Научная статья на тему 'Государственная политика в области развития торговли. 1933-1937 гг. (по материалам Поволжья)'

Государственная политика в области развития торговли. 1933-1937 гг. (по материалам Поволжья) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарошкин Н. А., Кузьмина Т. Н.

В статье характеризуются мероприятия центральных и местных органов власти в области развития государственной и кооперативной торговли в годы второй пятилетки, прослеживается состояние материальнотехнической базы торговых предприятий Поволжья, динамика товарооборота. Источниковой базой исследования являются материалы архивов и статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области развития торговли. 1933-1937 гг. (по материалам Поволжья)»

государственная политика в области развития торговли. 1933-1937 гг. (по материалам ПовоЛЖЬЯ)

н. А. ШАРОШКИН*, Т. н. КУЗЬМИНА ** Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского *кафедра отечественной истории ** кафедра отечественной истории и методики преподавания истории

В статье характеризуются мероприятия центральных и местных органов власти в области развития государственной и кооперативной торговли в годы второй пятилетки, прослеживается состояние материально-технической базы торговых предприятий Поволжья, динамика товарооборота. Источниковой базой исследования являются материалы архивов и статистики.

В годы второй пятилетки центральные и местные органы власти осуществили ряд мер по улучшению торгового обслуживания населения. 7-12 января 1933 г. объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) подчеркнул важность борьбы за укрепление торговой смычки города и деревни, "расширение производства товаров широкого потребления, всемерное увеличение их рыночных фондов и развертывание товарооборота для усиления снабжения промтоварами рабочих и колхозных масс". XVII съезд ВКП(б) (21 января - 10 февраля 1934 г.) в резолюции о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) наметил большие задачи в развитии торговли, развертывании товарооборота "на основе увеличения производства промышленных товаров широкого потребления и улучшения снабжения города сельхозпродуктами". Съезд наметил повысить товарооборот в 2,5 раза: с 31,9 до 80 млрд руб при росте производства предметов широкого спроса, выпускаемых легкой и пищевой промышленностью, в 2,5 раза. Планировалось увеличить розничную государственно-кооперативную торговую сеть на 37 % с одновременным проведением ее технической реконструкции, снижением среднего уровня розничных цен против 1933 г. на 35 % [1].

Значительное повышение товарооборота и торговой сети намечалось во всех регионах Поволжья. Так, вторым пятилетним планом развития народного хозяйства и социально-культурного строительства Средне-Волжского края рост товарооборота (без табачных и водочных изделий) определялся в 2,8 раза: с 854 до 2373 тыс. руб в торговой сети; рост продукции общественного питания - в 2,8 раза: с 188 до 518 млн блюд.

Первый год второй пятилетки был необычайно трудным. Это было связано с сокращением поголовья скота, вследствие чего возникли большие сложности в заготовке продукции животноводства Производство его основных продуктов за пятилетие резко снизилось: мяса и сала - с 4,9 до 2,8 млн т (на 43 %), молока -с 31 до 20,6 млн т, яиц - с 10,8 до 4,4 млрд штук (почти в 2,5 раза). Только с 1931 г. началось увеличение заготовок животноводческой продукции. Голод 1933 г. снизил производительность труда. Многие отрасли промышленности, прежде всего пищевая и легкая, не выполнили производственных планов. Это не могло не сказаться на снабжении рабочего персонала, общественном питании и торговле. 23 сентября руко-

водство фабрики "Маяк революции" заслушало доклад ЗРК. Было отмечено, что на протяжении 1933 г. его финансовое состояние ухудшилось. Отсутствие должного руководства, массовой работы и мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания, привели ЗРК к потере около 50 тыс. руб собственных оборотных средств. Снабжение было поставлено плохо, заготовка сельхозпродуктов не производилась, внеплановые закупки промтоваров не удовлетворяли спроса рабочих. В итоге ЗРК охватывал 30-35 % бюджета рабочих и служащих. Ему предлагалось повысить качество работы за счет увеличения оборотов и обеспечить предприятия общественного питания овощехранилищами.

Несмотря на трудности, местные органы Поволжья продолжили усилия по преодолению последствий голода. За 11 месяцев 1933 г. на рынки Самары колхозами и единоличниками было вывезено сельхозпродуктов на сумму 40037 тыс. руб, из них продуктов питания на 24430 тыс. руб, крупного и мелкого рогатого скота - 14102 тыс. руб и прочих сельхозтоваров -на 1847 тыс. руб [2]. Проводилась работа по перестройке кооперации на основе решений январского пленума ЦК ВКП(б) и ЦКК. В Самаре работали три кооператива, орсы, ЗРК на всех крупных предприятиях. Стационарная розничная сеть города к концу 1933 г. насчитывала 280 магазинов и 281 ларьков. На одну торговую точку приходилось 472 жителя. Сеть общественного питания состояла из 182 предприятий с общей суточной производительностью около 200 тыс. блюд. Их розничный оборот по городу составил 214,5 млн руб (по потребительской кооперации -103,5 млн, по торгу - 52,8 млн).

Стационарная розничная торговая сеть Ульяновска к началу 1933 г. состояла из 102 магазинов и 73 ларьков, на которые приходилось 424 жителей. Сеть общественного питания располагала 33 столовыми. Розничный товарооборот общественного сектора за 1933 г. достиг 37 млн руб, в том числе по промысловой кооперации 18,8 млн, торгу - 3,6 млн. В Сызрани в начале 1933 г. было 87 магазинов и 59 ларьков, на каждый из них приходилось 395 жителей. Розничный оборот 27 городских столовых составлял 29,5 млн руб, в том числе 9 млн по потребительской кооперации и 8,7 - по торгу. Торговая сеть Саранска включала 101 единицу, на торговую точку приходилось 283 человек. В Чапаевске действовало 36 магазинов и 50 ларь-

ков, обслуживающих в среднем по 409 жителей, 27 столовых. За 1933 г. розничный оборот обобществленного сектора составил 23,5 млн руб. Такова картина торгового обслуживания городов Средне-Волжского края.

Выступая на первой краевой партконференции (январь 1934 г.), секретарь Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) отметил рост товарооборота потребительской кооперации: в 1932 г. он составил 965 млн руб, в 1933 - 1121. В 1933 г. было завезено на 386 % больше хлопчатобумажных тканей, чем в 1931 г., швейное производство выросло на 149 %, производство трикотажа -в 4 раза, шерсти - в 4,7. Однако потребительская кооперация все еще работала слабо.

Материалы плановой комиссии, составленные ко второму пятилетнему плану Саратовского края, свидетельствуют, что розничный товарооборот государственной, кооперативной торговли, включая АССР Немцев Поволжья, увеличился с 238 (1928/29 г.) до 450,6 млн руб (1932 г.). Развитие торговли соответствовало организации ее материально-технической базы. Сеть государственной и кооперативной торговли, включая АССР Немцев Поволжья, увеличилась с 4306 (на 1 января 1930 г.) до 5200 (1 января 1933 г.) единиц. В 1933 г. были созданы орсы на заводах системы НК тяжелой промышленности, обслуживающие комбайновый завод, Саратовскую ГРЭС, крекингс-трой, Вольские цементные заводы, Савельевский сланцевый рудник. Наряду с мелкими частными кустарными пекарнями в 1933 г. стали создаваться механизированные хлебопекарни в АССР Немцев Поволжья, Саратове, Вольске, Балашове, которые производили 68,7 % хлеба в Саратовском крае. Определенных успехов в расширении товарооборота добился Сталинградский край: в 1930 г. он составил 290 млн руб, в 1934 -790 млн [3]. Розничный товарооборот торговых организаций Нижне-Волжского края вместе с АССР Немцев Поволжья с 1933 по 1934 г. вырос на 176 млн руб, или на 40,4 %.

Несмотря на достигнутый уровень товарооборота, состояние торговли не соответствовало изменениям, произошедшим в экономике, и не могло удовлетворять потребностей народа. Нормированное снабжение и закрытые формы торговли как временная мера, вызванная главным образом отставанием мелкотоварного сельхозпроизводства, уже не могли быть приемлемы в новых условиях экономической политики страны. Карточная система имела серьезные недостатки: она не способствовала качественному обслуживанию потребителя, замораживала товарооборот, снижала производительность труда работников торговли. Негативным моментом был рост управленческого аппарата, занятого выдачей и учетом карточек, ослабление торговой инициативы.

29 июля 1934 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, согласно которому из состава наркомата снабжения СССР были выделены наркоматы пищевой промышленности и внутренней торговли СССР, а на местах организованы наркоматы внутренней торговли союзных и автономных республик, областные,

краевые, городские и районные отделы торговли при местных Советах.

Сложной в экономическом отношении проблемой являлся переход к единой системе розничных цен. До отмены карточек действовала система двух цен: нормированных (пайковых) и повышенных (коммерческих). При наличии нормированного снабжения она обеспечивала распределение предметов потребления в интересах трудящихся, особенно низкооплачиваемых групп. Но в условиях перехода к открытой торговле эта система теряла смысл. Необходимо было установить единые государственные цены. По мере увеличения товарных ресурсов в стране и расширения торговли по коммерческим ценам надо было постепенно снизить уровень этих цен на отдельные товары, сокращая тем самым разрыв между коммерческими и "нормальными" ценами закрытой торговли до таких размеров, которые позволили бы установить единые розничные цены. Расширение сети коммерческих магазинов и рост их товарооборота, снижение коммерческих цен, развитие колхозной торговли и снижение рыночных цен наряду с увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства явились важнейшими звеньями в подготовке отмены карточной системы.

Решением пленума ЦК ВКП(б) (ноябрь 1934 г.) с 1 января 1935 г. отменялась карточная система снабжения хлебом, мукой, крупой, и устанавливалась повсеместная продажа населению хлеба и других продуктов из государственных и кооперативных магазинов. В постановлении отмечалось, что карточная система снабжения была необходима для того, чтобы, несмотря на значительно более высокие цены вольного рынка и элементы спекуляции, снабжение рабочих хлебом производилось по твердым ценам. Только благодаря этому государство при ограниченности своих ресурсов могло полностью обеспечить снабжение городов и промышленных районов, преимущественное снабжение наиболее важных производственных центров, а вместе с тем обеспечить выдачу хлеба по твердым государственным ценам сдатчиков сельхозсырья. Постановление вводило единые розничные государственные цены на хлеб, муку и крупу. В связи с отменой карточной системы и установлением единых розничных цен на основные продукты с 1 января 1935 г. повышалась зарплата рабочим и служащим, стипендии студентам и пенсии. Эти изменения "должны сопровождаться развертыванием торговой сети как в городе, так и деревне, всемерным развитием государственного и кооперативного хлебопечения, правильным размещением хлебных резервов по районам снабжения". Переход к развернутой торговле без карточек и по единым, более низким, чем прежде коммерческим ценам был выгоден рабочим.

Положительную роль сыграло и другое постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 сентября 1935 г. о снижении цен на хлеб и отмене с 1 октября карточной системы на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель. Это был второй шаг к ликвидации нормированного распределения продуктов. Снижение цен и отмена карточной системы способствовали уменьшению

цен и на колхозном рынке. Выгода, полученная населением от снижения цен в колхозной торговле, составила в 1935 г. не менее 3,5-4 млрд руб. После отмены карточной системы стала быстро расширяться государственно-кооперативная торговля, доля колхозной торговли в товарообороте страны уменьшилась. Если в 1933-1934 гг. почти пятая часть всего товарооборота и более четверти оборота продовольственных товаров приходилось на долю колхозной торговли, то уже в 1937 г. ее удельный вес уменьшился примерно на треть [4]. Уже в июне 1934 г. цены на колхозном рынке снизились по сравнению с началом года на 3,5 %, а к июню 1936 г. - на 16,5 %, по хлебопродуктам - на 30 %. Большую роль в этом сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября "О работе потребительской кооперации в деревне", которое предопределило расширение сельской торговой сети. В 1935-1936 гг. дополнительно к существующим было открыто 4 тыс. районных универмагов потребительской кооперации и 5 тыс. крупных сельских магазинов в составе сельпо (1-2 на район). Розничный товарооборот за 9 месяцев 1935 г. увеличился по сравнению с тем же периодом 1934 г. на 352 %. Только за первое полугодие 1935 г. снижение цен по важнейшим товарам составило 600 млн руб. Это явилось следствием определенных достижений в развитии легкой, пищевой промышленности, роста запросов населения и возможностей его обслуживания.

Партийный актив Пензы и конференция профсоюзов города (декабрь 1934 г.) одобрили решения правительства. Секретарь горкома, выступая на собрании партактива, отметил, что решение ноябрьского пленума цк о ликвидации карточной системы должно устранить существование двойных цен (нормированных и коммерческих) и обеспечить твердые и единые для каждой области, республики государственные цены. «В городе, - заявил он, - мы должны продавать в два раза больше, чтобы можно было приобретать продукты в любом магазине». В целом товарооборот из года в год увеличивался: в 1933 г. в городе он составил 68 млн руб, на селе - 11 млн; за 9 месяцев 1934 г. -64,8 и 9,2 млн руб. В принятом решении отмечалось, что "чем больше продукции появится в наших государственных и кооперативных магазинах, тем ниже станут цены на эти товары". В Пензе только половина рабочих снабжалась нормированным хлебом, остальная часть прибегали к услугам коммерческой торговли.

В докладе секретаря Саратовского крайкома ВкП(б) по вопросу о реализации решений ноябрьского пленума, сделанном на партийном активе г. Энгельса, отмечалась необходимость перехода от нормированного централизованного снабжения к развернутой торговле. намечалось до января 1935 г. развернуть в крае дополнительную сеть выпечки 231 т хлеба в сутки, по АССР Немцев Поволжья - 70 т; создать около 200 пунктов торговли хлебом, причем новых - 81 (в АССР Немцев Поволжья - 18) [5].

Во втором пятилетии в результате передачи торговой сети, обслуживающей рабочих и служащих крупных промышленных предприятий, а также благо-

даря развитию государственной коммерческой торговли, произошло существенное перераспределение товарооборота в пользу государственной торговли. Если в 1932 г. последней принадлежало 36 % розничного товарооборота, то в 1934 г. - 59,6 %, в том числе в городах - 37,7 и 66,3 %. В Поволжье также увеличивался удельный вес государственной торговли. В 1934 г., например, оборот государственной торговли куйбышевского края составил 664,2 млн руб, Саратовского -302 и Сталинградского - 363,4 млн руб; кооперативной соответственно 665,9, 191,3 и 317,1 млн, орсов - 80,3, 21,3 и 77,4 млн руб.

С отменой карточной системы и переходом к открытым формам торговли товарооборот стал быстро возрастать. Розничный товарооборот Саратовской области в 1935 г. составил 3327 тыс. руб, в 1936 г. -3965 и в 1937 - 4594 тыс. Сеть розничной торговли также увеличилась: в 1935 г. насчитывалось 1902 магазина, в 1936 - 2180 и 1937 - 2300. Розничная торговая сеть в городах области в 1935 г. состояла из 1151 точек, в т. ч. 567 магазинов, в 1936 г. - 1224 (из них 564 магазинов), в 1937 - 1362 (из них 612 магазинов) [6]. Аналогичное положение складывалось и в куйбышевской области. Вся розничная сеть г. куйбышева за 1928-1933 гг. увеличилась на 30,2 %, за 1933-1937 гг. -на 46,5 %. Товарооборот города за 1933-1937 гг. вырос на 108 %.

В целом по Поволжскому региону розничный товарооборот достиг 4829,1 млн руб или 9,55 % к итогу по РСФСР, в том числе по Куйбышевскому краю 2,55 %, Оренбургскому - 1,03, Сталинградскому - 2,09, Татарской АССР - 1,58 % и т. д. В Пензе на конец 1936 г. действовало 284 торговых точки, в том числе 161 магазинов и лавок, 123 ларька, палатки и павильона. Наибольший удельный вес в торговой сети занимал Пензаторг, располагавший 178 точками. Розничный товарооборот по городу Пензе составил 150 млн руб, в т.ч. по группе промышленных товаров 45 млн и продовольственных - 105. За вторую пятилетку общая сумма розничного товарооборота края возросла с 280 до 625 млн руб. В 1938 г. один житель Пензенского района в среднем покупал товаров на 366 руб, что почти в 2,5 раза больше, чем в 1933 г. В г. Сталинграде торговая сеть увеличилась с 419 единиц в 1930 г. до 1000 в 1934 г. [7].

Из таблицы видно, что розничный государственный товарооборот в Саратовском крае в 1934 г. составил 614498 тыс. руб, в том числе государственная торговля города дала 243383 тыс. руб, села - 56252,5 тыс. руб, кооперация - 251296 тыс. Роль потребительской кооперации снизилась с 59,2 (1932 г.) до 37,3 % (1934 г.). Если раньше государственная торговля играла ведущую роль в оптовом товарообороте, то в 1933-1934 гг. она заняла основное место и в розничном. Почти вся торговая сеть в городах была передана государству. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 сентября 1935 г. деятельность потребительской кооперации была сосредоточена на сельской торговле и заготовках. После реорганизации потребительской кооперации у нее осталось 110,8 тыс. розничных тор-

к открытой торговле. Специальные формы торговли в виде так называемых проснабов сохранялись лишь на транспорте, в лесной, торфяной, золотоплатиновой промышленности в силу специфических особенностей обслуживания рабочих и служащих этих отраслей.

В целях развития местной инициативы в соответствии с постановлением СНК СССР от 19 января 1936 г. "Об укреплении городской торговой сетью системы НКвнуторга СССР" была проведена частичная децентрализация руководства системы нк внутренней торговли СССР. На местах создавались разные торговые организации государственной торговли, непосредственно подчиненные НКвнуторгу союзных республик и местных отделов торговли при Советах депутатов трудящихся. Наряду с системой НКвнуторга, объединения наркоматов легкой, пищевой и тяжелой промышленности открывали в городах фирменные магазины тканей, табачных изделий, мясной и молочной продукции [13].

Снабжение городского населения продуктами питания и промтоварами до 1935 г. проводилось через закрытую торгово-распределительную сеть по карточной системе. С ее ликвидацией снабжение стало осуществляться в государственных и кооперативных магазинах по единым ценам. В годы второй пятилетки развернулась коммерческая торговля. К 1934 г. она достигла уже четверти товарооборота. Положительную роль сыграл колхозный рынок, сохранявшийся и в предвоенный период [14].

Как показывают итоги развития народного хозяйства РСФСР во второй пятилетке, розничный оборот государственной и кооперативной торговли (без колхозной и оборота столовых) по РСФСР увеличился с 24,9 млрд руб в 1932 г. до 79,3 млрд в 1937 г. или в 3,2 раза, в т. ч. по городу в 3,3 раза и по селу - в 2,9. Объем товарооборота потребительской кооперации за эти годы возрос по сахару более чем в 6 раз, кондитерским изделиям - 4,7, хозяйственному мылу - в 5, культтоварам - в 10 раз. Рост товарооборота вместе с общественным питанием за второе пятилетие составил 215,7 % (по СССР планировался рост на 150,7 %) [15].

Вместе с тем, несмотря на успехи в развитии торговли, она все еще отставала от потребностей народного хозяйства и темпов развития промышленности, роста рабочего класса, инженерно-технических работников, всего населения в целом и особенно городского. В Поволжье быстро росла численность рабочих и служащих. За вторую пятилетку, например, в Куйбышевской области численность работников в народном хозяйстве возросла на 26,2 % (по СССР - на 17,6 %). Рост населения отмечался и в Саратовском крае: в 1932 г. на его территории проживало 3110,5 тыс. человек, в том числе 321,7 тыс. рабочих. В социальном составе населения повысился удельный вес рабочих и служащих, которые составляли 10,3 %. Первое место по численности занимали работники совхозов и МТС (21,4 %), промышленности - 17,9 % и строительства -8 % [16]. Материально-техническая база торговли была еще слабой, площадь залов магазинов остава-

лась недостаточной. Многие торговые предприятия не располагали подсобными помещениями для хранения товаров, отсутствовало нормальное освещение. К тому же не удалось ликвидировать такое отрицательное явление в торговле, как растраты, хищение товаров.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. КПСС в резолюциях... Т. 6. М., 1985. С. 13, 121-122.

2. История социалистической экономики СССР. Т. 3. М., 1977. С. 442; Самарский областной государственный архив социально-политических исследований (СОГАСПИ). Ф. 714. Оп. 2. Д. 1244. Л. 52, 59-62; Ф. 1141. Оп. 6. Д. 10. Л. 90;Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.Р-453. Оп. 1. Д. 1641. Л. 142.

3. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 31. Д. 1588. Л. 53; Центр документации новейших исследований Саратовской области (ЦДНИСО). Ф. 594. Оп. 1. Д. 3. Л. 2-3; Средняя Волга. Социально-экономический справочник. М.-Самара,

1934. С. 372, 374, 379-382; Отчет оргкомитета ВЦИК Саратовского края к первому краевому съезду Советов.

1935. С. 35; Поволжская Правда. 1934. 18 января; 1935. 5 января.

4. СЗ. 1934. № 40. Ст. 313; 1935. №51. Ст. 421; История социалистической экономики СССР. М., 1978. Т. 4. С. 427-429, 431, 439; КПСС в резолюциях. М., 1985. Т. 6. С. 183-184.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.А-262. Оп. 1. Д. 14. Л. 44-46;ГАПО. Ф.Р-381. Оп. 1. Д. 204. Л. 178; Ф.П-37. Оп. 1. Д. 394. Л. 218-220; ЦДНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 66. Л. 68-69, 72.

6. История социалистической экономики СССР. Т. 4. С. 434; Социалистическое строительство СССР. Стат. ежегодник. М., 1936. С. 615;План хозяйственного и социально-культурного строительства Саратовской области на 1937 г. Материалы к VII пленуму Саратовского облисполкома. Саратов, 1937. С. 9.

7. Волжская коммуна. 1935. 7 января; Поволжская Правда. 1935. 4 января; Социалистическое строительство РСФСР. 1936. М., 1937. С. 22-23, 32; ГАПО. Ф.Р-2377. Оп. 1. Д. 6. Л. 14.

8. Сборник статистических сведений по Саратовскому краю за 1934 г. Саратов, 1935. С. 193.

9. СЗ. 1935. №52. Ст. 427; Социалистическое строительство СССР. Стат. ежегодник. 1936. С. 608; Потребительская кооперация СССР за 1935 г. Основные показатели. М., 1936. С. 5, 7.

10. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф.Р-534. Оп. 30. Д. 44. Л. 36; Ф.Р-2934. Оп. 63. Д. 2. Л. 31; СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 2. Д. 2348. Л. 1, 7, 26; Волжская коммуна. 1936. 22 февраля; Полбицын Г. Т. О народнохозяйственном плане Куйбышевского края на 1936 г. Доклад на третьем пленуме крайисполкома. Куйбышев, 1936. С. 6, 26; Социалистическое строительство СССР (1933-1938). Стат. сборник. М., 1939. С. 113.

11. План хозяйственного и социально-культурного строительства Саратовской области на 1937 г. Материалы к VII пленуму Саратовского облисполкома. Саратов, 1937. С. IX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.