Научная статья на тему '2017. 03. 073. Королева С. И. Становление и развитие торговли в XX В. В лицах. - М. : изд. Дом «Научная библиотека», 2016. - 212 с'

2017. 03. 073. Королева С. И. Становление и развитие торговли в XX В. В лицах. - М. : изд. Дом «Научная библиотека», 2016. - 212 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / МОСКВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 073. Королева С. И. Становление и развитие торговли в XX В. В лицах. - М. : изд. Дом «Научная библиотека», 2016. - 212 с»

2017.03.073. КОРОЛЕВА СИ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В XX в. В ЛИЦАХ. - М.: Изд. дом «Научная библиотека», 2016. - 212 с.

Ключевые слова: экономическая история; розничная торговля; Москва.

Торговля - это комплексный и системообразующий сектор экономики, отмечает автор. Стратегия ее развития должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп: государства, потребителей, производителей, предпринимателей. Выполнение всех функций торговли является необходимым условием нормального развития экономики страны. В данной работе представлены обзор эволюции розничной торговли и исторические справки о людях, занимавшихся организацией торговли в России вообще и в Москве в частности. Основной акцент сделан на роли личности и условиях торгово-предпринимательской деятельности.

Дореволюционный период. В конце XIX - начале XX в. Москва представляла собой крупный мегаполис, вполне сопоставимый по условиям со столицами других европейских государств. Здесь насчитывалось более 8,3 тыс. торговых точек. Наряду с маленькими деревянными лавчонками существовали большие торговые помещения, особенно в центральных районах. Для города с населением, едва достигшим 800 тыс. человек, этого было вполне достаточно (с. 9).

Именно в этот период в Москве появились первые крупные магазины - показатель наличия развитого массового спроса. Наиболее известные из них: Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), универмаг «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ), Петровский пассаж (В. Фирсанова-Гонецкая), чайный магазин Перлова на Мясницкой, Елисеевский магазин, булочная Филиппова, молочные магазины А. В. Чичкина, магазины кондитерской фирмы «Эйнем» (ныне фабрика «Красный Октябрь»).

С возникновением крупных объектов «розницы» стала меняться технология торговли. Так, в Верхних торговых рядах впервые в стране стали использовать ценники и появилась первая отечественная книга жалоб и предложений. Для привлечения большего числа покупателей здесь предлагались дополнительные услуги (переводчики, носильщики, камера хранения, справочное

бюро, гардероб, банк, парикмахерская, ресторан, почта и т.д.), устраивались выставки и концерты. Компания «Мюр и Мерилиз» первой в России организовала торговлю по каталогам, бесплатно рассылаемым по почте.

Первая мировая война, революция и последовавшая за ней гражданская война прервали развитие торговли вообще и московской в частности. В 1916 г. была введена карточная система снабжения населения крупных городов продовольствием, но она не гарантировала получения нормируемых продуктов.

Советский период. В 1917 г. производство предметов потребления в России уменьшилось по сравнению с 1913 г. более чем вдвое, зерна и технических культур - более чем на 1/3. Сокращение производства привело к тому, что торговать стало нечем. В конце 1916 г. цены на все товары выросли по сравнению с началом 1914 г. в среднем в 7 раз (с. 62).

В период «военного коммунизма» Москва оказалась в тяжелейшем экономическом положении. Большинство торговых заведений города закрылось. Центр коммерческой активности переместился на рынки, где цены росли чуть ли не ежедневно, а ассортимент стремительно уменьшался. Резко обострилась продовольственная ситуация. За 1918 г. в миллионный город было доставлено не более 7000 пудов хлеба (с. 65). В первой половине 1919 г. случались дни и даже недели, когда хлеб вообще не выдавался.

В обстановке экономической разрухи новые органы управления, созданные пришедшими к власти большевиками, проводили мероприятия по «организации правильного обмена продуктами труда». В течение 1918 г. были переведены в муниципальную собственность крупные торговые заведения. К концу 1918 г. почти вся частная торговля Москвы была передана в ведение государства. Вводились фиксированные пайки и прямое распределение продовольствия.

Но Москва продолжала голодать: на одного жителя приходилось 1799 калорий в день (при норме 3617). Тяжелое положение складывалась и с обеспечением промышленными товарами, усилилась спекуляция. Ситуация несколько выправилось в 1920 г.: в феврале в столицу прибыли 437 вагонов с хлебом, в апреле - уже

985 (с. 66). Город смог создать минимальные запасы масла, мяса, птицы.

В результате перехода к НЭП доминирующее положение в снабжении населения продовольственными и промышленными товарами занял частный сектор1. К 1 января 1923 г. в Москве имелось уже свыше 27,7 тыс. торговых объектов, принадлежащих частным лицам. Около 97% всех частных торговых заведений города составляли палаточная и ларечная торговля, а также небольшие магазины (с. 75). Государственные магазины в основном специализировались на продаже винно-водочной продукции, мехов, ювелирных украшений, антиквариата, книг и товаров производственно-технического назначения.

Важные последствия для экономики страны имел кризис 1923 г., вызванный расхождением цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. Только за два месяца осени 1923 г. торговый оборот кооперации упал на 75%, государственного сектора -на 33%, частной торговли - на 28% (там же). Выходом из кризиса посчитали переход к государственному регулированию ценообразования, первоначально сводившемуся к принудительному снижению розничных цен на продовольственные товары первой необходимости (в основном в государственной торговой сети) - соль, сахар, чай, а затем и на ряд промышленных товаров. Следствием экономического кризиса 1923 г. стало ограничение частного сектора, которое продолжалось в течение всех 1920-х годов и усиливалось по мере восстановления экономики страны. В 1927 г. в Москве работало уже около 17,5 тыс. торговых точек. Из них более 5 тыс. были государственными и кооперативными (примерно поровну) и свыше 12 тыс. - частными. При этом товарооборот города составлял 1/3 всей внутренней торговли СССР (с. 80).

В 1924 г. Москва снова столкнулась с проблемой «товарного голода». Заметными стали перебои в снабжении продовольствием, но особенно остро ощущалась нехватка промышленных товаров, прежде всего текстильной продукции. Хотя столица снабжалась лучше других городов, государственная торговля работала с большими перебоями, обеспечивая всего около 1/3 потребности населе-

1 Карточная система снабжения населения товарами была отменена в 1921 г. - Прим. реф.

ния в продуктах (с. 79). В 1929 г. вновь были введены хлебные карточки и нормы снабжения жителей основными продуктами питания и промышленными товарами.

В 1936-1939 гг. положение с обеспечением продовольствием нормализовалось, но только в Москве и других крупных городах (1 января 1935 г. отменили карточки на продукты, а через год - и на промтовары). При этом уже в 1931 г. все частные предприятия в Москве, в том числе и торговые, были ликвидированы. В 1938 г. в ней существовало только 2,5 тыс. государственных и кооперативных магазинов, 4,3 тыс. палаток и 3,5 лотошников (с. 80, 81). Если учесть, что население города за эти годы увеличилось вдвое (с 2 до 4 млн человек), то такое сокращение числа торговых организаций привело к появлению длинных очередей.

Автор отмечает вклад в организацию советской внешней и внутренней торговли А.Д. Цюрупы, Л.Б. Красина и ряда других деятелей. Однако, несмотря на заслуги, многие из них были репрессированы в 1937-1939 гг., а некоторые (в том числе А.М. Лежава, Н.П. Брюханов, И.Я. Вейцер, М.П. Смирнов) -расстреляны.

Торговля в годы войны. Во время советско-финской войны в декабре 1939 г. продукты из магазинов Москвы, кроме хлеба, практически исчезли. После ее окончания положение выправилось, но прежнего уровня торговля не достигла. В августе 1941 г. были снова введены карточки, которые отменили только в 1947 г. В течение самого тяжелого времени - с января 1939 г. по март 1948 г. - Наркомат (министерство) торговли СССР возглавлял А.В. Любимов, а за продовольственно-вещевое снабжение Красной Армии во время войны отвечал А. И. Микоян.

Важной особенностью отечественной торговли в годы войны была стабильность государственных розничных цен. СССР - единственный из всех воюющих стран не повышал цены на основные товары. Индекс государственных розничных цен на нормируемые продовольственные и промышленные товары в 1943 г. составлял 100,5% к довоенному уровню (с. 103).

Возвращение к мирной жизни предполагало переход к открытой торговле. В целях подготовки условий для отмены карточной системы с 16 сентября 1946 г. в СССР были снижены коммерческие цены на все товары и несколько повышены пайковые цены на

ряд продовольственных товаров, в том числе на хлеб. В момент отмены карточек коммерческие цены отменялись, новые пайковые становились едиными государственными ценами. Для возмещения потерь, связанных с повышением некоторых пайковых цен, были повышены заработная плата мало- и среднеоплачиваемых рабочих и служащих, а также стипендии учащихся и пенсии.

Отмена карточек в Москве и Ленинграде проводилась в особых условиях, которых должны были исключить все возможные осложнения со снабжением населения, прежде всего в первые дни после перехода к открытой торговле. Для этого были накоплены и размещены значительные запасы товаров определенного ассортимента. Так, к моменту реформы в Москву завезли из других районов и приготовили к продаже тонны сахара, мяса, масла, сыра, чая, муки, крупы, рыбы, мыла (с. 108). Были подготовлены и ведены в действие резервные мощности хлебопекарной промышленности. Помимо стационарной сети были созданы резервные передвижные автомашины-фургоны на случай, если стационарная сеть не справится с продажей хлеба. К первому дню торговли без карточек выпекли и развезли хлеба по торговым предприятиям (включая резерв на хлебозаводах и в пекарнях) в размерах плановой двухсуточной его продажи.

Особые условия не распространялись на другие регионы страны. Тем не менее отмена карточек и постепенное снижение цен способствовали выполнению планов восстановления и развития народного хозяйства в послевоенной пятилетке, ликвидации последствий войны, повышению материального благосостояния населения. Но и в целом по стране и в Москве в частности ситуация с продовольствием оставалась напряженной, процветал натуральный обмен, покупательная способность была низкой. Ближе к 1950-м годам с большим трудом положение стало исправляться. Стала набирать обороты местная промышленность, а освободившиеся от оборонных заказов предприятия приступили к выпуску гражданской продукции, что существенно сказалось на росте товарооборота.

Автор отмечает, что большую роль в этот период в развитии торговли сыграла деятельность В.Г. Жаворонкова, А.И. Микояна, Д. Д. Королева, Д. В. Павлова.

В послевоенные годы торговля в СССР постепенно развивалась и совершенствовалась. Только за 1956-1957 гг. товарооборот в

Москве вырос на 10% и в 1957 г. составил около 50 млрд руб. За 1952-1958 гг. в городе появилось 842 новых промтоварных и продовольственных магазина (с. 116). В 1957 г. был построен крупнейший в стране магазин для детей - «Детский мир». Почти на всем протяжении появившихся Ленинского и Комсомольского проспектов первые этажи домов были отданы под магазины и кафе. Возникла фирменная торговля - «Дом обуви», «Дом игрушки», «Дом ткани», «Дом фарфора», хозяйственный магазин «1000 мелочей», «Дом мебели» и т.д.

В дальнейшем новые торговые объекты (универмаги, универсамы) стали вводиться преимущественно в районах массовой застройки - так появились универмаги «Московский», «Вешняки», «Первомайский» и т.д. Были построены крупные овощехранилища. Москва с середины 1960-х годов прочно заняла второе место в стране по товарообороту, лишь чуть уступая Украине (с. 120).

Совершенствовались технология торговли и ее организационные формы: возникли торговые фирмы и специализированные магазины, развивались прямые связи торговых организаций с промышленными предприятиями. Так, московская торговая фирма «Детский мир» объединяла 25 магазинов, из которых 13 были специализированы по товарному признаку («Дом игрушки») или по возрастному признаку (магазины «Малыш», «Школьник», «Пионер» и т.д.). Другая торговая фирма - «Весна» - специализировалась на продаже товаров для новобрачных, подарочных и сувенирных изделий.

Свой вклад в развитие торговля этого периода внесли П.Д. Кондрашов, Н.С. Патоличев, С.Е. Саруханов, А.И. Струев, Н. П. Трегубов.

Сдерживающим фактором для торговли оставалась существовавшая система перераспределения и лимитов. Отрасль отставала по уровню технического прогресса (была низкой оснащенность кассовыми аппаратами, тем более - современной электронно-вычислительной техникой) и механизации труда. Но главной проблемой являлась низкая степень насыщения рынка товарами. Тра-диционны были очереди за товарами. В 1991-1992 гг. системный кризис стал явным, и имел место небывалый для предыдущих десятилетий дефицит, вновь была введена талонная система отпуска многих товаров.

Период перехода к рыночной экономике. Потребительский рынок Москвы начал развиваться в числе первых в России, возникнув в результате приватизации магазинов в 1992 г. В дальнейшем доля собственности, полностью принадлежащая муниципальным учреждениям разного уровня, уменьшилась до 1%, а принадлежащая частному сектору - наоборот, увеличилась до 88%. Остальные 11% пришлись на долю фирм со смешанным капиталом (с. 189). При этом в городе в основном удалось сохранить прежнюю материальную базу, бывшие цепочки распределения товаров были преобразованы в систему крупного, среднего и мелкого опта.

Последующие годы стали периодом активного строительства крупных торговых объектов в столице. Введены в строй многочисленные многофункциональные торгово-развлекательные центры, появились сетевые структуры с разным уровнем цен («Седьмой континент», «Перекресток», «Копейка», «Пятерочка», «Дикси») и другие современные виды торгового обслуживания населения (например, оптово-розничная система «Утконос»). На московский рынок пришли иностранные фирмы. В 2009 г. объем иностранных инвестиций в отрасль составил 19,7 млрд долл. США, или 47,7% от всех иностранных инвестиций, привлеченных в экономику столицы, в 2008 г. - 21,4 млрд долл. США, или 52% (с. 196).

В начале 2000-х годов была принята программа по открытию предприятий потребительского рынка шаговой доступности в 608 проблемных зонах города, где существовал дефицит торговых площадей. За время реализации программы в 2005-2007 гг. в Москве было открыто более 5 тыс. таких предприятий общей площадью 1,2 млн кв. м (с. 197).

К 2006 г. потребительский рынок занял заметное место в городском хозяйстве Москвы, почти на 24% формируя ее бюджет. На предприятиях потребительского рынка города работало более 1,5 млн человек, или каждый четвертый, занятый в городском хозяйстве. Розничный товарооборот Москвы достиг 1,9 трлн руб. (увеличившись в сопоставимых ценах на 7,1%), составив 22% от регионального товарооборота РФ (с. 174).

В период 1992-2010 гг. большой вклад в развитие торгового комплекса города внесли Ю.М. Лужков и В.И. Малышков.

Как отмечает автор, со времени начала рыночных реформ материальная база отрасли значительно изменилась. Обеспечен-

ность населения Москвы торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей на конец 2010 г. составила 690 кв. м (с. 198). А главное -было достигнуто устойчивое и бесперебойное снабжение жителей Москвы всеми необходимыми товарами.

М.А. Положихина

2017.03.074. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАНОМ. Russian - Iran relations. Russian analytical digest. - Bremen: Center for securities studies (CSS) ETH Zurich: Research Centre for East European Studies, University of Bremen: Institute for European, Russian and Eurasian Studies, George Washington University, 2016. - N 192. -10 p. - Mode of access: http://www.css.ethz.ch/content/specialin terest/gess/cis/center-for-securities-studies/en/publications/rad/rad-all-is sues/details.html?id=/n/o/1/9/no_192_russiairan_relationsnr_192_russia

Ключевые слова: Россия; Иран; двусторонние отношения; экономическое сотрудничество.

Начиная с 2012 г., отмечает Н. Кожанов, российско-иранские отношения претерпели существенные изменения, так как власти России и Ирана прилагают усилия для развития двустороннего диалога.

Российское правительство активно способствовало достижению взаимопонимания между Ираном и западными странами по ядерной проблеме. Москва надеялась, что ядерное соглашение воспрепятствует превращению Ирана в очередную «горячую точку» на периферии постсоветского пространства. Отмена статуса «парии» и постепенная реинтеграция исламской республики в международное сообщество также позволяют России более активно сотрудничать с ней на субрегиональном уровне. Однако действовавшие санкции мешали деловой активности России в Иране.

С 2011 г. объем торговли между странами последовательно падал более чем на 30% ежегодно и к 2014 г. достиг приблизительно 1,7 млрд долл. Объем накопленных российских инвестиций в Иране составил менее 50 млн долл. (с. 2).

Конец режима санкций открывает российским корпорациям доступ к иранской экономике. Например, отмена финансовых ограничений имеет ключевое значение для продолжения русско-иранского сотрудничества в области атомной энергетики. Ранее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.