Научная статья на тему '2018.02.012. ЭРРЕРА Х.С. КЛАУЗУЛЫ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ: 200 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ ПИСЬМА С ЯМАЙКИ. HERRERA J.C. LAS CLáUSULAS DE INTEGRACIóN EN LAS CONSTITUCIONES DE SURAMéRICA: 200 AñOS DESPUéS DE LA CARTA DE JAMAICA // COLOMBIA INTERNACIONAL. - BOGOTá, 2016. - N 86. - P. 165-192'

2018.02.012. ЭРРЕРА Х.С. КЛАУЗУЛЫ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ: 200 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ ПИСЬМА С ЯМАЙКИ. HERRERA J.C. LAS CLáUSULAS DE INTEGRACIóN EN LAS CONSTITUCIONES DE SURAMéRICA: 200 AñOS DESPUéS DE LA CARTA DE JAMAICA // COLOMBIA INTERNACIONAL. - BOGOTá, 2016. - N 86. - P. 165-192 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЮЖНАЯ АМЕРИКА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / КЛАУЗУЛЫ ОБ ИНТЕГРАЦИИ / ОБЩЕЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.02.012. ЭРРЕРА Х.С. КЛАУЗУЛЫ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ: 200 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ ПИСЬМА С ЯМАЙКИ. HERRERA J.C. LAS CLáUSULAS DE INTEGRACIóN EN LAS CONSTITUCIONES DE SURAMéRICA: 200 AñOS DESPUéS DE LA CARTA DE JAMAICA // COLOMBIA INTERNACIONAL. - BOGOTá, 2016. - N 86. - P. 165-192»

номий» однородного характера, которое получилось в результате к настоящему времени, имеет смысл провести конституционную реформу и создать основу для более определенной и адекватной социальным условиям Испании модели территориальной организации. Он отдает себе отчет в том, что конституционная реформа представляет собой не столько техническую, сколько политическую проблему, но в ситуации конфронтации имеет смысл вернуться на путь конкуренции различных политических идей относительно учредительного договора.

Г.Н. Андреева

2018.02.012. ЭРРЕРА Х.С. КЛАУЗУЛЫ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ: 200 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ ПИСЬМА С ЯМАЙКИ.

HERRERA J.C. Las cláusulas de integración en las constituciones de Suramérica: 200 años después de la Carta de Jamaica // Colombia internacional. - Bogotá, 2016. - N 86. - P. 165-192.

Ключевые слова: региональная интеграция; Южная Америка; конституционное право; клаузулы об интеграции; общее конституционное право.

В статье Хуана Самилио Эрреры, преподавателя Университета Помпеу Фабра в Барселоне (Испания), вопрос о конституционном регулировании наднациональной интеграции в странах Южной Америки рассматривается как часть процесса интернационализации конституционного права. Идея наднациональной интеграции в Латинской Америке неоднократно «всплывала» в ходе ее длительной истории, различные проекты такого рода предлагались как в эпоху обретения независимости этими странами, так и особенно интенсивно в ХХ в. Они были частично реализованы в виде различного рода инициатив межправительственного сотрудничества и целого ряда наднациональных объединений. Южная Америка является регионом с высокой степенью однородности, тем не менее вопросы о реальных сроках политической, социальной и экономической интеграции региона и даже о том, насколько желательна и какая именно нужна интеграция, остаются открытыми.

В статье подчеркивается важность правильного выявления идей, которыми руководствовались органы учредительной власти

при создании каждой из исследуемых конституций, и объективного анализа тех основ, которые должны конституционно обеспечить политическую, экономическую и социальную интеграцию. В сентябре 2015 г. исполнилось 200 лет с тех пор, как Симон Боливар в знаменитом Письме с Ямайки подчеркивал необходимость крепкой латиноамериканской интеграции. Автор рассматривает не эмпирическую реальность латиноамериканской интеграции, которая может быть оценена по-разному, а ее конституционный фундамент в виде клаузул об интеграции, под которыми он понимает специальные конституционные положения, позволяющие уступать часть суверенитета государства институтам регионального или международного уровня. В работе подчеркивается, что это - положения более высокого уровня внутри самого текста Конституции, поскольку в силу их существования полномочия, предусмотренные и урегулированные Конституцией, переходят на иной, а именно международный уровень, к другим субъектам принятия решений, т.е. клаузулы об интеграции содержат факультативную уступку суверенитета и компетенции, подчиняющую государство учреждениям, являющимся носителями данной компетенции. Ввиду значимости акта уступки полномочий его реализация предполагает проведение сложной юридической процедуры, конституционализация которой создает необходимую основу для того, что автор (со ссылкой на Алехандро Перотти) определяет как «конституционную способность к интеграции» [с. 168].

Интеграция в Европе началась после двух мировых войн как реакция на прошлое, а двигателем интеграции (помимо страха) стали экономика и производственный сектор. Латинская Америка оценивается в статье как регион в целом без вооруженных межгосударственных конфликтов. Однако во внутригосударственном аспекте очевидно общей является проблема несправедливости и отчуждения, сопоставимая с последствиями войны. Поэтому основы и этапы процессов интеграции в Латинской Америке не могут и не должны быть теми же, что в Европе.

Чтобы предметно выяснить, что служит «конституционным мандатом» для интеграции, автор, исходя из теории «открытого государства», предлагает классификацию положений об интеграции, содержащихся в конституциях стран Южной Америки, на: клаузулы «высокой степени открытости» (в которых содержатся

положения об интеграции в данном регионе; с аксиологической точки зрения они могут быть расположены в преамбуле или в статьях о международном сотрудничестве); клаузулы средней степени открытости (которые не нацелены прямо на регулирование именно региональной интеграции, но позволяют передачу суверенитета наднациональным органам; т.е. намерение конституционного законодателя не состоит в поддержании какой-то конкретной модели интеграции, но интеграция, в том числе региональная, на основе этих положений вполне возможна); конституционные положения минимальной открытости (в конституции не упоминается об интеграции вообще, но имеются абстрактные конституционные положения о полномочиях различных органов государства по вопросам международных отношений, ратификации международных договоров и т.д.).

К первой группе автор относит клаузулы Конституции Бразилии 1988 г., Конституции Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Венесуэлы 1999 г., Эквадора 2008 г. и Боливии 2009 г. В этих конституциях вопросы интеграции урегулированы по-разному. Так, в Конституции Бразилии 1988 г., которая является первым примером конституционного закрепления возможности латиноамериканской интеграции на конституционном уровне, этим вопросам посвящена ст. 4. В ч. 1 ст. 4 содержится перечень принципов, которыми Республика руководствуется в международных отношениях (национальная независимость, приоритет прав человека, самоопределение народов, невмешательство, равенство между государствами, защита мира, мирное урегулирование конфликтов, отказ от терроризма и расизма, сотрудничество между народами в интересах прогресса человечества, предоставление политического убежища), а включенный в нее единственный параграф устанавливает, что Бразилия стремится к экономической, политической, социальной и культурной интеграции народов Латинской Америки с целью формирования латиноамериканского сообщества наций. Какой-либо специальной процедуры для реализации данного положения не предусмотрено. При оценке конституционности вступления Бразилии в МЕРКОСУР Верховный суд Бразилии указал, что норма ст. 4 не может рассматриваться изолированно от других норм Конституции. В преамбуле Конституции Колумбии 1991 г. содержится положение о том, что народ Колумбии с ответственностью содей-

ствует интеграции латиноамериканского сообщества, а в ст. 9 устанавливается, что внешняя политика Колумбии направлена на интеграцию государств Латинской Америки и Карибского региона. Кроме того, в данной Конституции имеется ст. 93, которая определяет иерархию правовых актов, в том числе конкретного международного соглашения (Римский статут 1998 г.), и устанавливает общий принцип верховенства ратифицированных Конгрессом международных договоров и соглашений по правам человека над положениями внутреннего законодательства. Как отмечает автор, в случае достижения соглашений об интеграции эти положения не выглядят столь уж ясными. Пункт 16 ст. 150 данной Конституции о том, что государство может передавать международным организациям определенные государственные полномочия для содействия и укрепления экономической интеграции с другими государствами, может быть истолкован в общем смысле или буквально, но он коррелирует с положениями ст. 227 Конституции, которая содержит прямое указание о том, что государство содействует экономической, социальной и политической интеграции Колумбии с другими странами, особенно с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна, посредством заключения соответствующих соглашений, основывающихся на принципах справедливости, равенства и взаимности, а также участвует в учреждении наднациональных организаций. Данная Конституция рассматривается в научной литературе как первый пример «нового латиноамериканского конституционализма», поскольку в ней прямо подчеркивается важность интеграции стран Латинской Америки и Карибского моря. В работе подробно анализируются особенности других конституций данной группы (Перу 1993 г., Венесуэлы 1999 г., Эквадора 2008 г. и Боливии 2009 г.), включенные в них механизмы реализации интеграции, в том числе посредством форм прямой демократии.

К группе конституций с клаузулами средней степени открытости автор относит конституции Уругвая 1830/1967 г., Парагвая 1992 г. и Аргентины 1853/ 1994 г. Это реформированные конституции, которые в своих последних редакциях содержат положения об интеграции в определенных, ограниченных пределах. Например, ст. 6 Конституции Уругвая устанавливает, что Республика участвует в социальной и экономической интеграции латиноамериканских государств, особенно в сфере совместной защиты производимых

ими товаров и сырья. Данная статья хотя и говорит об экономической и социальной интеграции, но подчеркивает важность защиты товаров и сырья, т.е. торговый аспект является в этом случае преобладающим. В Конституции Парагвая, хотя и упоминается о членстве государства в Организации американских государств (ст. 144), формулировки об интеграции носят общий характер, создавая возможность интеграции с любым государством при условии соблюдения суверенного равенства и обеспечения действенности прав человека, мира, справедливости, развития и сотрудничества в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В редакцию 1994 г. Конституции Аргентины 1853 г. попало положение, которое позволяет заключение международного или иного соглашения, передающего функции наднациональному органу при условии соблюдения демократических принципов: п. 24 ст. 75 относит к полномочиям Конгресса одобрение договоров об интеграции, посредством которых происходит делегирование полномочий наднациональным организациям на началах взаимности и равенства, но только тех, которые уважают демократический порядок и права человека. Вторая часть данного пункта посвящена процедуре одобрения таких договоров с латиноамериканскими (и иными) государствами; для договоров с первыми требуется абсолютное большинство голосов членов каждой палаты Конгресса. Однако, как отмечается в статье, прямого указания о намерении быть частью транснационального объединения в Конституции не выражено.

Конституции с наименьшей степенью открытости (Чили 1980 г., Гайяны 1980 г. и Суринама 1987 г.) не содержат положений об интеграции, однако это не мешает данным государствам участвовать в международных соглашениях и организациях. В связи с этим в науке существует дискуссия о том, следует ли это интерпретировать как проявление «закрытости» в открытых конституциях или в рамках современной интерпретации открытой конституции как согласованной в целом с международным правом. В принципе, по мнению автора, эта лакуна в тексте конституции может быть восполнена судами путем сопоставления с международными соглашениями, уже ратифицированными данными государствами.

Хотя по вопросам латиноамериканской интеграции ведется дискуссия, автор, не касаясь неоднозначной эмпирической реальности интеграции, полагает, что воля конституционных законода-

телей, направленная на интеграцию, выражена в конституциях стран Южной Америки с достаточной степенью определенности. В целом в странах Южной Америки имеются конституционные основания для интеграции, однако в странах со средней и наименьшей степенью открытости конституционных положений этот процесс может встретиться с определенными трудностями. Для усиления союза стран Латинской Америки предпочтительно укреплять и консолидировать конституционные и законодательные основы интеграции.

Г.Н. Андреева

2018.02.013. ХАЙДЕР-КЕРСИА У. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В ИТАЛИИ. HAIDER-QUERCIA U. Rechtsrahmen und Bedeutung der doppelten Staatsbürgerschaften in Italien // International law report: New issue: Europa ethnica. - Cincinnati, 2017. - Vol. 73, N 1/2. - S. 9-17.

Ключевые слова: двойное гражданство; многогражданство; Конституция Италии; Закон 91/1992; принцип крови; избирательные права заграничных итальянцев; военная служба при двойном гражданстве.

Итальянская конституция не содержит никаких положений об основаниях приобретения и утраты итальянского гражданства. Статья 22 Конституции Италии гласит: «Никто не может быть лишен по политическим мотивам, правоспособности гражданства, имени». Однако в Конституции Италии имеются многочисленные положения, относящиеся непосредственно к гражданам, которые касаются их прав и обязанностей и содержатся в части первой Конституции «Права и обязанности граждан» (ст. 13-54). На уровне текущего законодательства вопросы гражданства (в том числе и двойного), приобретения и утраты итальянского гражданства регулирует Закон № 91/1992. Этот акт в качестве основного использует принцип крови (ius sanguinis) и только в некоторых случаях, дополнительно, принцип почвы (ius soli). Другие требования, такие как фактическая интеграция в общество, в государство или окончание обязательного обучения в Италии, действующему праву не свойственны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.