Научная статья на тему '2017. 04. 016. Бей Е. В. Военный министр генерал В. А. Сухомлинов: жизнь и деятельность. - М. : Квадрига, 2016. - 299 с'

2017. 04. 016. Бей Е. В. Военный министр генерал В. А. Сухомлинов: жизнь и деятельность. - М. : Квадрига, 2016. - 299 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВОЕННЫЙ МИНИСТР / В.А. СУХОМЛИНОВ / БИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 016. Бей Е. В. Военный министр генерал В. А. Сухомлинов: жизнь и деятельность. - М. : Квадрига, 2016. - 299 с»

случае, многие революционеры сталкивались с подобным напряжением между преданностью революции и повседневной жизнью.

Ю.В. Дунаева

2017.04.016. БЕЙ Е В. ВОЕННЫЙ МИНИСТР ГЕНЕРАЛ В.А. СУХОМЛИНОВ: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. - М.: Квадрига, 2016. - 299 с.

Ключевые слова: Россия; Первая мировая война; военный министр; В.А. Сухомлинов; биография.

Монография научного сотрудника Института военной истории Министерства обороны РФ Е.В. Бея - «первая подробная и объективная научная биография» военного министра В.А. Сухомлинова, занимавшего этот пост в 1909-1915 гг. Автор основывает исследование на архивных документах, официальных материалах, мемуарах, дневниках, письмах, а также на научных трудах предшественников.

В столетнюю годовщину Первой мировой войны исследователи все чаще обращаются к изучению отдельных государственных и военных деятелей, игравших значительную роль в эту переломную и трагическую эпоху в России, пишет Бей. В этой связи чрезвычайно важно дать объективную оценку ключевой фигуре в подготовке армии - военному министру накануне и в начале войны В.А. Сухомлинову. Его военная и государственная деятельность проходили на острие внутренних и внешнеполитических событий в стране. Он прошел за свою долгую карьеру путь от юнкера до генерал-адъютанта. Его падение, вызванное голословными обвинениями в шпионаже, было «стремительным и громким». «Полное бесславие стало уделом его последних лет после блестящей карьеры» (с. 5).

11 июня 1915 г., после военных неудач на фронте, под давлением общественного мнения и союзнических кругов Сухомлинов был уволен с поста военного министра и 21 апреля 1916 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда вскоре был переведен под домашний арест. Во время Февральской революции он вновь был арестован. В августе-сентябре 1917 г. состоялось судебное разбирательство его дела, и он был приговорен к пожизнен-

ной каторге, но в 1918 г. амнистирован по возрасту, после чего эмигрировал.

Выдвинутые против Сухомлинова обвинения в подрыве обороноспособности страны автор называет «тягчайшими». Генерал, обвиненный в шпионаже, - редкое явление в истории, но тогда обвинение выглядело правдоподобно. Схожие характеристики и утверждения свойственны советской историографии, посвященной деятельности В.А. Сухомлинова. «У ученых доперестроечных лет не нашлось добрых слов о царском министре и его реформах, мало кто из них не "вытер ноги" об опального генерала» (с. 6).

К непосредственным прежним биографам Сухомлинова относятся два автора: В. Д. Думбадзе и В.А. Апушкин1. Их книги «далеки от объективности, но представляют документальную ценность и исторический интерес» (с. 9). В течение века о Сухомлинове писали в разоблачительном духе. Его называли главным виновником отступления русской армии в 1915 г., представителем «продажной клики» и «агентом германской разведки». Как замечает Бей, у военных существует даже полушуточное выражение «эффект Сухомлинова»: в вооруженном конфликте проигрывает та сторона, которая в предвоенное время имела более шикарную военную форму (там же).

В ряде исследований последних лет, посвященных истории русской армии, образ Сухомлинова рисуется в нейтральном или даже благожелательном тоне. Историки признали, что военные поражения, разложение армии и крушение государства нельзя ставить в вину исключительно командованию армии и военному министерству. Кризис армии стал следствием коренных противоречий в российском обществе и ошибок высшего политического руководства страны.

Историк А.И. Уткин отметил, что во главе русской армии в отличие от большинства армий тех лет стояли не генералы-аристократы, а военные специалисты. Гигантский скачок в развитии вооруженных сил, который Россия сделала между Русско-японской и Первой мировой войнами, был осуществлен во многом благодаря министру В.А. Сухомлинову, которого Уткин назвал вождем «про-

1 Думбадзе В.Д. Генерал-адъютант Владимир Александрович Сухомлинов. -Пг., 1914; Апушкин В. А. Генерал от поражений В. А. Сухомлинов. - Л., 1925.

столюдинской» фракции российского генералитета. Сухомлинов -не родовитого дворянства, не княжеского или графского рода, а мелкий дворянин, обязанный исключительно своим способностям тому, что дошел до верхних ступеней служебной лестницы, стал военным министром величайшего в мире государства, отмечал В. Невский в предисловии к изданию мемуаров генерала в СССР1.

Учитывая противоречивость образа Сухомлинова в отечественной и зарубежной историографии, автор книги «пытается сделать шаг вперед» - подробно рассмотреть обстоятельства жизни В.А. Сухомлинова, от его родословной до его смерти в забвении в эмиграции. Нашим современникам трудно осознать истинный масштаб устремлений, проектов, свершений военного министра России, понять значение его реформ для армии, пишет Бей.

В первой главе «Начало карьеры» отмечено, что В.А. Сухомлинов родился 4 августа 1848 г. в городке Тельши Ковенской губернии, присоединенном к России после раздела Польши в 1795 г. и находившемся неподалеку от прусской границы. Он был первым из трех детей в дворянской семье уездного начальника А.П. Сухомлинова и его жены О.И. Лунской. Их дети получили неплохое домашнее образование, они овладели иностранными языками: французским, польским, английским и в совершенстве немецким. В 1861 г. Владимира вместе с братом Николаем зачислили в Александровский кадетский корпус в Вильно, но в 1863 г. после Польского восстания он был расформирован.

Воспитанников вывезли в Петербург и распределили затем в основном по губернским кадетским корпусам. В числе 25 лучших, оставленных в Петербурге, оказался и В.А. Сухомлинов. Он обучался в созданной в 1864 г. 1-й Санкт-Петербургской военной гимназии, затем стал юнкером 2-го военного Константиновского училища, готовившего офицеров для кавалерийских войск русской армии. В июле 1867 г. после окончания учебы он стал корнетом лейб-гвардии Уланского Его Величества полка. После четырех лет в полку в 1871 г. он поступил в Николаевскую академию Генерального штаба.

1 Невский В. Предисловие // Сухомлинов В.А. Воспоминания. - М.; Л., 1926. - С. 3-7.

Так как уже в начале 1870-х годов осознавалась «опасность объединившейся Германии», Сухомлинов взял темой своей выпускной работы «Вторжение нашей конницы в Германию для разрушения железных дорог». Он блестяще справился с заданием с учетом технических возможностей того времени. Согласно предложенному им плану, кавалерийские рейды били по немецким войскам, не успевшим отмобилизоваться, а русская армия приобретала запас времени для продолжения своей мобилизации и развертывания. Так за 40 лет до Первой мировой войны подобная задача уже прорабатывалась в высших российских военных кругах (с. 17). Сухомлинов в 1874 г. окончил Академию и «за успехи в науках» был произведен в штабс-ротмистры и причислен к Генштабу. В октябре 1874 г. он получил чин капитана и был назначен старшим адъютантом штаба 1-й гвардейской кавалерийской дивизии.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он участвовал в боевых действиях под Шипкой и Плевной, за свой героизм получил боевые награды и был произведен в подполковники. Его боевой опыт был высоко оценен командованием, и в начале января он был назначен начальником штаба передового кавалерийского отряда генерал-лейтенанта Д.И. Скобелева. Он участвовал в Фи-липпопольском сражении, поставившем точку в разгроме 100-тысячной армии Сулейман-паши. В.А. Сухомлинов достойно прошел войну молодым офицером Генерального штаба. Его ценили, он был востребован. В Петербурге Сухомлинов принял участие в торжественном приеме, устроенном Александром II для георгиевских кавалеров.

В мае 1878 г. его определили «правителем дел» Николаевской академии Генерального штаба, в этой должности управляющего Сухомлинов прослужил до 1884 г. Он руководил в академии практическими занятиями по тактике и занятиями дополнительного курса. Сухомлинов отказался от предложенной ему должности воспитателя будущего наследника престола Николая Александровича, поскольку в свои 30 лет он посчитал, что его опыта и знаний недостаточно для воспитания цесаревича.

В 1880 г. ему был присвоен чин полковника. В 1884 г. он был назначен командиром 6-го лейб-драгунского Павлоградского Его Величества полка - некогда знаменитых «Павлоградских гусар». В январе 1886 г. Сухомлинова назначают начальником Офицерской

кавалерийской школы (ОКШ), располагавшейся в столице. Он возглавлял ее почти 12 лет. ОКШ была и оставалась его любимой воинской частью. В эти годы Сухомлинов проявил себя как военный писатель и теоретик, его сочинения неоднократно переиздавались (с. 50). В апреле 1897 г. генерал-майор Сухомлинов был назначен командующим 10-й кавалерийской дивизией. В 1898 г. он был произведен в генерал-лейтенанты. Его становление как будущего государственного и военного деятеля проходило в течение более 30 лет. В основе служебного роста и авторитета лежали высокие личные, моральные, деловые и профессиональные качества офицера (с. 54).

В следующей главе «Киевский период» указывается, что Сухомлинов в мае 1899 г. по рекомендации генерала М.И. Драгоми-рова был назначен на должность начальника штаба Киевского военного округа, пограничного с Австро-Венгрией. Фактически возглавляя Киевский округ, он участвовал в работе многих комиссий и занимался разработкой стратегических планов ведения войны на Западе. Служба в приграничном военном округе заставляла Сухомлинова вникать в тонкости военной разведки. В дальнейшем, когда он возглавил Военное министерство, в 1911 г. были утверждены важнейшие документы по контрразведке, например, «Положение о контрразведывательных органах», они стали рубежными для этой службы в целом.

Когда в 1904 г. началась война с Японией, командующий армии в Маньчжурии генерал Куропаткин предложил Сухомлинову занять пост начальника штаба армии, но тот, считая себя неподготовленным к такой должности, отказался. Во время революции 1905 г. Сухомлинова назначили «главноначальствующим», т.е. генерал-губернатором в Киев, как раз тогда, когда там шли еврейские погромы. Будучи уверенным, что «наведение порядка в Киеве отразится и во всем крае», он пригрозил организаторам беспорядков каторгой и казнями (с. 78). Кроме того властям удалось разгромить киевскую социал-демократическую организацию. Только 4 июня 1907 г. в Киеве было арестовано почти 100 большевиков и революционно настроенных рабочих. Были закрыты профессиональные союзы. Из сельской местности выселяли революционно настроенных крестьян. Оппозиционные партии ответили террором. Охранке удалось захватить 19 человек, в их числе Г. Сандомирского, гото-

вившего покушение на киевского генерал-губернатора Сухомлинова (с. 88).

Навыки административной деятельности Сухомлинов продолжал совершенствовать на протяжении трех лет, когда он занимал должность генерал-губернатора Юго-Западного края - Киевской, Волынской и Подольской губерний. Несколько раз он становился целью террористов, но уцелел и сумел навести порядок в крае. В годы его администрации прекратились еврейские погромы. Он сам так подытожил результаты этой своей деятельности: «То время, полное забот, заставлявших меня непрерывно и глубоко вникать в тонкости такой машины, как армия, было практикой к разрешению задач, которые по воле государя в 1909 г. неожиданно были заданы мне, когда я был назначен военным министром» (цит. по: с. 105).

В главе третьей «Военный министр» Бей анализирует деятельность Сухомлинова на посту министра. Это была «вершина его служебной карьеры и реформаторской деятельности» (с. 106). Подготовка отечественных вооруженных сил к войне проходила в два этапа. Первый этап (1905-1908) связан с переносом центра практического руководства армией в Совет государственной обороны (СГО). Разделение военного ведомства на несколько независимых и самостоятельных частей вызвало рост дезинтеграционных процессов. Второй этап, начавшийся с приходом В.А. Сухомлинова (1908) характеризовался интеграцией всех систем и органов военного управления под руководством военного министра. Это позволило провести реорганизацию армии, повысить ее боеготовность и обеспечение.

Назначенный 2 декабря 1908 г. Николаем II поначалу на должность начальника Генштаба, Сухомлинов оставался на ней всего три месяца. 12 марта 1909 г. он по решению царя, сменив генерала Редигера, стал военным министром, оставаясь им до 1915 г. Так как находившиеся в те же годы на посту начальника Генштаба деятели не были масштабными личностями, «все положительное и отрицательное, что за этот последний период было сделано для подготовки России к войне, по справедливости лежит на одних плечах Сухомлинова, взвалившего на себя огромную тяжесть ответственного по всем военным вопросам» (с. 116). Оппозиция его реформам в военной среде была неизбежной (с. 163), так как они

затронули по сути все главные направления: дисциплину в войсках, оперативное планирование, радикальный пересмотр системы резерва, усовершенствование и развитие полевых войск, перевооружение армии, оснащение ее новыми видами вооружения, в их числе тяжелой артиллерией, проблемы дислокации, комплектования, мобилизации, распределение военного бюджета.

Основной проблемой, с которой Сухомлинову пришлось столкнуться при осуществлении реформирования армии, явилось отсутствие стабильного финансирования. На этой почве у военного министра начались серьезные трения с министром финансов Коковцовым, они осложнялись и личной неприязнью. Вначале Сухомлинов мог рассчитывать на поддержку Столыпина. Но когда после убийства Столыпина на пост премьер-министра вступил Коковцов, он стал добиваться смещения военного министра, считая, что в этом министерстве «царил полный сумбур» (с. 159). Реформы армии приходилось к тому же согласовывать не только с Советом министров, но и с Государственной Думой, и тут против военного министра выступало «враждебное думское большинство» (с. 161). К тому же Николай II считал, что развитие вооруженных сил является только его прерогативой.

В главе четвертой «Сухомлинов и война» большое значение автор придает появившейся за несколько месяцев до начала Первой мировой войны статье военного министра о том, что Россия готова к войне. Она была написана в ответ на антирусскую кампанию, развернутую в Германии. Как считает Бей, тогда действительно «шла целенаправленная подготовка населения Германии к скорой войне с Россией» (с. 204). «Субъективно военный министр не лгал, когда заявлял о готовности нашей армии. Она действительно была готова к войне, но только к той войне, на которую рассчитывали Генеральные штабы всех великих держав Европы - к войне не более шести месяцев» (с. 205). Программа по перевооружению строилась в расчете на краткосрочную войну. Как вспоминал сам Сухомлинов, «в 1909 г. армия находилась в полнейшем развале», но в 1914 г. «порядок и боеспособность оказались восстановленными настолько, что к выступлению в поход продолжительностью от четырех до шести месяцев никаких сомнений не возникало» (цит. по: с. 205).

С началом войны Сухомлинов не стал главнокомандующим русскими армиями. Мобилизация армии в начале войны прошла успешно, это ставили в заслугу военному министру. Но царившего в начале войны «национального единения» хватило ненадолго. Летом 1915 г. последовала первая массированная атака на власть. К этому времени дела на фронте пошли плохо, к тому же выяснилось, что не хватает боеприпасов. Для повышения обороноспособности по инициативе думских деятелей было образовано Особое совещание для усиления снабжения действующей армии, его возглавил Сухомлинов. Но немедленно разрешить кризис вооружений оказалось невозможным, и заседания этого комитета превращались в «болтовню» (с. 215).

В июне 1915 г. царю пришлось пожертвовать четырьмя министрами, среди них оказался и Сухомлинов. Ему поставили в вину недостаточность снабжения армии. На него накинулась пресса, обвинявшая министра в предательстве. Так возникло «дело Сухомлинова». 20 апреля 1916 г. он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость.

Революция 1917 г. внесла коррективы в дело Сухомлинова. 10 августа 1917 г. начался суд над бывшим военным министром. К суду была привлечена и его жена Елена Викторовна Сухомлинова. Судебные заседания шли 33 дня. Наиболее радикальные слои общества требовали полной расправы. Бывший министр был признан виновным и снова помещен в Петропавловку, а его жену освободили. Однако 1 мая 1918 г. В.А. Сухомлинов, которому было уже за семьдесят, попал под амнистию большевистского правительства, «но на этом его злоключения не закончились» (с. 246).

В последней главе «Безвестная смерть в эмиграции» автор рассказывает о последних годах жизни Сухомлинова, проведенных в эмиграции. Он жил сначала в Финляндии, затем переехал в Германию, начал активно работать над мемуарами. Сухомлинов успел их издать в 1923 г. на немецком и в 1924 г. на русском языках. Жил он в большой бедности. Он скончался 2 февраля 1926 г. в Берлине, вероятно, от сердечного приступа. Труп нашли на скамейке в парке Тиргартен. Сухомлинов был похоронен на русском православном кладбище в берлинском районе Тегеле.

В «Заключении» автор приводит отзывы о Сухомлинове и его реформах русской армии, в основном положительные, со сто-

роны таких деятелей, как М.Д. Бонч-Бруевич, В.Н. Воейков, Г.И. Шавельский, А.Н. Яхонтов, С.Ю. Витте, В.Ф. Джунковский, А.А. Брусилов, А.А. Самойло, У. Черчилль, К.Г. Маннергейм. Отмечая присущие министру недостатки, автор все же констатирует, что военному ведомству под его руководством «удалось достичь определенных успехов в области военного строительства» (с. 266).

Монография дополнена Приложением, в которое вошли разделы: основные этапы жизни и деятельности В.А. Сухомлинова; кроки (чертежи) позиций из его полевой книжки времени войны на Балканах 1877-1888 г.; перечень комиссий, комитетов и совещаний, в работе которых он принимал участие; текст приказа Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора от 14 октября 1905 г. о противодействии «вооруженному восстанию» в Киеве; список сочинений Сухомлинова (с. 274-277); его русские и иностранные награды и почетные звания; подборка фотографий Сухомлинова и лиц из его окружения.

В.П. Любин

2017.04.017. ЖАКОВСКА М. ИВАН И АРИЯ ПОГИБАЮЩЕМУ МИРУ. ОБРАЗ РОССИИ В ПРОПАГАНДЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ.

ZAKOWSKA M. Ivan and aria for the dying world. The image of Russia in the propaganda of the Central powers during the Great war // Great war: Insights and perspectives. - Frankfurt a. M.: P. Lang, 2016. -P. 147-162.

Ключевые слова: Россия и Первая мировая война; образ России в Центральных державах; пропаганда.

Статья PhD М. Жаковской посвящена образу России в Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии в период Первой мировой войны. Анализируются «основные метафоры и визуальные мотивы» репрезентации Российской империи в наиболее распространенных и влиятельных сатирических журналах Центральных держав. Как отмечает автор, в каждой стране образ России начал формироваться «задолго до 1914 года» (с. 157), под влиянием различных исторических условий. Для Германии Россия была «великой державой, некогда союзником, а ныне стала военной угрозой как союзник Франции» (с. 147). Потенциальным противником Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.