Научная статья на тему '2018. 02. 013. Восстание 1916 года. Документы и материалы / под ред. Д-ра филол. Наук К. И. Мамбеталиева. - Бишкек, 2015. - 264 с'

2018. 02. 013. Восстание 1916 года. Документы и материалы / под ред. Д-ра филол. Наук К. И. Мамбеталиева. - Бишкек, 2015. - 264 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ ВОССТАНИЕ 1916 Г. / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СЕМИРЕЧЬЕ / ТУРКЕСТАНСКИЙ КРАЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 013. Восстание 1916 года. Документы и материалы / под ред. Д-ра филол. Наук К. И. Мамбеталиева. - Бишкек, 2015. - 264 с»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

ИСТОРИЯ

2018.02.013. ВОССТАНИЕ 1916 года. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ / Под ред. д-ра филол. наук К. И. Мамбеталиева. - Бишкек, 2015. - 264 с.

Ключевые слова: Кыргызстан; Среднеазиатское восстание 1916г.; Первая мировая война; Семиречье; Туркестанский край.

В сборник включены архивные документы и материалы, имеющие отношение к Среднеазиатскому восстанию 1916 г., а также к ситуации до и после него за период 1908-1925 гг. (отчеты, телеграммы, объявления, воззвания, приказы, рапорты и доклады от военных губернаторов областей и генерал-губернатора Туркестанского края, судебные постановления, протоколы опросов свидетелей и допросов арестованных, это жалобы жителей на поборы и взятки, показания русских крестьян-переселенцев, донесения о лидерах восстания, запросы и справки от статистических отделов). Они были собраны группой историков в 1947 г. - старшим научным сотрудником музея национальной культуры Киргизского филиала АН СССР З.И. Амитиным-Шапиро, старшим научным сотрудником Архивного отдела МВД Киргизской ССР Н.И. Батматовым и младшим научным сотрудником Института языка, литературы и истории Киргизского филиала АН СССР Х. Юсуровым. Сборник подготовили к печати научные сотрудники Института языка, литературы и истории Киргизского филиала АН СССР и архивного отдела МВД Киргизской ССР - Д.М. Меджитов, О.Д. Морозова и А. Т. Морозова.

В нем представлены документы, хранившиеся в Центральном государственном архиве МВД Киргизской ССР, Центральном го-

сударственном историческом архиве Узбекской ССР, Центральном государственном историческом архиве Казахской ССР.

Готовя сборник к публикации 70 лет назад, составители поставили перед собой цель предоставить исследователям материалы, характеризующие социально-экономические предпосылки, причины, ход, характер и движущие силы Среднеазиатского восстания на территории современного Кыргызстана. Более полувека они хранились дома у историка и сотрудника Центрального государственного архива Киргизской Республики С. Бегалиева, а после его смерти - у его дочери, доктора исторических наук А. Бегалиевой.

В предисловии к сборнику, написанном в 1947 г. Д.М. Мед-житовым, отмечается, что основными причинами восстания 1916 г. были: переселенческая политика царизма и земельная колонизация Семиречья русскими крестьянами-переселенцами, в результате чего коренное киргизское население лишалось лучших земельных угодий и пастбищ. Происходило сокращение поголовья скота. Разоренное коренное население вынуждено было сдавать остатки земли в аренду переселенцам; налоговый гнет, усилившийся в период Первой мировой войны (с. 6); расходы на производство хлопка почти вдвое превышали установленную государством закупочную цену на него, при этом киргизское население заставляли заниматься невыгодным для него хлопководством (с. 8).

Непосредственным поводом для восстания явился Высочайший указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации на военно-тыловые работы мужчин инородческого населения империи, в том числе коренного населения Туркестана, на которых не распространялась несение воинской повинности, в самый разгар сельскохозяйственных работ. «Этот указ, - по мнению Д. Меджитова, - был как раз той искрой, от которой разгорелось пламя национально-освободительного восстания киргизов и других народов Средней Азии и Казахстана» (с. 10).

11 июля были приняты разъяснения, согласно которым в отношении отдельных категорий, подлежащих мобилизации, применялись льготы. Кроме того, мобилизуемый мог нанять за деньги вместо себя другого человека, что создавало почву для всякого рода махинаций, взяточничества и т.д. и вызвало серьезные протест-ные настроения.

В начальный период народное возмущение было направлено против лиц местной администрации, составлявших списки мобилизованных. Повсеместно происходили стихийные собрания населения, на которых приносились клятвы «бата» оказать вооруженное сопротивление властям, если они все же попытаются приступить к мобилизации (с. 12). Администрация принимала экстренные меры по предотвращению восстания: подтягивались войска, завозилось оружие, из крестьян-переселенцев создавались боевые дружины (с. 13). Тем не менее восстание на юге современного Кыргызстана вспыхнуло 11 июля в Ошском уезде (с. 14), хотя носило локальный характер, и было направлено главным образом против туземной администрации. Местные баи и волостные управители выступили на стороне царской власти. Восстание в северных районах Киргизии началось 7 августа. Восставшим удалось захватить транспорт с оружием (с. 15). В дальнейшем они занимали стратегические объекты (почтовые тракты, включая все станции, и др.), блокировали телеграфную связь, уничтожали ирригационные сооружения и т.д. Им противостояли отряды регулярных войск, специально прибывшие на подкрепление местным гарнизонам (с. 17).

В ходе восстания силы повстанцев главным образом сосредотачивались вокруг крупных переселенческих поселков. Однако, как отмечает Меджитов, документы свидетельствуют о наличии среди русского населения сочувствующих восставшим киргизам (с. 23). К началу сентября волна недовольства начала утихать. Под натиском регулярных войск восставшие отступали к китайской границе (с. 29) и через горные перевалы уходили в провинцию Синьцзян, где, как отмечает автор предисловия к сборнику документов, терпели неслыханные бедствия. По его оценке, всего в Китай ушло более 150 тыс. человек из 37 волостей Пишпекского и Пржевальского уездов. В крае были созданы военно-полевые суды для разбора дел участников восстания. Из протоколов этих судов, хранящихся в архивах, видно, что многим участникам восстания выносились смертные приговоры без тщательного расследования (с. 30). Согласно приводимым в сборнике статистическим данным, в Пишпекском уезде из 21 813 киргизских хозяйств, имевшихся до восстания, к 1 января 1917 г. осталось 12 518 хозяйств, т.е. 42,66%, а в Пржевальском из 34 594 убыло 70,21% всех хозяйств (с. 30).

Д.М. Меджитов подчеркивает национально-освободительный характер восстания 1916 г., которое подняло на борьбу «широкие массы киргизского народа против колониального режима», будучи также направлено против местных баев и манапов. Как антиимпериалистическое и антифеодальное, оно явилось составным звеном в общей цепи «национально-колониальных движений эпохи империализма» и ослабило позиции царизма в Средней Азии (с. 31). Кроме того, восстание дало серьезный толчок росту политического сознания киргизского народа. «Из резерва империализма» колониальный Киргизстан превратился в «резерв пролетарской революции» (с. 35).

Т. В. Котюкова

КУЛЬТУРА

2018.02.014. ТЭЙЛОР П.М. ТЮРКСКОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК СИМВОЛ И ЗРИМОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ: КАК В ТУРКМЕНИСТАНЕ ОТМЕЧАЮТ ГОД МАХТУМКУЛИ.

TAYLOR P.M. Turkic poetic heritage as symbol and spectacle of identity: observations on Turkmenistan's year of Magtymguly // Nationalities papers. - Abingdon, 2017. - Vol. 45, N. 2. - P. 321-336.

Ключевые слова: Туркменистан; туркменская литература; тюркские языки; Махтумкули.

Пол Майкл Тэйлор (Смитсоновский институт, Вашингтон) рассматривает попытки туркменского руководства сконструировать некую новую - после советских времен - национальную идентичность на основе тюркского поэтического наследия. Фигура выбрана для этой цели отнюдь не случайно, и дело здесь даже не в том, что речь идет о поэте, широко известном не только в тюрко-мусульманском мире, но и, например, в Индии, где проводятся фестивали, посвященные его творчеству. Махтумкули прославился своими призывами к единству туркмен, что в настоящее время, отмеченное повсеместной тенденцией к фрагментации и обособлению, насыщается особой актуальностью.

Примечательно, что Туркменистан придает подобное значение поискам национальной идеи, - ведь только общие идеалы и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.