объема инвестиций может сыграть государство. Хотя сами по себе государственные инвестиции вряд ли приведут к увеличению импорта, но они могут вызвать мультипликационный эффект роста производства, загрузки мощностей, инвестиций в оборудование и т.д. И это будет содействовать расширению экспорта и импорта.
В.И. Шабаева
2017.03.032. ШЕФЕР Д. РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ ЕС.
SCHÄFER D. Regulierung der EU-Finanzmärkte // Wirtschaftsdienst. -Hamburg, 2016. - Jg. 96, N 8. - S. 563-570.
Ключевые слова: регулирование финансовых рынков; Банковский союз; Союз рынков капитала; кредитно-денежная политика.
После финансово-экономического кризиса в ЕС были предприняты меры по ужесточению регулирования финансовых рынков. Но далеко не все намеченные цели были достигнуты. Так, например, не все крупные банки согласились следовать многочисленным требованиям регулятора.
В последние годы, считает автор, ни один сектор не подвергался такому ужесточению регулирования, как финансовый сектор. В период финансово-экономического кризиса в ЕС в национальных парламентах и Европейском парламенте было принято множество законов, направленных на укрепление финансовых рынков и их стабилизацию. Множество проблем возникло в связи с проектами создания Банковского союза и Союза рынков капитала. Банковский союз в настоящее время основывается на Едином надзорном механизме (Single supervisory mechanism, SSM), который находится под управлением Европейского центрального банка (ЕЦБ), и Едином механизме санации банков (Single resolution mechanism, SRM). В качестве дополнительного механизма планируется ввести общую в ЕС систему гарантий по депозитам, которая, однако, вряд ли будет создана очень скоро.
Для нормализации ситуации в банковской сфере большое значение имеет сама способность Банковского союза функционировать успешно. Огромное количество кредитов, выданных европейскими банками в период кризиса, подрывает доверие к ним.
В будущем развитие Банковского союза будет напрямую зависеть от разрешения ситуации с просроченными займами.
В ноябре 2014 г. ЕЦБ в рамках своих новых полномочий по управлению SSM взял под контроль 120 ведущих европейских банков. Главной задачей ЕЦБ является своевременное обнаружение балансовых диспропорций и принятие необходимых мер для их преодоления. В 2014 г. ЕЦБ провел обширные проверки банковских балансов с целью снижения рисков и при необходимости осуществлял необходимые меры по спасению банков. Проверки охватили почти 82% всех банковских активов на сумму 2,2 трлн евро. В ходе проверки у 25 банков была обнаружена нехватка капитала в 25 млрд евро (с. 565).
Однако уже в 2015 г. по причине снижения числа проблемных банков и потребности в капитале строгие проверки были постепенно прекращены. Между тем уже в 2016 г. многие эксперты стали активно выступать за восстановление проверок в связи с отсутствием устойчивой положительной динамики в развитии европейского банковского сектора. Они указывали на необходимость вернуться к практике стресс-тестирования, с тем чтобы контролировать соблюдение банками предписанного норматива достаточности собственного капитала.
ЕЦБ играет особую роль в Банковском союзе, так как обеспечивает ликвидность в банковском секторе, несет ответственность за общий контроль над банками в ЕС и определяет механизмы их регулирования. Кроме того, он обладает правом принятия решений в области кредитно-денежной политики. Такое множество полномочий создает возможность конфликта интересов. В случае ошибки в области надзора ЕЦБ может использовать свои широкие полномочия для сохранения неплатежеспособных банков. Он также может преследовать определенные политические цели, решая проблемы с ликвидностью и тем самым обеспечивая пребывание какой-либо страны в зоне евро. В связи с этим автор считает необходимым введение подотчетности ЕЦБ Европейскому парламенту.
Согласно данным Еврокомиссии, рынок капитала в ЕС составляет только половину соответствующего рынка США. Рынок кредитов предприятиям и рынок венчурного капитала в ЕС также намного меньше американского. Кроме того, в ЕС на банки приходится 75% финансирования малых и средних предприятий (МСП),
в то время как в США - лишь около 30% (с. 569). Поэтому в конце сентября 2015 г. Еврокомиссия приняла план действий по созданию Союза рынков капитала, который должен быть реализован к 2019 г. Для преодоления отставания от США в ЕС взят курс на развитие Европы по принципу «больше рынка» и «меньше традиционных банковских сделок». Наряду с интеграцией европейского рынка капитала должны быть созданы предпосылки для того, чтобы в будущем появилась возможность увеличить финансирование МСП. Должен быть также разработан пакет мероприятий для стимулирования финансирования рисковых инновационных проектов.
Однако основной целью создания Союза рынков капитала является предоставление предприятиям необходимых финансовых ресурсов и стимулирование прямых инвестиций. Финансовые ресурсы рынка капитала предполагается формировать непосредственно за счет сбережений держателей свободных средств, размещенных на банковских депозитах. Автор считает спорной такую стратегию: она может привести к дестабилизации банковских балансов, поскольку так называемые «нетерпеливые деньги» (краткосрочные обязательства банка) увеличивают пассив банковского баланса и банк не может рассчитывать на стабильную прибыль.
По поручению Еврокомиссии ЕЦБ регулярно проводит опрос для выяснения степени сложности доступа предприятий к финансовым средствам. Одним из «открытий» стало то, что МСП предпочитают финансирование через кредитные линии, банковские займы и торговые кредиты. В связи с этим возникает сомнение в том, что МСП в ЕС действительно страдают от недостатка вариантов финансирования.
После решения Великобритании о выходе из ЕС сфера компетенций Евросоюза в области финансирования рынков изменилась. Это обстоятельство должно придать новый импульс созданию Союза рынков капитала. В настоящее время на повестке дня у регулятора в первую очередь должен стоять вопрос о сокращении несогласованности интересов между кредитно-денежной политикой и государственным контролем над банками и об укреплении баланса ведущих банков. По мнению автора, у Союза рынков капитала в центре внимания должно находиться устранение препятствий интеграции путем пересмотра национального законодательст-
2017.03.033-038
ва, касающегося регулирования банкротства, налогообложения и рынка ценных бумаг.
В.И. Шабаева
2017.03.033-038. ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА. (Реферативный обзор).
Ключевые слова: терроризм; источники финансирования; перевод денег.
В обзоре рассматриваются основные источники финансирования терроризма и способы перевода денег террористическими организациями.
Для террористических организаций основными направлениями использования денежных средств являются: проведение самих терактов (разведка, обеспечение исполнителей автотранспортом, оружием, фальшивыми документами и т.д.); пропаганда и вербовка (издание журналов и газет, приобретение доменных имен в Интернете, администрирование веб-сайтов); обучение и подготовка боевиков (приобретение участков, помещений и оборудования для тренировочных лагерей); выплаты денежного содержания руководству и членам организации, а также компенсаций семьям арестованных или погибших террористов (033, с. 53; 035, с. 1).
Основные расходы террористической организации связаны с обеспечением текущей деятельности, при этом расходы на осуществление собственно террористических актов относительно невелики. Так, при общих доходах ИГИЛ в 2014 г. в 2900 млн долл. (036, с. 10) затраты на атаки в Париже в январе и ноябре 2015 г. оцениваются соответственно в 26 и 82 тыс. евро (037, с. 1/7), включая расходы на оружие, конспиративные квартиры, автомашины, фальшивые документы, переезды (037, с. 2/7).
Обычно источники финансирования терроризма разделяют на внешние (помощь иностранных государств и спецслужб, пожертвования частных лиц и различных организаций) и внутренние (за счет легальных и нелегальных источников).
До конца ХХ в. главную роль в финансировании терроризма играла помощь иностранных государств и спецслужб. В 1990-2000 гг. спонсоры-государства постепенно вытеснялись благотворительными и неправительственными организациями и частными лицами