Научная статья на тему '2018. 01. 014. Организация и оценка результатов междисциплинарных исследований в секторе энергетики. (обзор)'

2018. 01. 014. Организация и оценка результатов междисциплинарных исследований в секторе энергетики. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТОР ЭНЕРГЕТИКИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ARPA-E / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / НЕТЕХНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 01. 014. Организация и оценка результатов междисциплинарных исследований в секторе энергетики. (обзор)»

3. Siota J. Linked innovation. Commercializing discoveries at Research centers. -Palgrave MacMillan, 2018. - 162 p. - ISBN 978-3-319-60545-6.

4. The rightful place of science: Science on the verge / Ravetz J., Saltelli A., Benessia A., Funtowicz S., Giampietro М., Pereira В.О., Strand R., Sluijs J.P., van der. - Tempe, AZ: Consortium for science, policy and outcomes, 2016. - 232 p. -ISBN: 0692596380.

С.М. Пястолов

2018.01.014. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕКТОРЕ ЭНЕРГЕТИКИ. (Обзор).

Ключевые слова: сектор энергетики; междисциплинар-ность; ARPA-E; технологические риски; нетехнические факторы.

В последнее время в научной литературе заметен рост дискуссий, связанных с таким вопросом, как включение специалистов общественных дисциплин (социологии прежде всего) в исследования перспектив и инструментов развития сектора энергетики. Известные примеры объединения усилий специалистов из разных областей характеризуются как междисциплинарные (кроссдисциплинарные) исследования. В реферируемых источниках представлены результаты анализа и оценки деятельности научных коллективов, испытавших на практике различные организационные формы межсдис-циплинарности. В одном случае это - крупное агентство федерального уровня (1; 2) в США, в другом - группа молодых ученых (Early Career Researchers - ECR), работающих в различных междисциплинарных командах в области исследований энергетики (3) в Великобритании.

В соответствии с решением Конгресса США Агентство передовых исследований в области энергетики (Advanced Research Projects Agency -Energy - ARPA-E) обратилось к Национальным академиям наук с просьбой провести оценку результатов его работы. Реализация проекта была поручена временному комитету (ВК). В его состав вошли представители Совета по науке, технологии и экономической политике (Board on Science, Technology, and Economic Policy - STEP) - экспертного подразделения, созданного в 1991 г.; Совета по вопросам энергетики и экологических систем (Board on Energy and Environmental Systems - BEES) - подразделения Департамента естественных наук и инженерных разработок

(Division on Engineering and Physical Sciences - DEPS), до 1975 г. подразделение называлось - Совет по инженерным разработкам в энергетике (Energy Engineering Board - EEB).

Конгресс учредил ARPA-E в рамках структуры Министерства энергетики США1. В формулировке миссии сказано, что агентство создано для того, «чтобы преодолеть технологические барьеры и долгосрочные риски в развитии энергетических технологий» (1, с. 2). Цели агентства: 1) укрепление экономической и энергетической безопасности США посредством развития энергетических технологий и, как следствие, сокращение импорта энергии из-за рубежа; сокращение эмиссии газов, включая парниковые; повышение эффективности использования энергии во всех секторах экономики; 2) обеспечение лидирующих позиций США в развитии и развертывании продвинутых энергетических технологий.

Назначенный ВК должен был провести эксплуатационную, ретроспективную и предполагаемую техническую оценку того, в какой степени агентство реализует возможности достижения своих целей посредством: идентификации и продвижения революционных открытий в фундаментальных и прикладных науках; перевода научных открытий и ультрасовременных изобретений в технологические новшества и инновации; ускорения трансформации за счет технических достижений в тех областях промышленности, где предприниматели не торопятся это сделать из-за технической и финансовой неопределенности.

По результатам экспертной оценки были выделены следующие важные наблюдения (1, с. 11).

1. Директора программ ARPA-E уполномочены самостоятельно выбирать проекты в соответствии с миссией агентства.

2. По своему усмотрению директор программы запрашивает у ARPA-E финансирование для рискованных проектов при условии, что результаты проектной работы в целом не пострадают.

1 Это произошло в 2007 г. Но только в феврале 2009 г. по указу о стимулировании американской экономики были получены первые 400 млн долл. По образцу DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США - Defense Advanced Research Projects Agency) проекты ARPA-E финансируются государством, частным сектором и университетами. -Прим. реф.

3. Директора программ постоянно контролируют исполнение текущих проектов согласно требованиям последовательности этапов, бюджетов и временных графиков, с тем чтобы гарантировать, что данные проекты поддерживают миссию и цели ARPA-E.

4. ARPA-E полагает, что выбранная стратегия «технология для рынка» (T2 M) реализуется в порядке эксперимента и перспективы развития могут расширятся по сравнению с первоначальным замыслом.

5. Обнаружено, что кадровая политика, осуществляемая директорами программ в ARPA-E, не противоречит графику исполнения работ. По ходу реализации многих проектов меняются директора программ, но в целом это не вредит качеству проектной работы.

6. ARPA-E является проводником положительных изменений в Министерстве обороны (МО) США и федеральном правительстве; наилучшие методы принимаются в некоторых подразделениях МО. С момента своего формирования ARPA-E играет роль инициатора перемен, посредника для других федеральных организаций.

7. ARPA-E оценивает все аспекты потенциала каждого проекта и отбирает их для финансирования. Система отбора предусматривает несколько этапов, на каждом этапе ARPA-E использует мультифакторные процедуры рассмотрения заявок.

8. Директора программы ARPA-E имеют широкие полномочия по развитию новых целевых программ, которые могут быть скорректированы в процессе реализации. В ходе этого процесса программы обсуждаются с директором агентства, другими директорами программ и более широким научным сообществом. Таким образом осуществляется тесное сотрудничество. Поощряется разработка свежих идей и идей, пропущенных или проигнорированных другими инвесторами.

9. Директора программ ARPA-E осуществляют техническое руководство проектами, широко используя при этом принцип обратной связи, регулярные оценки текущих результатов исследований по ходу жизненного цикла программы. Они работают в тесном сотрудничестве с исполнителями, определяя промежуточные итоги, корректируя их подходы и приемы по ходу исследования, если необходимо. Это могут быть незначительные модификации протоколов, методов или более существенное реструктурирование про-

екта, или даже изменение направления работ. Могут быть даны рекомендации относительно изменений в составе персонала или субподрядчиков.

Особо отметили эксперты примеры финансирования исследований, не поддержанных другими инвесторами. Между тем результаты некоторых из этих проектов открыли широкие возможности последующего развития различных технологий, которые начинают выходить на рынок.

За шесть лет (сравнительно небольшой срок) появились явные признаки того, что ARPA-E делает значительные успехи в реализации своей миссии и продвижении к заявленным целям. Результаты примерно половины проектов опубликованы в высокорейтинговых журналах, приблизительно на 13% получены патенты. Одна четверть проектных групп или технологий получила последующее финансирование для долгосрочной работы. Это свидетельствует о том, что развитие технологий идет по направлениям к коммерциализации полученных продуктов. Некоторые из них уже коммерчески доступны или готовы выйти на коммерческий рынок.

В то же время существует необходимость рассмотреть воздействие ARPA-E в контексте динамики рынка энергетических технологий и оценить продолжительность воздействия проекта на развитие технологии. Есть, в частности, предположение о том, что трехлетний период финансирования проектов может оказаться недостаточным. За шесть лет работы ARPA-E только в последние три года появились завершенные проекты, соответствующие требованиям миссии и целей агентства.

В контексте нетехнических проблем внешней среды, окружающей сектор энергетики, следует отметить явную обеспокоенность экспертов из Великобритании. Они говорят о необходимости вмешательства социологии в процессы выработки мер, направленных на повышение эффективности использования энергии и принятие умных энергетических технологий. Говоря образно: «проблемы реального мира не упакованы в дисциплинарные коробки» (3, с. 10).

ARPA-E было явно создано в целях достижения долгосрочной экологической безопасности и экономической конкурентоспособности. Поэтому любая оценка деятельности агентства за прошедшее время столкнется с проблемой, известной в теории

управления научно-технологическим развитием: не прошло еще достаточно времени для того, чтобы результаты стали очевидными. В то же время оценка текущих результатов ясно дает понять, что ARPA-E не находится в чрезвычайной ситуации. Агентство не терпит неудачу и не нуждается в реформе.

Фактически попытки преобразовать агентство посредством административного давления, с тем чтобы показать краткосрочные успехи, вместо того чтобы сосредоточиться на долгосрочных целях, представляли бы существенную угрозу для уже совершенных усилий и для возможностей выполнения миссии агентства. ВК надеется, что представленный отчет (в том числе замечания и рекомендации) будет весьма полезен для руководства ARPA-E. В отчете даются важные замечания.

Полезно было бы усилить работу по поиску и финансированию рискованных, потенциально поддающихся трансформации технологий и возможностей «вне дорожной карты», которые упускают как частные фирмы, так и другие агентства, включая различные программы и офисы в пределах Министерства обороны.

Некоторые формулировки и заключения («часть языка, используемого ARPA-E») формируют нереальные ожидания и отклоняются от оригинального текста миссии в уставе агентства.

Исполнители высоко оценивают качество управления проектом. Однако с учетом того, что предоставляются не только ежеквартальные письменные отчеты, но и осуществляется тесное взаимодействие с директорами программ и их командами (посещение офисов), проектный исполнитель мог бы ограничиться восемью-десятью прямыми контактами с ARPA-E ежегодно.

Важным дополнением к документации ARPA-E могла бы стать потенциально полезная информация о том, какие идеи и гипотезы в проектах и программах «не работают». Такого рода информацию уже предоставляют структуры, создаваемые в рамках проектов TEDDINET в Великобритании1. Этот и другие проекты осуществляются в рамках деятельности Совета по инженерным и физическим научным исследованиям (Engineering and Physical Science Research Council - EPSRC). Возможности для объединения усилий представителей общественных наук в области энергетики

1 TEDDINET. - Mode of access: www.teddinet.org

открываются также в рамках проекта «Европейская кооперация в науке и технологиях» (European Cooperation in Science and Technology), проекта «Эффективность использования энергии ЕС», финансируемых в соответствии с планами реализации стратегии «Горизонт 2020». В США Программа исследований глобальных изменений (United States Global Change Research Program -USGCRP).

Возвращаясь к оценке ARPA-E, важно отметить сообщения о значимых для экономического развития достижениях и открытиях. Однако ВК указывает на недостатки освещения своей деятельности и своих успехов самим агентством. В своих сообщениях об успехах ARPA-E отклоняется от формулировок программных установок, существенно важных для экономической и энергетической безопасности США.

Далее ВК дает следующие рекомендации: сохранить уникальный и гибкий подход, характерный для активного управления проектами; развивать принципы инновационной культуры, динамического лидерства и автономии директора программы в организационной структуре; продолжить найм исключительных по своим способностям директоров и предоставлять им полномочия по созданию программ и управлению проектами; переосмыслить свою стратегию «технологии для рынка» (Т2 М), с тем чтобы оставлять более широкое пространство для изменений в выборе исполнителей, источников дополнительного финансирования, коммерциализации и направлений развертывания.

ВК поощряет дальнейшее развитие подходов Т2 М, в то же время он предостерегает от сверхрасширения. В частности, следует иметь в виду, что специалисты академической сферы и сферы промышленного производства по-разному оценивают потенциальные свойства продукта, доведенного до этапа технологического образца. В этом случае может помочь предоставление дополнительной информации о критических нетехнических факторах, которые могли бы воздействовать на принятие будущих продуктов рынком, таких как административный риск и другие общие риски, помимо чисто коммерческих.

ARPA-E также следует продолжать практику балансирования портфеля разработок, делая выбор между технологиями с потен-

циалом коммерциализации и «другими ценными возможностями, которые (на данный момент) игнорируются» (2, с. 9).

Секретарь Министерства энергетики должен гарантировать то, что другие офисы и программы в пределах этой организации продолжат исследования и возьмут на вооружение некоторые методы ARPA-E, которые могут повысить эффективность их деятельности. Продуктивность этих методов уже заметна в других офисах. Так, офис эффективности использования энергии и возобновляемых источников энергии включил несколько элементов подхода ARPA-E в методики управления своими программами: рабочие семинары; презентации открытых предложений от претендентов на финансирование; раннее завершение неблагополучных проектов. Усиление и развитие форм взаимодействия между офисами Министерства энергетики и ARPA-E потенциально могут уменьшить степень бюрократизации министерства.

Руководству ARPA-E следует наладить более тесную связь с «нетехническими аудиториями». При этом оно должно широко использовать разнообразные индикаторы оценки отдельных проектов и программ, однако учитывать тот факт, что никакой индикатор, взятый сам по себе, не соответствует условиям этой задачи. Здесь, вероятно, следует обратиться к вопросу об индикаторах, учитывающих междисциплинарный характер проблем и исследований.

ARPA-E и приглашенные эксперты еще не в состоянии сделать полную оценку уровня достижений поставленных целей и реализации заявленной миссии. В то же время агентство обладает обширной системой сбора данных на проектном уровне, на базе которой можно отследить и контролировать внутренние параметры и обеспечить активное управление программой (2, с. 7-8). Однако, для того чтобы собрать отследить и сообщать о публично доступных инновационных разработках высокого уровня, ресурсов еще недостаточно. Это могут быть такие ресурсы, как публикации, финансирование из других источников, информация об интеллектуальной собственности, включая раскрытие информации об изобретениях, патенты. Но, даже если бы эти традиционные индикаторы инноваций стали более доступны за счет осуществления систематического подхода к их сбору и публикации, то и этого было бы недостаточно, считают авторы отчета. «Следовательно, ни агентство, ни любой другой эксперт не могут в настоящее время выпол-

нить такую полную оценку» (2, с. 8). Тем не менее ARPA-E имеет хороший потенциал для развития структуры перспективной картографии данных на проектном уровне: от создания программ посредством проектного выбора и управления к успеху миссии и достижению целей.

Создание такой структуры обеспечило бы агентству возможность продемонстрировать свою значимость. Промедление в этом вопросе сделает оценку воздействия программы реформирования более сложной, если не невозможной (2, с. 8). Агентство могло бы увязать данные своей внутренней базы, создаваемой на проектном уровне, с индикаторами коммерческих и некоммерческих результатов, привязанными к целям на уровне программы, включая краткосрочные и долгосрочные показатели. В такой структуре полезной была бы система мониторинга, отслеживающая постфинансирование исполненных проектов в течение по крайней мере десяти лет. Она охватила бы и технологии, переданные в сделках «на расстоянии вытянутой руки», и другие способы наблюдения за технологическим развертыванием. Чтобы сформировать и развивать эту структуру, директор ARPA-E и штат должны обладать достаточной автономией.

В заключение ВК заявляет, что ARPA-E действительно способно предложить энергетическому сектору США такие инновационные разработки, которые не способен сделать никто иной.

Список литературы

1. An assessment of ARPA-E // National Academies of sciences, Engineering, and Medicine. - Wash., DC: The National Academies press, 2017. - Mode of access: https://doi.org/10.17226/24778

2. An assessment of ARPA-E. Summary // National Academies of sciences, Engineering, and Medicine. - Wash., DC: The National Academies press, 2017. - Mode of access: https://doi.org/10.17226/24811

3. The reality of cross-disciplinary energy research in the United Kingdom: A social science perspective / Mallabanda B., Wood G., Buchanan K., Staddond S., Moglese N.M., Gabe-Thomas E. // Energy research & social science, 2017. - Vol. 25. -Р. 9-18. - Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.erss.2016.11.001

С.М. Пястолов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.