Научная статья на тему '2018.01.009. ДОННА О. КУЛЬТУРНОЕ НЕРАВЕНСТВО: ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ ФРАНЦУЗЫ. DONNAT O. LES INéGALITéS CULTURELLES: QU’EN PENSENT LES FRANçAIS? // CULTURE éTUDES. - P., 2015. - N 4. - P. 1-24'

2018.01.009. ДОННА О. КУЛЬТУРНОЕ НЕРАВЕНСТВО: ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ ФРАНЦУЗЫ. DONNAT O. LES INéGALITéS CULTURELLES: QU’EN PENSENT LES FRANçAIS? // CULTURE éTUDES. - P., 2015. - N 4. - P. 1-24 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРАВЕНСТВО / ДОСТУПНОСТЬ КУЛЬТУРЫ / ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ушкова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.01.009. ДОННА О. КУЛЬТУРНОЕ НЕРАВЕНСТВО: ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ ФРАНЦУЗЫ. DONNAT O. LES INéGALITéS CULTURELLES: QU’EN PENSENT LES FRANçAIS? // CULTURE éTUDES. - P., 2015. - N 4. - P. 1-24»

Численность приверженцев той или иной концепции позволяет сделать вывод, что узкий подход к культуре, ограничивающий ее культурным наследием и классическими видами искусства, не является преобладающим. И, напротив, идея, что «все потенциально относится к культуре», безусловно или с оговорками, оказалась доминирующей. Это позволяет автору выдвинуть в заключение гипотезу о том, что во французском обществе укоренилось - возможно, распространившись от высокообразованных слоев к малообразованным, - открытое, либеральное, эклектичное, толерантное видение культуры, которое охватывает самые разные виды деятельности.

Е.Л. Ушкова

2018.01.009. ДОННА О. КУЛЬТУРНОЕ НЕРАВЕНСТВО: ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ ФРАНЦУЗЫ.

DONNAT O. Les inégalités culturelles: Qu'en pensent les français? // Culture études. - P., 2015. - N 4. - P. 1-24.

Ключевые слова: неравенство; доступность культуры; Франция.

Оливье Донна (научный сотрудник отдела исследований, прогнозирования и статистики Министерства культуры и коммуникаций Франции) анализирует мнения французов о культурном неравенстве в их стране и его эволюции, а также об обязанности власти проводить более демократичную культурную политику.

Анализ базируется на данных исследования Национального исследовательского агентства (ANR), посвященного представлениям о неравенстве во французском обществе. Социологами был проведен национальный опрос в рамках репрезентативной выборки (N = 1000 человек) среди лиц старше 18 лет, проживающих во Франции. Использовалось анкетирование с закрытыми вопросами.

При интерпретации данных опроса автора интересовало представление населения о неравенстве в доступе к культуре и об изменениях в этой области; также он ставил задачу сопоставить специфику оценок с социальными характеристиками опрошенных.

Отсутствие равного доступа к культуре является реальностью современного французского общества, считают большинство опрошенных респондентов (53%). 48% опрошенных полагают, что

за последние 30 лет неравенство в доступе к культуре возросло (14% - сильно возросло; 34% - несколько возросло) [с. 2]. В то же время при анализе этого достаточно «сурового» суждения автор призывает учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, немногие считают данный вид неравенства основным. Для большинства он следует за иными видами неравенства (в трудовой занятости, доходах, доступе к жилью и медицинской помощи). Во-вторых, придерживаясь мнения о значительном неравенстве вообще, на конкретные вопросы респонденты давали менее радикальные ответы. Так, с утверждением «посещение музеев и театров сегодня все еще остается уделом элиты» согласны только 33% (8% - полностью согласны; 25% - скорее согласны) [с. 3]. В-третьих, суждение о культурном неравенстве соответствует критическому подходу французов к своему обществу в целом (неравенство доходов, дискриминация, неравные возможности в школьном образовании и др.). Прослеживается закономерность: чем более критичен респондент по отношению к обществу в целом, тем больше вероятность, что у него окажется пессимистический взгляд на доступность культуры. Таким образом, «неравнодушное восприятие культурного неравенства вписывается в критическое видение французского общества и отражает повышенный интерес к вопросам социальной справедливости» [с. 4]. Взгляд на культурную ситуацию демонстрирует в целом негативное представление французов о своем обществе. «Вообще говоря, французам кажется, что они живут в глубоко неравноправном и дискриминационном обществе» [там же].

Разница в оценках степени культурного неравенства не обнаруживает выраженной корреляции с социально-демографическими характеристиками опрошенных. Французский социолог делает предположение о том, что мнения респондентов о культурном неравенстве в меньшей степени связаны с объективной принадлежностью к тем или иным категориям (социальное положение, возраст), нежели с системой ценностей, лежащей в основе политической позиции, а также с личным опытом дискриминации.

Анализ связи политических взглядов с мнением о неравном доступе к культуре показывает, что, при прочих равных, такое мнение преобладает среди левых и крайне левых. То есть придание большого значения вопросам социальной справедливости и, соот-

ветственно, критическое отношение к общественному устройству способствуют большей критичности конкретных оценок. Личный опыт дискриминации также снижает оценку доступности культуры: среди имеющих такой опыт 3/4 считают доступ к культуре элитарным [с. 7].

Тем не менее прослеживаются некоторые закономерности, сопряженные с социально-демографическими характеристиками. Так, женщины в целом более критично, чем мужчины, оценивают степень культурного неравенства во французском обществе, а также ждут большего от государственной культурной политики (особенно это касается занимающих руководящие должности и представительниц интеллектуальных профессий). Оценки молодежи, напротив, более мягкие, что может быть связано либо с большей индифферентностью молодого поколения в отношении вопросов культуры, либо с тем, что это поколение в большей мере охвачено культурой благодаря школьным культурным мероприятиям и цифровым технологиям. Наиболее образованные слои, так же как и наиболее состоятельные, считают неравенство в доступе к культуре значительным, что может отражать их лучшую осведомленность об элитарности культурной жизни либо указывать на то, что остальные формы несправедливости их затрагивают меньше. Опрос также показал, что чем больше люди вовлечены в культурную деятельность (читают художественную литературу, посещают театры, концерты классической музыки), тем более критично они оценивают доступность культурной жизни.

Ответы на вопрос, как изменилась доступность культуры за последние 30 лет, показали связь с предыдущим вопросом: в целом те группы, которые считали культурное неравенство существенным, указывали на рост этого вида неравенства; те же, кто не разделял этого мнения, не заметили усиления неравенства.

Необходима ли демократизация культурной политики французского государства? Мнение населения об этом были призваны прояснить следующие вопросы. Входит ли в задачи властей способствовать доступу к искусству и культуре? Должен ли доступ в музеи и к историческим памятникам быть бесплатным? Если да, то для каких категорий? Абсолютное большинство сочли, что власти обязаны содействовать доступу к культуре (83%). Причем 55% полагают, что власти не выполняют эту миссию в должной мере

[с. 12]. За бесплатность посещения объектов культуры выступает большая часть населения (49% - для всех; 28% - для некоторых категорий), что, как полагает автор статьи, отражает неизменную страсть французского общества к эгалитаризму [с. 13].

Сопоставление данных показывает, что среди ожидающих более существенного вмешательства государства в экономику больше тех, кто ждет того же и в области культуры. Среди сторонников либеральной экономической политики больше всего удовлетворенных культурной политикой государства, а также полагающих, что это не дело государства.

Ожидание более демократичной государственной культурной политики наиболее высоко в возрастной группе 50-59 лет, что существенно отличает ее от молодежи (18-29 лет) [с. 16]. Оно также выше среди работников среднего звена. Автор предполагает, что распространение образования и относительное размывание норм культурной легитимности1 породило в среднем классе ожидания, которым государственная политика не вполне соответствует, особенно с ухудшением уровня жизни в период кризиса.

Анализируя состав той небольшой доли населения (11%), которая не считает обеспечение доступа к культуре делом государства, автор отмечает популярность этого подхода среди молодых мужчин, самозанятых и рабочих. По мере продвижения вправо по политической шкале таких взглядов становится больше. Тем не менее состав сторонников данного подхода разнороден, что объясняется возможностью существования двух логик. Первая, либеральная, заключается в том, что государство должно минимально вмешиваться как в экономическую, так и в культурную сферу (приверженцы данной позиции - работающие мужчины с правыми взглядами). Вторая состоит в том, что в период кризиса власти должны сконцентрировать усилия на области экономики и не распыляться на остальное (неработающие женщины; безработные; индивиды, подвергавшиеся дискриминации).

Наконец, по вопросу бесплатного доступа к объектам культуры схожие ответы наблюдаются среди всех групп, кроме респондентов, имеющих доходы выше среднего, с наивысшим уровнем

1 Под культурной легитимностью понимается восприятие государственной политики населением как справедливой, т.е. согласующейся с основными культурными ценностями и осуществляемой в интересах большинства. - Прим. реф.

образования, а также среди жителей Парижа и пригородов (среди них меньше сторонников бесплатности). Идея бесплатности близка людям со скромным достатком, низким уровнем образования, безработным, а также тем, кто проживает вдали от объектов инфраструктуры.

Е.Л. Ушкова

2018.01.010. ШАХТНЕР К. ТРАНСКУЛЬТУРНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: КУЛЬТУРНЫЕ ПОТОКИ И ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА.

SCHACHTNER Ch. Transculturality in the Internet: Culture flows and virtual publics // Current sociology. - L., 2015. - Vol. 63, N 2. -P. 228-243.

Ключевые слова: культура; цифровые сети; транскультурность; виртуальные сообщества.

Цель исследования Кристины Шахтнер (Университет Кла-генфурта, Австрия) заключается в определении степени присутствия черт транснациональности и транскультурности в общедоступных виртуальных сообществах. В своих рассуждениях автор исходит из представления о том, что в современную эпоху цифровых медиа идея культуры как «замкнутой сферы» полностью устарела.

К. Шахтнер начинает с рассмотрения теоретических подходов к таким актуальным для исследования концептам, как культурный поток, культура, транскультурность и публичное пространство. Опираясь на терминологию А. Шюца и Т. Лукмана1, она определяет «культурные потоки», пересекающие виртуальное пространство, как интерсубъективные смысловые контексты, состоящие из ценностей, социальных норм, взглядов на мир и моделей поведения, которые все более отделяются от своих национальных оснований благодаря цифровым медиа.

При описании специфики современной культуры автор обращается к работам В. Вельша и У. Бека. Отмечая повсеместно наблюдаемое сегодня взаимопроникновение культур, германский ис-

1 Schütz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. - Neuwied: Luchterhand, 1975. - S. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.