туальном осмыслении вновь обнаруживаемых явлений кумулятив-ности, неопределенности, смещенности и распределенности воздействий результатов инновационной деятельности.
В последующих исследованиях следует уделить больше внимания следующим вопросам: 1) распределение кадровых ресурсов инноваций (высокая доля значимых инноваций поступает в компании от инноваторов вне организационных границ; возникает необходимость более глубокого понимания связей и взаимодействий между индивидуумами и организациями); 2) дизайн, оцифровка, роботизация, работа на дому, предпринимательство; 3) перенос фокуса внимания на региональный уровень, на котором многие инновационные процессы могут быть осмыслены намного лучше (с. 105).
Эксперты признали, что для некоторых задач измерений инновационной деятельности существенной оказывается информация, полученная из анализа от 1 до 3% всего ее объема (в остаток входят в том числе общее количество публикаций или патентов) (с. 106). Задача ближайшего будущего - определить, какие методы статистики лучше использовать в этом небольшом сегменте информационной инфраструктуры.
С.М. Пястолов
2017.03.019. ХЁД М.Д., ФОТЕНХАУЭР С.М. КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАРТНЕРСТВА ВЛИЯЮТ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «МТИ - ПОРТУГАЛИЯ».
HIRD M.D., PFOTENHAUER S.M. How complex international partnerships shape domestic research clusters: Difference-in-difference network formation and research re-orientation in the MIT Portugal Program // Research policy. - 2017. - Vol. 46, N 3. - P. 557-572.
Ключевые слова: инновационная политика; социальные сети; сотрудничество; оценка программ; международные партнерства; карты науки; разность разностей; системная архитектура.
Эксперты Массачусетского технологического института (МТИ) в реферируемой статье представляют результаты оценки программы «МТИ - Португалия» (ПМП). Авторы считают, что
программа МТИ осуществляется в соответствии с основными тенденциями текущей научно-технической политики - университетским центризмом, организацией партнерств, интернационализацией и нарастающей сложностью.
Запущенная в 2006 г. ПМП сегодня представляет собой крупномасштабное партнерство консорциального типа, включающее пять ведущих португальских университетов, МТИ, различные национальные научно-исследовательские лаборатории, а также партнеров из различных секторов промышленности. Программа финансируется из государственных источников и направлена на организацию и проведение совместных научных исследований различного масштаба - от небольших разовых посевных проектов до крупных и долгосрочных. Например, в проекте «Зеленый остров» на Азорских островах исследователи разрабатывают экологически безопасные энергетические системы и внедрение системы электрической мобильности в условиях ограниченного пространства с намерением тестировать полученные технологии в большем масштабе.
Исследовательские и образовательные программы проекта реализуются в рамках четырех приоритетных областей: экологически безопасные энергетические системы, биоинженерия, транспорт и инженерное проектирование. Выбор этих направлений был определен тем, что в стране уже имеется значительный задел в этих областях (например, транспорт, экологически безопасная энергетика), а также тем, что правительство Португалии увидело возможности для развития сравнительных преимуществ в новых областях (например, инженерия стволовых клеток). Но в обоих случаях эти области были выбраны в качестве площадок для развития сотрудничества с МТИ.
ПМП разрабатывалась с целью формирования критической массы научных разработок в вышеназванных приоритетных областях, а также для стимулирования сотрудничества внутри страны, преодоления традиционной институциональной изоляции и повышения уровня конкуренции. Подпрограммы организованы таким образом, чтобы по крайней мере два разных португальских университета участвовали в каждом проекте. Роль МТИ заключается прежде всего в том, чтобы соединять и координировать усилия участников или выполнять функции «клея», как выразился один из высших правительственных чиновников (с. 3). После того как были
сформированы национальные исследовательские кластеры, было организовано семь новых образовательных программ, реализуемых одновременно во многих португальских университетах, одной из задач которых была разработка присуждения «общей степени». На начальных этапах программ проводились полуоткрытые проблемные семинары с участием ведущих исследователей из португальских университетов и приглашенных экспертов из МТИ. На этих семинарах были выявлены «открытые запросы на исследования» и сформулированы проектные предложения в четырех приоритетных областях.
Сотрудничество, укрепление международных связей в области науки, технологий и образования - основные пункты национальной научной политики. В рамках ПМП широко практикуется обмен студентами и исследователями: студенты и исследователи из Португалии проводят исследования в МТИ, а исследователи и студенты из МТИ приобретают опыт работы в португальских университетах.
ПМП - «ведущая национальная стратегическая инициатива». Эта программа свидетельствует о завершении периода «квазиэгалитарного расширения системы высшего образования» и перехода к формированию новой системы, обеспечивающей превосходство и международную конкурентоспособность с фокусом на научных исследованиях. Архитектура и цели ПМП являются прямым следствием влияния социополитического и исторического контекста. После 50 лет диктатуры (до 1974 г.) Португалия получила в наследство «элитарную политизированную университетскую систему, недостатки ее экономической основы, недоверие правительству и общественным институтам» (с. 3). Такая ситуация частично компенсируется открытым доступом к фондам, направляемым на исследования. Эти фонды распределяются по системе «более или менее однородно», но при этом приходится жертвовать «критической массой исследований и институциональным превосходством».
С учетом этих факторов была сформирована консорциальная структура ПМП. Действительно, партнерство между МТИ и отдельным португальским университетом политически нереализуемо, так же как неоспорим тот факт, что ни один университет в Португалии не может быть равноправным партнером для МТИ. К тому же существуют большие структурные барьеры. Это может объяс-
нить «асимметричность» в отношениях между партнерами и существенное неравенство «уровней развития». В связи с этим авторы делают заключение о более широком нарративе, в рамках которого Португалии для решения насущных задач научно-технического развития необходима внешняя помощь (с. 3).
Особенности контекста обусловливают формирование единственной в своем роде архитектуры и типов воздействия, особенных для каждой страны. Такого рода параметры определяют актуальность ПМП и ее задачи. Авторы выделяют следующие задачи, которые отвечают интересам определенных групп лиц: 1) организация и проведение высокоэффективных исследований и повышение прозрачности процессов; 2) формирование нового поколения исследователей; 3) развитие научно-технического сотрудничества внутри Португалии с целью достижения критической массы исследований и преодоления межинституциональной изоляции; 4) развитие сотрудничества с МТИ; 5) формирование направлений исследований согласно национальным стратегическим целям. В то время как первая и четвертая задачи соответствуют исходным целям программы, оставшиеся три более структурны и теснее связаны с архитектурой программы и социополитическими факторами (с. 3).
Тезис о следовании текущим тенденциям (рост университетского центризма, сотрудничества, интернационализации, сложности) поддерживается следующими примерами. Помимо ПМП Португалия начала реализацию еще четырех крупномасштабных проектов международного сотрудничества: совместно с Университетом Карнеги-Меллон, Университетом Техаса в Остине, Медицинской школой Гарварда и немецким Обществом Фраунхофера. Университетский городок Сингапура (Campus for Research Excellence and Technological Enterprise - CREATE) служит площадкой для сотрудничества более десяти международных партнеров, включая Цюрих ETH (Высшая технологическая школа в Цюрихе -Eidgenossische Technische Hochschule), Кембриджский университет, Калифорнийский университет, Беркли, Израильский технологический институт (Technion) и МТИ. На Ближнем Востоке возводятся несколько инновационных городов (Abu Dahbi's Masdar City, Quater's Education City), которые в большой степени ориентированы на иностранных партнеров, а университеты являются ключевыми элементами проектов. Это новое поколение стратегических ис-
следовательских инициатив, сформированных на пересечении четырех тенденций, имеют название «Сложные международные партнерства в области науки, технологий и инноваций» (Complex International Science, Technology, and Innovation Partnerships -CISTIPS).
Так как оба автора статьи участвовали в осуществлении программы «МТИ - Португалия», они имели прямой доступ к соответствующим документам и могли непосредственно общаться с другими участниками и брать у них интервью. Это стало важным дополнением к количественному анализу.
С целью оценки ПМП авторы разработали подход, который комбинирует такие методы исследования, как анализ сети, системный анализ архитектуры, метод оценки «разность разностей» (difference-in-differences - DiD), другие статистические методы. Были использованы данные о публикациях за прошлые 20 лет, для того чтобы проанализировать изменения в публикационной активности и поведении ученых, участвовавших и не участвовавших в программах партнерства. Чтобы гарантировать сравнимость, авторы собрали контрольную группу из сотрудников тех же отделов в тех же университетах и сравнили результаты в различных группах.
Авторы отмечают, что в целом многие задачи, поставленные ПМП, были выполнены. С точки зрения производительности научных исследований обнаружено, что аффилированные с программой исследователи производят на 15-30% больше научной продукции, чем контрольная группа, при этом качество публикаций (импакт-фактор и цитируемость) также растут (с. 13). По мнению авторов, это обнадеживающий признак, но остается важный вопрос об устойчивости этого роста в долгосрочном периоде. Обнадеживающее открытие в плане долгосрочных последствий - относительно более широкое воздействие в группе молодых ученых - тех, для кого участие в ПМП стало стартом их исследовательской карьеры. Участие в таких программах на раннем этапе своей карьеры запускает механизмы обратной связи - укрепляет позиции молодых исследователей, обеспечивает большие возможности для финансирования, предложения ^авторства и т.д. Это свидетельствует о том, что программа действительно успешна в «обучении нового поколения научных лидеров» (с. 13).
В то же время авторы предостерегают высших чиновников от преждевременных заключений и утверждают, что программы международного партнерства предназначены не только для развития потенциала молодых исследователей. Совместная работа с исследователями МТИ также стимулирует появление новых форм сотрудничества внутри страны и привлечение других участников. В частности, ПМП оказала стимулирующее влияние на интенсивность процессов и формы внутристранового институционального научного сотрудничества: выросла активность и тех организаций, которые не были связаны с МТИ напрямую. Важно, что такие изменения могут сохраниться в течение длительного времени.
Авторы также представляют новые возможности анализа сложных совместных стратегических инициатив, результативность которых продемонстрирована по результатам исследования: 1) анализ с помощью метода «разность разностей», редко используемый в библиометрических исследованиях, позволяет сделать оценку в сопоставимых выборках более «аутентичной и прозрачной»; 2) данный метод анализа впервые объединен с методом «наложения карт науки» (Content Overlay Maps); такие карты, по мнению авторов, могут использоваться в качестве интуитивного метода для более широкого представления изменений в приоритетах исследований в сообществе политиков; 3) в качестве компромиссного решения задачи выбора между объемом и репрезентативностью выборки использованы три метода: разность разностей (DiD), отбора значений близких по коэффициенту склонности (Propensity Score Matching - PSM), отбор по соответствию огрубленных оценок (Coarse Exact Matching - СЕМ).
Метод «разность разностей» - квазиэкспериментальный метод, позволяющий сравнивать средние значения зависимых переменных для исследуемой и контрольной групп на протяжении долгосрочного периода. Однако для получения правдоподобных результатов необходимо выполнение ряда условий. Метод PSM известен также как метод исключения равных отклонений (Equal Percent Bias Reduction - EPBR). EPBR используется тогда, когда требуется уменьшить влияние эффектов ковариации одновременно во всех рассматриваемых выборках. Это особенно важно в тех случаях, где ничего не известно о значимости ковариат (или нет каких-либо предположений об их относительной значимости). Метод
PSM/EPBR принято использовать для расчета оценок эффективности научной работы на этапе предварительной обработки данных. В тех случаях, когда сравниваются результаты, например двух исследователей, работающих в различных областях, но имеющих схожие показатели по числу публикаций и цитирований, возможны ошибки в оценках производительности, обусловленные спецификой научных дисциплин.
С целью недопущения такой ошибки применяется процедура CEM, которая также именуется техникой ограничения монотонной неустойчивости (Monotonous Imbalance Bounding - MIB) и была введена в практику библиометрических исследований сравнительно недавно (с. 5).
Интересное, по мнению авторов, наблюдение состоит в том, что применение метода DiD в этой работе почти всегда приводило к получению самого низкого значения показателя среднего эффекта, метод PSM давал самые большие значения, а СЕМ - промежуточные. В то же время самые большие средние основные результаты, полученные при помощи PSM в контрольной группе, указывают, что этот эффект не был просто побочным продуктом деятельности самых производительных исследователей (с. 13).
Интересные результаты, требующие развития в дальнейших исследованиях, связаны с изучением взаимосвязей между архитектурой программ и формированием сети, институциональными и культурными изменениями. Полезным, по мнению авторов, будет раскрытие влияния консорциума на структуры науки (включая португальские университеты) в сравнениях, например, с классической двусторонней структурой партнерства. Важно также понять, каким образом рост уровня зрелости научной и инновационной систем Португалии влияет на структуру исследовательской сети. Такое понимание помогло бы высшим чиновникам проектировать будущие партнерства и раскрывать механизмы успешной работы таких программ. Хотя ПМП имеет уникальную архитектуру, авторы не считают ее исключительной. Скорее, это пример стратегической инициативы нового поколения, где целью является укрепление потенциала научно-технической сферы посредством международного сотрудничества, организованного на базе национальных и международных университетов.
С.М. Пястолов