Научная статья на тему '2017.04.019. ДВОРНИК М. ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ "ОМОЛОЖЕНИЕ" ВЗРОСЛЫХ: КТО ТАКИЕ КИДАЛТЫ? DVORNYK M. POSTMODERN REJUVENATION OF GROWN-UPS: WHO ARE KIDULTS? // ПСИХОЛОГіЧНі НАУКИ: ПРОБЛЕМИ і ЗДОБУТКИ: ЗБ. НАУК. ПР. - КИїВ, 2016. - № 9. - C. 56-71. - MODE OF ACCESS: HTTP://LIB.IITTA.GOV.UA/ 705695/1/POSTMODERN%20REJUVENATION%20OF%20GROWN-UPS%20WHO %20KIDULTS%20ARE.PDF [ACCESSED 30.08.2017.]'

2017.04.019. ДВОРНИК М. ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ "ОМОЛОЖЕНИЕ" ВЗРОСЛЫХ: КТО ТАКИЕ КИДАЛТЫ? DVORNYK M. POSTMODERN REJUVENATION OF GROWN-UPS: WHO ARE KIDULTS? // ПСИХОЛОГіЧНі НАУКИ: ПРОБЛЕМИ і ЗДОБУТКИ: ЗБ. НАУК. ПР. - КИїВ, 2016. - № 9. - C. 56-71. - MODE OF ACCESS: HTTP://LIB.IITTA.GOV.UA/ 705695/1/POSTMODERN%20REJUVENATION%20OF%20GROWN-UPS%20WHO %20KIDULTS%20ARE.PDF [ACCESSED 30.08.2017.] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
172
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КИДАЛТЫ / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.04.019. ДВОРНИК М. ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ "ОМОЛОЖЕНИЕ" ВЗРОСЛЫХ: КТО ТАКИЕ КИДАЛТЫ? DVORNYK M. POSTMODERN REJUVENATION OF GROWN-UPS: WHO ARE KIDULTS? // ПСИХОЛОГіЧНі НАУКИ: ПРОБЛЕМИ і ЗДОБУТКИ: ЗБ. НАУК. ПР. - КИїВ, 2016. - № 9. - C. 56-71. - MODE OF ACCESS: HTTP://LIB.IITTA.GOV.UA/ 705695/1/POSTMODERN%20REJUVENATION%20OF%20GROWN-UPS%20WHO %20KIDULTS%20ARE.PDF [ACCESSED 30.08.2017.]»

вающие самые разные, иногда трудно предугадываемые аспекты жизни современной молодежи1.

Опираясь на результаты собственных научных изысканий, Хольте замечает, что в общественном сознании во многом сложился сугубо отрицательный образ представителя NEET-сообщества. Так, по мнению большинства норвежских обывателей, не учатся и не работают, как правило, юноши с девиантными наклонностями, рискующие в будущем пополнить ряды преступников, религиозных или политических экстремистов. Примечательно, что благодаря патриархальным представлениям о «домашней» роли женщины в семье неучащиеся и неработающие девушки зачастую воспринимаются как некий вариант нормы.

Помимо этого, существует проблема самоидентификации и стигматизации NEET-молодежи. Нередко даже те, кто по формальным признакам точно относится к группе ни-ни, не хотят признаваться в этом исследователям, поскольку опасаются выглядеть социально уязвимыми маргиналами. Надо ли говорить о том, что страх респондента перед возможной стигматизацией серьезно осложняет «полевую» работу ученого?

Поэтому, по мнению Б. Хольте, исследователям необходимо изучать не столько собственно NEET-молодежь, сколько те социальные группы, в которых представители NEET-сообщества должны присутствовать (например, волонтеров, молодых матерей, правонарушителей и т.п.). Позже, после знакомства с несколькими нужными информантами, дальнейший отбор участников исследования может осуществляться методом «снежного кома» [018, с. 1012].

М.А. Ядова

2017.04.019. ДВОРНИК М. ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ «ОМОЛОЖЕНИЕ» ВЗРОСЛЫХ: КТО ТАКИЕ КИДАЛТЫ? DVORNYK M. Postmodern rejuvenation of grown-ups: Who are kidults? // Психолопчш науки: Проблеми i здобутки: Зб. наук. пр. -Кшв, 2016. - № 9. - C. 56-71. - Mode of access: http://lib.iitta.gov.ua/

1 Gradem A.S., Nielsen R.A., Strand A.H. Unge mottakere av helserelaterte ytel-ser: Fordelingen mellom offentlig og familiebasert forsergelse av unge NEET [Young recipients of health-related benefits: The distribution between public and family provision for young NEETs]. - Oslo: FAFO, 2014. - S. 96-101.

705695/1/Postmodern%20Rejuvenation%20of%20Grown-Ups%20Who %20KIdults%20Are.pdf [Accessed 30.08.2017.]

Ключевые слова: молодежь; кидалты; постмодернистская реальность; социальный инфантилизм.

В работе украинского социального психолога Марины Дворник (Институт социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины, Киев) анализируются мировоззренческие и поведенческие особенности кидалтов -взрослых детей - как продукта постмодернистской реальности.

Словом «кидалт» (от англ. kid - ребенок и adult - взрослый) принято обозначать взрослого, сохраняющего детские увлечения. Впервые это понятие было употреблено в 1985 г. обозревателем газеты «The New York Times» П. Мартином для описания мужчин среднего возраста, успешных и высокостатусных, но, несмотря на это, продолжающих получать удовольствие от игрушек, чтения сказок, просмотра мультфильмов и прочих атрибутов «детской жизни». Иными словами, приобретая внешне облик взрослого человека, кидалты по-прежнему остаются детьми. Кидалтам, по мнению автора статьи, свойственны психологический и социальный инфантилизм, избегание ответственности, неприятие идентичности взрослого, а также высокий уровень суггестивности (что особенно проявляется в потребительском поведении) и ориентация на анахроничное выстраивание собственной жизни. Схожим с явлением кидалтизма является хорошо известные в социопсихологической науке синдромы Питера Пэна и Карлсона, для которых характерно нежелание взрослеть и принимать на себя ответственность, свойственную взрослому возрасту.

М. Дворник описывает, как ориентация на «вечную молодость» захватывает все сферы жизни современного общества, создавая особый тип массовой культуры и формируя так называемый инфантильный этос поведения. По ее мнению, результатом происходящего становится нарастание тенденций к упрощению социальной жизни: политические лидеры в своих предвыборных программах нередко используют популистскую патерналистскую риторику; спорт становится более зрелищным и менее результативным; телепрограммы, теряя культурную и образовательную составляющие, превращаются в пустые развлекательные шоу; продуктом совре-

менных кинокомпаний становятся римейки, комедии и мультипликационные фильмы о супергероях; интернет-пространство с его социальными сетями и блогосферой зачастую приобретает форму своеобразной «игровой площадки» для взрослых; с каждым годом все больше совершеннолетних попадает в зависимость от компьютерных игр. В целом, темпы «омоложения» человечества таковы, что еще в 2003 г. Национальная академия наук США предложила считать 30-летний возраст временем окончания подросткового периода в жизни среднестатистического человека, а, по мнению экспертов Американского общества подросткового здоровья и медицины, по-настоящему взрослым человек становится лишь после 34 лет1.

Автор показывает, что бегство 20-35-летними людьми от биологического возраста - закономерный процесс в обществе потребления, где молодежный стиль жизни становится признаком успеха. В «невзрослеющем» социуме нормой выглядит желание одеваться в подростковые вещи, использовать омолаживающие процедуры, искать экстремальные впечатления и не стремиться к стабильности ни в чем, будь то личная жизнь, карьера или собственное финансовое положение. По наблюдению исследовательницы, кидалты, как правило, представляют собой фанатичных покупателей (причем большинство из них относятся к среднему и высшему социальным классам), и их инфантилизм выгоден производителям детских и юношеских товаров. Я. Бернардини2 выделяет несколько причин, по которым эти товары имеют особую коммерческую привлекательность и спрос на них всегда будет высок. Во-первых, потребности детей и подростков (в отличие от потребностей взрослых), как правило, лишены какой-либо практической ценности, поэтому их можно удовлетворять бесконечно. Во-вторых, при покупке подобных товаров срабатывает эффект ностальгии по счастливому и беззаботному детству. И, наконец, «стандартизация» молодежного образа жизни не позволяет потенциальным покупателям пройти мимо той или иной модной новинки.

1 Danesi M. Forever young: The teen-aging of modern culture. - Toronto: Univ.

of Toronto press, 2003.

2

Bernardini J. The role of marketing in the infantilization of the postmodern adult. - Mode of access: http://www.uta.edu/huma/agger/fastcapitalism/10_1/bernardini 10_1.html [Accessed 30.08.2017.]

По словам М. Дворник, феномен кидалтизма непосредственно касается тенденции нелинейности и индивидуализации жизненного пути современного человека. Еще несколько десятков лет назад вступление во взрослую жизнь традиционно связывалось с достижением финансовой независимости, обретением стабильной работы, браком и рождением детей. Однако сегодня эти «маркеры» во многом утратили свою значимость и перестали быть «единственно правильными». В современном мире существует множество факторов, препятствующих или осложняющих процессы взросления: нестабильная ситуация на рынке труда, расширение возможностей получения образования1, рост стоимости жилья, широкое распространение культа вещизма и потребления2.

Таким образом, резюмирует автор статьи, гибкие условия постмодернистской реальности больше не требуют от индивида прохождения всех «положенных» этапов жизненного пути и обязательного принятия роли взрослого. Произошедшие социальные изменения породили новое - ориентированное на игру - отношение к окружающему миру, и центральной фигурой постмодернистского пространства становится кидалт как особый тип homo ludens.

М.А. Ядова

1 Brzezinska A.I. Becoming an adult: Contexts of identity development // Polish

psychological bull. - W-wa, 2013. - Vol. 44, N 3. - P. 239-244.

2

Blatterer H. Coming of age in times of uncertainty: Redefining contemporary adulthood. - Oxford: Berghahn books, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.