями бакуфу.

Княжество Сага располагалось на севере о. Кюсю. В нем правил род Набэсима, относящийся к тодзама-даймё - бывшим противникам Токугава, которые в эпоху Эдо обладали меньшими административными правами. Регион был сравнительно слабо развит экономически, и княжество тратило более половины своего дохода на поездки князей в столицу и содержание в ней резиденции князя -обязанность, которую должны были исполнять все даймё.

Кроме того, под юрисдикцией Сага находился центр внешней торговли Нагасаки, и обязанность по его охране также составляла серьезную статью расходов. В связи с этим уровень сельскохозяйственного налога в княжестве был очень высок - 60%, тогда как в других княжествах он составлял в среднем 40% от урожая (с. 33). Однако и этого, как правило, не хватало, и поэтому князья Набэси-ма искали различные пути увеличения своего дохода. В конце XVIII в. была проведена земельная реформа, в результате которой в пользу даймё были изъяты земли, принадлежавшие самураям, торговцам и другим землевладельцам. Правители Сага стали вмешиваться в торговую сферу. С целью контроля рынка стали печататься банкноты1, и торговцев обязали использовать их для обменных операций.

Княжество стало контролировать и внешние торговые операции: в Нагасаки, Эдо и Осаке были учреждены княжеские склады, только через них продукты этого домена попадали на рынок. Лишь

1 В эпоху Токугава это было нередкой практикой. Многие княжества выпускали собственные денежные знаки, которые имели хождение только внутри него. - Прим. реф.

некоторые группы товаров были отданы под монопольный контроль купеческих домов, тогда как подавляющий объем операций теперь осуществлялся при участии чиновников Сага.

Производство фарфора в Арита князья Набэсима контролировали еще с XVII в. В 1637 г. в городе был отведен специальный участок для производства и учреждена должность интенданта, который должен был управлять процессом производства, следя как за качеством, так и за количеством продукции с целью не допустить снижения рыночных цен на этот достаточно дорогой вид товара. Места добычи глины были разделены на три категории в соответствии с их качеством. При этом глина высшего качества использовалась только в княжеских мастерских, а готовые изделия поставлялись исключительно для двора Набэсима.

Глина средней и низшей категории использовалась для производства фарфора на продажу. Мастера подлежали обязательному лицензированию, которое предоставлялось в том числе при условии уплаты налога. При этом мастера с разной специализацией (например, роспись, обжиг) подлежали отдельной регистрации, и переход из одной категории в другую запрещался. Мастера были обязаны передавать свои навыки только старшим сыновьям.

В княжестве сильно опасались промышленного шпионажа, поэтому мастера не могли путешествовать, и даже торговцы, специализировавшиеся на продаже фарфора, не имели права посещать мастерские. С начала XIX в. был введен контроль и над распространением товара: производители сдавали продукт в обмен на княжеские векселя, и далее фарфор поставлялся на рынок исключительно через официальные склады Сага. Частные торговцы и сами производители были исключены из процесса продажи фарфора из Арита. Первоначально контроль касался только продукции, которая поставлялась на крупнейшие рынки - Эдо и Осака, однако к 1850-м годам княжество контролировало уже всю торговлю фарфором, включая другие регионы.

Княжество Овари располагалось в центре о. Хонсю, посередине между Эдо и Осакой. В отличие от Сага, оно располагало множеством разнообразных ресурсов. Главный город Нагоя был крупным торговым центром в силу своего положения на пути между двумя крупнейшими городами. Князья Овари были связаны с сегу-натом давними связями, включая кровное родство. Уровень аграр-

ного налогообложения здесь был чуть ниже, чем в среднем по стране, составляя 30% (с. 36). С начала XIX в. княжество поощряло производство на своей территории коммерческих товаров, таких как хлопок или гончарные изделия. Для контроля над производством и распространением товаров вводился специальный чиновничий аппарат.

Производство фарфора в княжестве также имело давнюю историю. В начале XVII в. мастера создали собственную гильдию. С XVIII в. гильдия регистрировала и строго контролировала использование специальных печей для обжига и гончарных кругов. Профессия передавалась строго от отца к старшему сыну. Целью этого было сохранение монополии и недопущение новых производителей на рынок. Однако процесс расширения было трудно сдерживать, лицензии часто продавались как младшим членам семей гончаров, так и бывшим крестьянам.

В начале XIX в. под давлением многочисленных петиций власти княжества наконец предписали гильдии устранить ограничения, и производство фарфора в результате резко возросло. Корпоративные установления, регулировавшие производство и сбыт, ушли в прошлое, уступив место рыночным механизмам. В начале XIX в. был организован централизованный сбыт продукции на рынки Эдо и Осаки через официальные склады княжества Овари. При этом на местном рынке продолжали действовать множество небольших торговых домов. Контроль в Овари был не так строг, как в Сага. Правила производства и распространения продукции постоянно пересматривались властями под действием петиций производителей и торговцев.

Провинция Мино была разделена между владениями бакуфу, непосредственных вассалов сегуна (хатамото) и небольшими княжествами. Крестьяне часто, помимо сельского хозяйства, были заняты торговлей и ремесленным производством и вследствие этого могли накапливать капитал. Производство фарфора в этой местности началось в XVII в. Управляющий бакуфу занимался другими вопросами, и гончары были предоставлены сами себе. Они объединились в гильдию, сами издавали лицензии и добились легального статуса в обмен на уплату налогов. В отличие от гильдии Сэто, правила гильдии в Мино не ограничивали ни количество продукции, ни вступление в ее ряды новых членов. Поэтому среди всех

центров производства фарфора Мино оказался под наибольшим влиянием купеческого капитала. К примеру, богачи могли приобретать печи и мастерские и сдавать их в аренду ремесленникам. Однако из-за отсутствия административного контроля производители фарфора из Мино не имели налаженной цепи сбыта продукции, а также были вынуждены платить одновременно налоги и на производство, и на торговлю, а также покрывать пошлину за обмен местным денег на те, которые были в ходу на рынке сбыта.

Ситуация улучшилась в 1830-х годах, когда один из местных князей Нисиура организовал для производителей единый канал сбыта в Эдо и Осаке по тому же типу, что существовали в Овари и Сага. Но следует отметить, что к данному торговому соглашению присоединились далеко не все производители Мино, поскольку тем, кто работал на местный рынок, оно было невыгодно.

Таким образом, на примере производства фарфора автор наглядно демонстрирует, насколько разные формы могла принимать ранняя индустриализация и торговля в Японии эпохи Токугава. Княжество Сага придерживалось модели, которую условно можно охарактеризовать как «меркантилистскую» с безусловным контролем со стороны администрации над сбытом и процессом производства. Модель Овари автор характеризует как «корпоративистскую» -построенную на взаимодействии властей княжества, обеспечивавших монопольный сбыт, и более или менее свободных от их контроля производителей и мелких торговцев. Наконец, модель Мино Ота называет «капиталистической», поскольку там практически отсутствовал контроль со стороны властей и производство находилось под влиянием капитала. Автор приходит к выводу, что властные отношения имели примат над экономическими и во многом сдерживали развитие частного капитала - в любом случае капиталистические отношения в отдельно взятом регионе развивались настолько, насколько это позволял контроль со стороны властей.

А.А. Новикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.