Научная статья на тему '2018.01.006. МАКСВЕЛЛ Н. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННЫМ ЭМПИРИЗМОМ? MAXWELL N. WHAT’S WRONG WITH AIM-ORIENTED EMPIRICISM? // ACTA BALTICA HISTORIAE ET PHILOSOPHIAE SCIENTIARUM. - KöNIGSTEIN, 2015. - VOL. 3, N 2. - P. 5-31'

2018.01.006. МАКСВЕЛЛ Н. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННЫМ ЭМПИРИЗМОМ? MAXWELL N. WHAT’S WRONG WITH AIM-ORIENTED EMPIRICISM? // ACTA BALTICA HISTORIAE ET PHILOSOPHIAE SCIENTIARUM. - KöNIGSTEIN, 2015. - VOL. 3, N 2. - P. 5-31 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПИРИЗМ / МЕТАФИЗИКА ФИЗИКИ / ФИЛОСОФИЯ ФИЗИКИ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЙ МЕТОД / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гранин Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.01.006. МАКСВЕЛЛ Н. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННЫМ ЭМПИРИЗМОМ? MAXWELL N. WHAT’S WRONG WITH AIM-ORIENTED EMPIRICISM? // ACTA BALTICA HISTORIAE ET PHILOSOPHIAE SCIENTIARUM. - KöNIGSTEIN, 2015. - VOL. 3, N 2. - P. 5-31»

машинах. Понятие науки о механике эпистемологически строго связано с машинами, но с исторической точки зрения относительно широкое использование машин предшествовало науке о механике (с. 82).

Р. С. Гранин

2018.01.006. МАКСВЕЛЛ Н. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЦЕЛЕОРИЕН-ТИРОВАННЫМ ЭМПИРИЗМОМ?

MAXWELL N. What's wrong with aim-oriented empiricism? // Acta baltica historiae et philosophiae scientiarum. - Königstein, 2015. -Vol. 3, N 2. - P. 5-31.

Ключевые слова: эмпиризм; метафизика физики; философия физики; рациональность; научный метод; теоретическое единство.

Николас Максвелл посвятил большую часть своей научной карьеры развитию и приведению доводов в пользу идеи, что назрела срочная необходимость делать революцию в науке так, чтобы ее основной целью стала мудрость, а не просто знание. Он издал восемь книг по этой теме и приблизительно сто статей о широком спектре философских проблем. Максвелл преподавал философию науки в Университетском колледже Лондона в течение 30 лет, где теперь он является заслуженным лектором.

Статья посвящена целеориентированному эмпиризму. Автор пишет, что его принятие будет иметь далеко идущие последствия для науки, философии науки, академических исследований в целом, для концепции рациональности и для любых попыток сделать этот мир лучше. Несмотря на эти далеко идущие последствия, целе-ориентированный эмпиризм до сих пор получил слабое внимание со стороны философов науки. Н. Максвелл стремится устранить этот пробел, рассматривая в своей статье 16 [несостоятельных] возражений против целеориентированного эмпиризма (с. 5). Первым тезисом ориентированного на цель эмпиризма является утверждение, что Вселенная физически понятна, т.е. объяснима с высокой точностью. Это становится надежным пунктом теоретического знания, поскольку, пишет автор, что может быть в физике надежнее, чем наши лучшие теории, такие как квантовая теория и общая теория относительности?

Целеориентированный эмпиризм, по мнению автора, обеспечивает рациональный метод для открытия новых фундаментальных физических теорий. Основные выдающиеся проблемы в философии науки будут решены, если целеориентированный эмпиризм будет принят: проблема индукции, проблема правдоподобия, проблема точного объяснения и обоснования. Физика предпочитает простые, универсальные и объяснительные теории. Основными проблемами в физике являются проблемы определения точного характера научного метода способом, который бы учитывал и единство, и многообразие методов в науке. Вместо указанных методов целеориентированный эмпиризм утверждает, что цели и методы наук развиваются с развитием знания. Есть определенная связь между улучшающимся знанием и улучшающимся «знанием о том, как улучшить знание». Метафизика становится неотъемлемой частью физики. Целеориентированный эмпиризм преобразовывает и философию науки, и науку. Философия науки становится неотъемлемой частью самой науки, с тем чтобы создать новый объединенный корпус естественно-научной философии (с. 7).

Как только целеориентированный эмпиризм будет принят, пишет Максвелл, станет ясно, что нам нужна новая концепция рациональности, разработанная так, чтобы помочь нам достигнуть значимых результатов, особенно когда цели, как это часто бывает, не совсем ясны. Эта новая концепция рациональности - целеори-ентированная рациональность - разрабатывается автором статьи на протяжении последних 40 лет. Она призвана помочь нам улучшить наши цели и методы в науке и жизнь в целом. Введение целе-ориентированной рациональности будет иметь революционные последствия для науки. Есть также надежда, что в результате проведения ее в жизнь (в политику, промышленность, торговлю, сельское хозяйство, СМИ, законодательство, образование, международные отношения) в нашей жизни наступит такой же прогресс, который мы наблюдаем в науке. Не будет преувеличением сказать, пишет автор, что почти все наши проблемы возникли из-за нашего давнего отказа провести в жизнь, науку, академическое сообщество, политику, промышленность, сельское хозяйство и многие другие аспекты общественной жизни целеориентированную рациональность. Все наши текущие глобальные проблемы - изменение климата, быстрый прирост населения, разрушение естественных

сред обитания и быстрое исчезновение разновидностей флоры и фауны, распространение современных вооружений (обычных и ядерных), смертельный характер современных войн, повсеместное неравенство богатства и власти во всем мире - были созданы целенаправленным преследованием очень сомнительных целей, которые не были подвергнуты длительному критическому и эффективному исследованию, которого потребует целеориентированная рациональность (с. 8).

Большинство ученых и философов науки считают, что основная интеллектуальная цель науки - фактическая истина. Простота, единство и объяснительная сила теории может влиять на выбор теории. Никакой тезис о мире не может быть принят как часть научных знаний, независимых от доказательств, уже не говоря о нарушении доказательств. Это ортодоксальное представление автор называет стандартным эмпиризмом, т.е. совокупностью таких широко принятых взглядов в философии науки, как логический позитивизм, логический эмпиризм, конвенционализм, индукти-визм, гипотетико-дедуктивный метод, конструктивистский эмпиризм, большинство версий научного реализма, взгляды Поппера, Куна, Лакатоса и целого ряда современных философов науки (с. 9).

Далее Максвелл приводит 16 возражений против того, что устойчивое преобладание в науке единых теорий1 означает, что физика делает существенное метафизическое допущение о Вселенной.

1. Несмотря на то что принята какая-либо конкретная физическая теория, может существовать множество эмпирически более успешных неединых теорий.

2. Даже если дело обстоит так, это не означает, что делается метафизическое предположение.

3. Предпочтение в физике делается для единых теорий, потому что физики ищут объяснительные теории: это предпочтение не означает, что сделано метафизическое предположение.

1 Например, единые теории поля (называемые в популярной литературе скалькированным с английского термином теории всего) - физические теории, ставящие своей задачей единое описание всех известных физических феноменов на основе единого первичного поля. Исторически существовали как классические теории, так и квантовые, одним из современных примеров последних является теория струн.

4. Единые теории имеют значение в контексте открытия, но не в контексте обоснования.

5. Говорить относительно теории, что она «едина», слишком неопределенно для теоретической физики.

6. История физики не показывает статистику того, что открывается все большее число единых теорий.

7. История физики может показать все большее число открытий и принятий единых теорий, но это не означает, что физика делает априорное предпочтение в пользу единой теории.

8. Если бы природа была не едина (unified), физика должна была бы принимать неединые (унифицированные) теории. Следовательно, физика не может принять и не принимает, что природа единообразно унифицирована во всех своих проявлениях (взаимодействиях).

9. Доказательства показывают, что предположение о единстве принимается учеными с успехом. Предположение о единстве основано на доказательствах, а не является априорным.

10. Природа могла бы быть познаваемой, по крайней мере в некоторой степени, но не быть унифицированной. Она могла бы быть только частично унифицированной таким образом, который делает открытие нового знания возможным.

11. Данные две теории T1 и T2 (T1 - единая, T2 - неединая) якобы одинаково хорошо доказуемы, тогда как при прочих равных условиях T1 на самом деле лучше поддается эмпирическому подтверждению. Принятие единых теорий, таким образом, не подразумевает, что метафизический тезис относительно унификации принят неявно.

12. Доказательства подтверждают только ту часть теории, которая прогнозирует ясность и может быть распространена на другие явления унифицированным способом. Это означает, что неединая теория якобы лучше подлежит доказательствам.

13. Аргументом против стандартного эмпиризма и в пользу целеориентированного эмпиризма является его доказательный характер.

14. Объединение двух или больше теорий не является самостоятельной теорией.

15. Физика предполагает, что природа ведет себя так, как будто она едина (согласована и разумна). Но это предположение, а не доказательство факта.

16. Большинство физиков считают стандартный эмпиризм чем-то само собой разумеющимся, но который тем не менее является ненадежным. Но как в таком случае получается, что физика, несмотря на это, достигла таких очевидных успехом за последние три-четыре века (с. 14)?

Максвелл последовательно с позиций своего целеориентиро-ванного эмпиризма и целеориентированной рациональности опровергает все 16 тезисов и делает вывод, что ни одна из вышеупомянутых попыток спасти стандартный эмпиризм от опровержения не имела успеха. Целеориентированный эмпиризм и сопровождающийся им образ мышления заслуживают, по замечанию автора, большего внимания, чем он до сих пор получал от философов (с. 27).

Р. С. Гранин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.