4. Smart Ch. The real risk to the global economy. - 2017. - Mode of access https:// www.project-syndicate.org/commentary/real-risk-global-economy-by-christopher-smart-2017-11
5. Spence M. L'économie mondiale en 2018. - 2017. - Mode of access: https://www. project-syndicate.org/commentary/economic-forecast-2018-continuity-by-michael-spence-2017-11/french
6. Turner A. L'illusion du retour à la normale. - 2017. - Mode of access: https://www. project-syndicate.org/commentary/normalization-delusion-global-recovery-by-adair-turner-2017-09/french
7. Synthèse: La nouvelle Grande Modération? // Rev. de l'OFCE. - P.: OFCE, 2017. -N 152. - P. 15-40. - Mode of access: https://www.ofce.sciences-po.fr/pdf/docu ments/prev/prev1017/OFCE-Perspectives-Economiques-2017-2019.pdf
2018.02.010. ГРОС Д. МНОГОСТОРОННЯЯ ТОРГОВАЯ СИСТЕМА РАСШАТЫВАЕТСЯ?
GROS D. ¿Debilitar el sistema comercial multilateral? - 2017. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/world-trade-system-backlash-us-china-eu-by-daniel-gros-2017-12/spanish
Ключевые слова: международная торговая система; Всемирная торговая организация; торговая политика.
Директор Центра европейских политических исследований (Centre for European Policy Studies, CEPS) (Брюссель) рассматривает будущее современной международной торговой системы, основанной на определенных правилах, которые были сформулированы около б0 лет назад, когда США были единственной экономической «сверхдержавой» с самыми передовыми для того времени промышленными отраслями. Америка обладала достаточной силой, чтобы навязывать свои правила, и достаточной степенью доминирования, чтобы рассчитывать на получение основной доли выгод от международной торговли.
По мере послевоенного восстановления экономики Японии и Европы американское лидерство начало ослабевать. В 1970-1980-х годах США уже делили контроль над мировой торговлей с Европой. Тем не менее, поскольку у США и Европы были общие интересы, они, как правило, придерживались принципов сотрудничества.
Однако давление импорта на американскую промышленность привело к возникновению значительного и не снижающегося внешнего дефицита, а торговая политика США стала приобретать оборонительный характер. Тем не менее руководство США пони-
мало значение многосторонней торговой системы и поддержало создание в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО), ставшей преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
ВТО занялась не только тарифными, но и нетарифными барьерами, в том числе связанными с внутренним регулированием товарообмена. Инструментом, сглаживающим влияние регулирования на торговлю, является механизм разрешения торговых споров между членами ВТО. Эта система работала, потому что ее главные участники признавали легитимность независимого арбитража, даже если принятые им решения были политически неприем-лимыми. Однако в настоящее время их готовность соблюдать эти решения все сильнее ставится под сомнение.
Ситуация осложняется тем, что, по мнению Гроса, реализуется сценарий лауреата Нобелевской премии по экономике П. Кругмана (Р. Кг^шап), представленный в 1989 г.1 Он писал, что мир, состоящий из трех крупных торговых блоков, представляет собой самую худшую из возможных конфигураций для мировой торговли, поскольку отсутствие искреннего сотрудничества между всеми тремя блоками может привести к росту торговых барьеров.
Именно такая структура с тремя доминирующими экономиками - Китай, Евросоюз и США - действует сегодня. Объемы их внешней торговли примерно равны - около 4 трлн долл. у каждой. На долю этой «Большой тройки» (ОЭ) приходится 40% мировой торговли и 45% мирового ВВП. Когда экономическая сила распределяется подобным образом, критически важным становится сотрудничество между всеми тремя сторонами. Но есть причины, по которым они могут весьма сдержанно относиться к идее сотрудничества.
Даже если бы Трамп не стал президентом, существующая глобальная торговая система создавала бы проблемы для США, торговая политика которых давно сосредоточена на промышленных товарах. Поскольку США в настоящее время независимы в сфере энергетики, им необходимо экспортировать меньше промышленных товаров, чем промышленно развитым странам, не
1 См.: Krugman P. Is bilateralism bad? - 1989. - (NBER. Working paper; N 2972). - Mode of access: http://www.nber.org/papers/w2972
имеющим собственных энергоресурсов. Вследствие этого годовой экспорт промышленных товаров из США составляет теперь примерно 1 трлн долл., в то время как экспорт промышленных товаров из ЕС или Китая почти вдвое больше, хотя размеры их экономик немного меньше.
Трамп едва ли начнет открытую торговую войну, потому что введение любых тарифов в США нанесет вред крупнейшим компаниям страны, инвестировавшим огромные суммы в производственные объекты за рубежом. В то же время ни одна конкретная компания не захочет тратить свой политический капитал на защиту торговой системы, основанной на правилах, потому что, пока она будет нести убытки, ее конкуренты будут делить прибыль. То же самое касается и взаимоотношений между экономиками «Большой тройки»: если ЕС начнет тратить свой политический капитал на попытки остановить США и не дать им развалить механизмы ВТО, львиная доля выгод достанется Китаю (и другим странам мира).
Это отчасти объясняет позицию Китая, руководство которого несмотря на продекларированную поддержку многосторонней торговой системы, не предпринимает конкретных шагов для ее укрепления. Китай, вероятно, надеется на то, что уже при жизни нынешнего поколения страна начнет доминировать в мировой экономике, и тогда, она, скорее всего, не захочет подчиняться чужим правилам.
Кроме того, следует учитывать повышение в последнее время роли Коммунистической партии Китая (КПК) во всех сферах экономики. В частности, все крупные компании страны теперь должны включать в советы директоров представителей КПК. По этой причине трудно представить, что доминирующая экономическая держава, управляемая единственной партией, обладающей контролем над экономикой, согласится на главенство международных правил и процедур над ее собственными интересами.
Вывод, по мнению автора, очевиден: мир должен готовиться к ослаблению международной торговой системы, основанной на правилах, воплощением которых является ВТО.
И.Ю. Жилина