Научная статья на тему '2017. 04. 008. Риги Л. Производство шелка и технологический трансфер (между законодательством и мошенничеством) на примере Болоньи хiv-хvi вв. Righi L. produzione di seta e trasferimenti tecnologici tra legislazione e frodi: il caso di Bologna Dal XIV al XVI secolo // Archivio storico Italiano. - Firenze, 2016. - disp. 4. - p. 639-667'

2017. 04. 008. Риги Л. Производство шелка и технологический трансфер (между законодательством и мошенничеством) на примере Болоньи хiv-хvi вв. Righi L. produzione di seta e trasferimenti tecnologici tra legislazione e frodi: il caso di Bologna Dal XIV al XVI secolo // Archivio storico Italiano. - Firenze, 2016. - disp. 4. - p. 639-667 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНЬЯ / XIV-XVI ВВ. / ИТАЛЬЯНСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО ШЕЛКА / ИТАЛЬЯНСКИЕ КОММУНЫ / КОММУНАЛЬНЫЕ СТАТУТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 008. Риги Л. Производство шелка и технологический трансфер (между законодательством и мошенничеством) на примере Болоньи хiv-хvi вв. Righi L. produzione di seta e trasferimenti tecnologici tra legislazione e frodi: il caso di Bologna Dal XIV al XVI secolo // Archivio storico Italiano. - Firenze, 2016. - disp. 4. - p. 639-667»

зирует финансово-экономическую деятельность двора. У Иоанна в Англии, подчеркивает он, не было личных поставщиков, однако имелись тесные связи с многочисленными лондонскими торговцами, что также способствовало укреплению его положения и повышению статуса. В качестве интересной детали исследователь отмечает тот факт, что среди источников денежных поступлений на нужды двора значатся, помимо прочего, доходы от торговых операций; в частности при посредничестве придворных Иоанна осуществлялся импорт из Франции вина специально для продажи в Англии.

В пятой главе, озаглавленной «Выводы», автор подводит итоги своего исследования, кратко повторяя основной тезис и главные положения, сформулированные в главах.

З.Ю. Метлицкая

2017.04.008. РИГИ Л. ПРОИЗВОДСТВО ШЕЛКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР (МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И МОШЕННИЧЕСТВОМ) НА ПРИМЕРЕ БОЛОНЬИ Х1У-ХУ1 вв. RIGHI L. Produzione di seta e trasferimenti tecnologici tra legislazione e frodi: il caso di Bologna dal XIV al XVI secolo // Archivio storico italiano. - Firenze, 2016. - Disp. 4. - P. 639-667.

Ключевые слова: Болонья, XIV-XVI вв.; итальянская экономика; производство шелка; итальянские коммуны; коммунальные Статуты.

Итальянский историк Лаура Риги отмечает, что исторические исследования о производстве шелка в период между поздним Средневековьем и началом Нового времени, проведенные в последние годы, не раскрывают ключевую роль, которую играл этот сектор экономики в итальянских коммунах. Историки проанализировали структуру дисперсного производства, характеристикой которого является наличие большого числа точек производства и активность производств, различающихся социально-экономическими показателями. Весь процесс, от поставок сырья до реализации готовой продукции, контролировали «шелководы», т.е. торговцы-предприниматели, входящие в ремесленные сообщества. Такая производственная структура имела общие черты в больших городских центрах, и, полагает автор, подобную схему, с учетом не-

больших различий, можно применить при исследовании мануфактуры по производству шелка в Болонье между Х111 и ХУ вв. Особое внимание Риги уделяет изменениям в технологии, которые происходили в результате миграции специалистов шелкоткачества, запускавших процесс технологического обновления. Миграция способствовала распространению шелкоткацкой мануфактуры на большей части Апеннинского полуострова. Речь идет прежде всего о миграции отдельных специалистов или небольших групп ремесленников, которых привлекала возможность улучшить условия труда, в силу чего они переносили производство в другой городской центр.

Автор рассматривает три судебных разбирательства, в ходе которых болонские ремесленники обвинялись в незаконной передаче технических знаний, инструментов производства, составлявших собственность Цеха шелкоткачества коммуны Болоньи. Основным источником для автора стал Статут Цеха ткачества шелка в его шести различных редакциях (выработанных между 1372 и 1424 гг.), который содержал правила производства и контроля за импортом и экспортом, сохранения секретов производства и инноваций. Автор анализирует также коммунальные Статуты и законодательные меры городской магистратуры в области экономики. Он рассматривает случай с Козимо Доти, который в январе 1474 г. был обвинен в передаче приемов выделки шелковой ткани (крепа) во Флоренцию. Доти был ремесленником родом из Флоренции, работал в Болонье, а потом вернулся в свой родной город. Вместе с ним, как свидетельствуют документы, отбыли из Болоньи по крайней мере шесть ремесленников: три специалиста по производству шелкового крепа и двое прядильщиков. Источник говорит о том, что коммуна Флоренции отдала Доти в распоряжение бывшую мельницу на берегу Арно, оборудованную прядильной машиной, всеми инструментами, необходимыми для производства шелковых тканей, и финансировала его 200 флоринов сроком на десять лет (с. 643). Доти должен был обеспечить значительный объем производства тканей и обучение технологическим навыкам местных ремесленников, занятых в производстве шелка.

Автор показывает, что первые контракты для привлечения в город мастеров шелкового производства были заключены коммуной Болоньи в 1230 и 1231 гг. Коммуна Болоньи в ХШ-ХГУ вв. са-

ма выступала за миграцию ремесленников. Автор отмечает, что на развитие болонской мануфактуры по производству шелка повлияли приезжие ремесленники из Лукки, специализировавшиеся на производстве легких тканей, таких, как, например, тафта. Болонская продукция шелковых тканей отличалась очень тонкой, но прочной нитью, что позволяло производить легкие, прозрачные ткани. Производство шелка высокого качества было непосредственно связано с работой на гидравлическом прядильном станке, который использовали именно в коммуне Болоньи. Шелковые ткани как предмет широкого пользования продавались на всех наиболее важных рынках Италии. Современные исследования показывают, отмечает автор, что болонские ткани пользовались спросом на рынках Венеции, Прованса, Каталонии, Авиньона.

Другой случай судебного разбирательства относится к февралю 1538 г., когда было выдвинуто обвинение против двух ремесленников по поводу похищения гидравлической прядильной машины. Шелковик и плотник, изгнанные из Болоньи, в октябре 1537 г. заключили контракт на открытие гильдии по производству шелка и на постройку гидравлического ткацкого станка в Тренто. Существуют документы, свидетельствующие об успехе Чезаре Дольчини, который организовал гильдию по производству и продаже шелковых тканей вместе с шестью известными в Тренто торговцами.

Автор отмечает, что остается открытым вопрос о том, по каким причинам технологически и экономически более передовой гидравлический станок не нашел широкого применения в других центрах шелкоткачества. Она полагает, что причины нужно искать как в гидрогеологических особенностях территорий, так и в самой системе производства. В Болонье гидрогеологические возможности и в целом система производства коммуны позволяли вводить новшества и добиваться уменьшения времени на выработку шелка и снижения его цены. В других местностях торговое сословие опасалось, что внедрение гидравлических машин вызовет снижение числа занятого в шелковом производстве местного населения, особенно женщин.

Автор анализирует рубрики Статутов Цеха шелкоткачества, касающиеся запрещения передачи материалов, инструментов, технических навыков в период между 1245-1267 гг. и в 1335 г. В Статуте за 1250 г. запрещалось продавать иностранцам шелковичных

червей и шелк-сырец (с. 658), запрет был подтвержден Статутом 1288 г. Статут 1335 г. регламентировал передвижение и деятельность производителей и торговцев шелком, отношения с подчиненными работниками и учениками. Впервые в законодательстве появляются меры по охране производственного процесса, по определению обязанностей и навыков работников, по защите отрасли, которая в эти годы переживала структурные и эволюционные изменения.

Содержание корпоративных Статутов конца Х1У в. сосредоточено главным образом на поддержке должного уровня производства и качестве продукта. В 1372 г. в Статуте появляется норма, которая присутствует и в последующих редакциях. Она предусматривала запрещение работникам болонского шелкового производства заниматься выработкой шелка за пределами городских стен, дабы защитить технические знания, которыми владели болонские работники. Главной проблемой являлись перемещения работников, которые могли организовать новое конкурентное производство в других городах.

В 1398 г. в Статуте появляется новая рубрика, касающаяся поддержки производства: ткачи и ткачихи шелкового полотна могут использовать только шелк-сырец, приобретенный в городе Болонье. Шелковичные черви, выращенные в окрестностях города, должны были завозиться в город, и только городские «специалисты по добыче» должны были заниматься шелкомотанием. Подобное запрещение встречается и в редакции 1424 г. В 1451 г. в Статуте записана норма, по которой запрещено экспортировать любой продукт шелкоткачества без разрешения полномочных лиц цеха. В 1510 г. запрещается вывоз из города всякого рода шелка. Предусматривался штраф в 200 дукатов и изъятие товара (с. 663). Такие нормы цеха препятствовали оттоку специалистов из города и притоку иностранных работников.

В заключение статьи автор отмечает, что миграция ремесленников шелкового производства была гораздо более значительной, чем было принято считать до настоящего времени. Продавец-производитель шелка основывал свое производство на сети предприятий, которые могли возникнуть как внутри, так и вне города. Анализ ситуации в шелкоткацком производстве Болоньи показал, что мощная конкуренция в Болонской коммуне подталкивала шел-

ковиков к переходу в другие центры шелкоткачества, и отнюдь не всегда это было высокоразвитое производство. Это давало возможность найти более благоприятные условия работы. Однако это был личный выбор, и в каждом отдельном случае, как показывают источники, ситуация была сугубо индивидуальной. Благодаря миграции и экспорту, часто запрещенному, итальянская шелковая мануфактура пережила существенное развитие, увеличилось число центров производства и значительно улучшилось качество продукции.

И.Е. Эман

ИСТОРИЯ РОССИИ, СССР И ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

2017.04.009. ИВАНОВ А.Е. УЧЕНОЕ ДОСТОИНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ХУГГГ - НАЧАЛО XX ВЕКА. ПОДГОТОВКА И НАУЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОФЕССОРОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. - М.: Новый хронограф, 2016. - 656 с.

Ключевые слова: Российская империя, XVIII - начало XX в.; высшая школа; научно-педагогические кадры; система аттестации.

Монография д-ра ист. наук А.Е. Иванова, удостоенная Ма-карьевской премии, посвящена истории отечественной системы аттестации научно-педагогических кадров высшей школы Российской империи ХУГГГ - начала XX в.

Книга, написанная на основе архивных и опубликованных источников, состоит из введения, шести глав («Люди науки, ученые степени и звания в XVШ в.»; «Институт научной аттестации профессоров и преподавателей императорских университетов и православных духовных академий в XIX - начале XX в.»; «Системы подготовки научно-педагогических кадров высшей школы Российской империи. Первая половина XIX в.»; «Институт заграничной научной командировки в процессе подготовки научно-педагогических кадров (30-70-е годы XIX в.)»; «Новая реальность: "профессорские стипендиаты". 60-е годы XIX - начало XX в.»; «"Технология" научной аттестации членов ученого корпуса»), «Вместо заключения», приложений и указателей (авторского и учебных заведений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.