ПРИЛОЖЕНИЕ
2017.04.036. СКВОРЦОВ Л.В. ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИИ В МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ: К ОЦЕНКЕ КОНЦЕПЦИИ ГЕТЕРОТОПИИ.
Аннотация: В статье раскрывается зависимость современных межцивилизационных отношений от того, как определяет ци-вилизационный субъект свою внутреннюю сущность, которую он может помещать в иное, находящееся за пределами реальности, место. Ради сохранения этой внутренней сущности субъект обнаруживает готовность к саморазрушению.
ABstract. Report shows the dependence of selfdeception subject's internal essence, repeaced in the Superiority, and relations of civilizations. For defendence of this internal essence subject shows its readines for selfdestruction.
Ключевые слова: гетеротопия; цивилизационный субъект; внутренняя сущность; превосходство; самодеструкция; М. Фуко.
Keywords: heterotopi; civilized subjekt; internalessence; superiority selfdestruktion; Foucault M.
Правильная оценка функций информации в современных межцивилизационных отношениях приобретает судьбоносное значение. Значение в контексте дилеммы: сохранится ли человечество в качестве субъекта цивилизационной эволюции или исчезнет, а вместе с ним исчезнет и история. История придет к своему концу, так что проблема конца истории, о чем дебатировали многие теоретики, философы, найдет свое окончательное решение.
Мы сегодня имеем дело с парадоксальной ситуацией. Традиционно философская мысль билась над проблемой истины. Великие философы искали верный путь постижения истины и ухода от возможных заблуждений. Сегодня популярностью пользуются концепции, отрицающие обязательность тезиса Достоверности для
того информационного мира, в котором обитает современный человек. Это значит, что средства информации создают мир, параллельный действительному миру.
В 2015 г. Центр гуманитарных научно-информационных исследований провел теоретическую конференцию «Человек ощущающий, перцепция в современном гуманитарном знании», материалы которой были опубликованы в ежегоднике «Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты». В материалах этой конференции был дан анализ концептуальных последствий представления, согласно которому информация может не подчиняться истинному знанию1.
Необходимо заметить, что радикальное изменение основной эпистемологической ориентации информации имеет под собой определенную философскую базу, которая была разработана известным французским философом Мишелем Фуко.
В данном контексте следует выделить два ключевых момента его концепции. Во-первых, Мишель Фуко обосновал необходимость разрушения доктрин, обосновывающих реальность этапов исторического восхождения человечества. Это - две основные доктрины: марксистская доктрина (определяющая закономерность последовательной смены исторических этапов - первобытно-общественного строя, строя рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического, как конечной фазы исторического развития) и технократическая, либеральная доктрина, согласно которой исторические фазы имеют в своем основании технологические скачки (это аграрный строй, индустриальное общество, постиндустриальное и, наконец, современное информационное общество, соответствующее конечной стадии мировой истории, характеризующейся торжеством рыночной экономики и либеральной демократии).
М. Фуко пришел к выводу, что стадиальность как закон развития - это спекулятивное, концептуальное изобретение. В действительности история представляет собой совокупность ситуаций, сосуществующих друг с другом, так что в современной ситуации мы можем находить самые разные формы отношений, которые в
1 См. ежегодник: Человек: образ и сущность: Гуманитарные аспекты / РАН. ИНИОН. - М., 2015. - С. 15-26.
соответствии со стадиальными концепциями существовать не должны. Поэтому М. Фуко предложил строить всю информационную деятельность не в соответствии с той или иной общей теорией исторического развития, а ситуационно в зависимости от запросов межцивилизационных отношений здесь и сейчас. При этом имелся в виду механизм убеждения в правильности предлагаемой миру позиции путем организации коллективной поддержки выдвигаемой точки зрения. Необходимый подбор и выстраивание фактов, опора на зависимые средства информации, на решения зависимых международных организаций - всё это вместе взятое должно обеспечивать успех в реализации глобальной информационной политики. Достаточно взглянуть на общую ситуацию современной информационной войны, чтобы признать, что теоретические доктрины, отрицающие тезис Достоверности информации и использующие механизмы информационного принуждения в формировании общественного мнения сегодня взяты на вооружение.
Бесспорно и то, что теоретическое разрушение доктрины прогрессивного восхождения человеческой цивилизации в ее историческом движении открывает возможности использования прошлого исторического опыта, в том числе рабовладельческих демократий, таких как Афины, Спарта, и его адаптации к современным условиям.
Однако следует иметь в виду, что эти концепции, отрицающие значение тезиса Достоверности, проходят мимо самой фундаментальной проблемы, определяющей судьбу всей глобальной цивилизации.
Это - проблема ужаса, ужаса перед реальностью НИЧТО, которая создана самим человеком.
Под современным человеком возник вулкан потенциального саморазрушения. И коль скоро люди начинают осознавать эту угрозу фатального извержения термоядерной магмы, может наступить период общего шока, влекущего за собой стагнацию цивили-зационной эволюции.
Возникает вопрос: Чем объясняется это информационное отречение от тезиса Достоверности, отречение от Истины? Оно объясняется изменением главной цели информационного обеспечения.
Главная цель информационного обеспечения - это не выяснение истины пути мира, а обоснование статуса человека в мире.
С развитием исторической сущности человека возникают и его специфические статусы, в том числе и статус цивилизационного превосходства. Сегодня это - такое присвоение себе статуса глобального превосходства, отречение от которого означает отречение от самого себя.
Характерно, что реальность такого типа поведения доказывают представители радикального террористического исламизма, которые считают, что они подлинные носители истинной доктрины. Они доказывают это с помощью поясов шахида. Этот тип поведения демонстрирует и Американский конгресс. Он давно изобрел и надел на себя как доказательство силы свой пояс шахида -это антироссийские санкции во всех их вариациях.
Когда же заходит речь о странностях информационного поведения западных политических представителей, то в нем находят проявления шизофренического поведения. В действительности речь идет о подчинении реальности цивилизационных отношений психологическому самоутверждению, о невозможности отречения от величия монополии своей глобальной власти. В 90-е годы XX в. США почувствовали себя гегемоном всего мира. И эта роль величия воспринималась как неотъемлемая от американцев как духовных и государственных вождей всего мира.
Все сегодня говорят о деньгах, о борьбе за деньги. Такая борьба, конечно, существует, но, как нам представляется, на проблему следует посмотреть иначе - под углом зрения культуры самосознания. Почему Запад оказался неспособным сделать правильный выбор в критической ситуации, в ситуации полного, тотального изменения цивилизационного статуса всего человечества? Это ситуация равенства всех перед реальностью глобальной термоядерной катастрофы. В этой ситуации безоглядная борьба за приоритет сохранения глобального силового превосходства теряет разумный смысл. Определяющее значение приобретает моральный фактор: какой нравственный смысл стоит за силой и ее применением? Статус сверхдержавы обретает та страна, которая обладает моральным превосходством, превращаясь в нравственный ориентир для современного мира. Возникает вопрос: может ли накаченный долларовыми и военно-техническими ресурсами Голиаф рухнуть под ударом моральной пращи Давида? Время покажет. И это будет
победа моральной истины, истины того пути, которого придерживается все нормально мыслящее человечество.
В заключение хотелось бы заметить, что для государственных вождей, принимающих геополитические решения, чреватые извержением термоядерного вулкана, самой важной и самой практически значимой должна стать философская концепция метафизики, отвечающая на вопрос о сущности Бытия и том пути, который позволяет избежать человечеству превращения в НИЧТО.