Научная статья на тему '2017. 03. 015. Хроменков П. Н. Лингвоконфликтология и политический дискурс: исследование методом количественного контент-анализа. - М. : Издат. Дом "международные отношения", 2016. - 203 с'

2017. 03. 015. Хроменков П. Н. Лингвоконфликтология и политический дискурс: исследование методом количественного контент-анализа. - М. : Издат. Дом "международные отношения", 2016. - 203 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОНФЛИКТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 015. Хроменков П. Н. Лингвоконфликтология и политический дискурс: исследование методом количественного контент-анализа. - М. : Издат. Дом "международные отношения", 2016. - 203 с»

политических газетных текстов авторы демонстрируют три принципа свертывания информации - опущение, обобщение и конструкцию, указывая, что концептуализация текстового пространства адресатом сообщения представляет собой творческий процесс, результат которого может быть достаточно субъективным.

Е.О. Опарина

2017.03.015. ХРОМЕНКОВ П.Н. ЛИНГВОКОНФЛИКТОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: Исследование методом количественного контент-анализа. - М.: Издат. дом «Международные отношения», 2016. - 203 с.

Ключевые слова: лингвоконфликтология; политический дискурс; количественный анализ.

Хроменков Павел Иванович - кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики и межкультурной коммуникации Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» (ГОУ ВО МГОУ), ректор МГОУ.

Монография состоит из введения, двух глав (глава первая «Методология и теория количественного контент-анализа в лин-гвоконфликтологии», глава вторая «Политическая конфликтология: исследование методом количественного контент-анализа») и заключения.

Монография представляет собой систематическое изложение современных взглядов на метод количественного контент-анализа, используемый в гуманитарных науках и, в частности, в лингвокон-фликтологии. Автор описывает оригинальные способы анализа текстов политического дискурса разных направлений методом контент-анализа: текстов конституций, государственных гимнов, инау-гурационных речей, печатных СМИ.

Во введении отмечается, что данная работа предлагает исследование «языка вражды», реализованного в разных текстовых источниках, методом количественного анализа. Текстовым материалом послужили тексты конституций и гимнов стран мира, архивы периодической печати, тексты в жанре политической публицистики, тексты инаугурационных речей и др. Представленный

перечень источников позволяет оценивать проведенное исследование как комплексное по отражению сфер распространения «языка вражды» в политической коммуникации.

Исследовательские перспективы представленной работы определяются методологией междисциплинарного анализа. Лингвистическая основа проведенного исследования связана с развитием традиции направления исследований «языка вражды». Другой па-радигмальной составляющей исследования является методология контент-анализа. В данном случае был взят за основу количественный (частотный) контент-анализ. На соединении количественного контент-анализа с предметной феноменологией «языка вражды» была построена верифицированная в ходе представленной работы гипотеза исследования о возможности прогнозирования конфликтов по данным частотности использования лексем конфронтации.

Многофункциональность и множественность сфер «языка вражды» определили использование также методологического инструментария ряда профильных общественных наук - политологии, социологии, истории, этнологии, религиоведения, филологии.

Методика частотного контент-анализа проверялась в применении к текстам разного содержания и формата - юридическим (конституции), политическим (СМИ по теме политики), учебным (учебники и учебные программы) и др. Подтверждалась применимость методики к любому из рассматриваемых типов текста. Полученные на основе частотного контент-анализа выводы соотносились с уже известным научным знанием. Их непротиворечивость показала, что полученные с помощью нового метода результаты достоверны. Вместе с тем методология контент-анализа позволяла в отдельных случаях идти дальше, выявляя латентные процессы, раскрывая детали и ракурсы, нереконструируемые в рамках традиционных исследовательских подходов.

Применяемая методология способствовала также определенному продвижению вперед в плане осмысления самой природы конфликта. Исследование показало, что абсолютно неконфликто-геных типов текста нет. Конфликтосодержащие лексемы имеют универсальное, применительно ко всем лингвистическим областям, распространение. Такая констатация приводит к пониманию, что конфликт есть форма существования человека и общества. Без конфликта не может быть развития. Полное подавление конфлик-

тосодержащей лексики невозможно. Возможно другое - управление конфликтом. Конфликты бывают разные. Одни из них разрушают общество, другие ведут вперед. Соответственно, конфликтная лексика должна наполняться той семантикой, которая соответствует общественным интересам. Это - управленческая задача. Лингвистика в данном случае выступает как управленческий инструмент.

Особую чувствительность к конфликтной лексике имеет текстовая коммуникация в социокультурной сфере. Отсюда вытекает целесообразность постановки вопроса о проверке вербальной продукции по отношению к использованию конфликтной лексики. Одним из критериев в соответствии с разработанной методологией может стать превышение установленного диапазона частотности конфликтосодержащих лексем.

Отмечая угрозы высокой конфронтационности, автор предупреждает и об угрозах абсолютизированной пацифизации. Полное искоренение конфликтной лексики не только невозможно, но и социально опасно. В конфликтах решаются вопросы социализации, утверждения понимания добра как антитезы злу, нравственного воспитания, геополитической безопасности страны. Другое дело, что элементы конфронтационности не должны превышать определенного оптимума, за которым происходит саморазрушение данного социума.

Особо высокие угрозы, в контексте многоэтничности и мно-гоконфессиональности России, имеет сочетание конфликтной лексики с ситуацией идентификационного раскола. Такое сочетание приводит к маркировке представителей иноидентичностей в качестве врага. Соответственно, конфликтная лексика должна быть заменена лексикой интеграционных подходов, что предполагает выработку соответствующих моделей российской интеграционности. Данная констатация обусловливает задачу соответствующей программной модернизации преподавания гуманитарных дисциплин в школах и высших учебных заведениях.

В работе были продемонстрированы возможности данного подхода как на уровне российского политического процесса, так и глобального мирового политического проектирования. Ввиду того что информационные инструменты играют все более значимую роль в управлении общественными процессами, значение частот-

ного контент-анализа в понимании сущности этих процессов, а при необходимости - и противодействия им, будет только возрастать.

Амбивалентный характер выводов был получен автором в ходе исследования в отношении циркуляции лексем конфликта в пространстве Интернета. С одной стороны, фиксируется факт формирования интернет-ресурсов в качестве коммуникативных секторов с особо высокой концентрацией «языка вражды». Через анализ феноменологии интернета отмечается формирование новых форм вербальной агрессии (в частности, анонимная агрессия). Принципиальную обеспокоенность вызывает насаждение нормативности вражды и агрессии через компьютерные игры.

Данные контент-анализа полученные применительно к России, позволяют охарактеризовать сложившееся положение, как ситуацию латентного роста конфликтогенной напряженности. Особенно наглядно это проявляется по частотности соответствующих запросов в интернет-пространстве. Латентный конфликт при наличии определенных катализаторов может трансформироваться в конфликт реализованный. Создание системы противодействия такого рода тенденциям является актуальной задачей не только для государства, но и гражданского общества.

Определенные конфликтные лексемы уходят в глубь веков, имеют религиозное и этномифологическое происхождение. Ввиду наличия соответствующей архетипической матрицы оказывается устойчивым историческое воспроизводство конфликта. Выходом из создавшегося положения может служить применение методики смысловой перезагрузки архетипических образов.

Автору представляется целесообразным дальнейшее развитие апробированных в ходе исследования подходов. Перспективными проблемами для дальнейших научных разработок являются: создание систем программного мониторинга количественной динамики использования лексем вражды по различным общественным нишам и в стране в целом; разработка на основе примененной методологии количественного контент-анализа рейтинга стран мира и российских регионов по степени конфронтационности; применение методологии частотного анализа «языка вражды» в целях диагностики военных и революционных эскалаций в мире; определение допустимого диапазона использования «языка вражды» в произведениях культуры и выработка на его основе принципов

цензуры; специализированное применение методологии количественного контент-анализа текстов на предмет содержания лексем вражды в преломлении к отдельным регионам, субкультурам, социальным стратам; разработка и внедрение в образовательный процесс программ обучения методологии мониторинга и прогнозирования конфликтов на основе лингвистического анализа.

Е.А. Казак

2017.03.016. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 193 с.

Ключевые слова: теория коммуникации; речевая коммуникация; речевое воздействие; дискурсивный анализ; кодификация языка; теория речевых актов; коды, каналы, модусы, функции коммуникации; теория речевых жанров.

В работе авторского коллектива под редакцией Т.Д. Вене-диктовой, доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой общей теории словесности филологического факультета МГУ, и Д.Б. Гудкова, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов филологического факультета МГУ, рассматриваются базовые постулаты теории коммуникации как научной дисциплины, при этом основное внимание уделяется становлению и актуальному состоянию теории речевой коммуникации. Авторы рассматривают все основные аспекты исследования речевой коммуникации -модели, коды, каналы, модусы, форматы, функции, а также представляют современные подходы к изучению речевого воздействия и диалогического общения, разные методики дискурсивного анализа и возможности их применения.

Работа состоит из «Предисловия», «Введения», 14 глав, «Практических заданий» и «Рекомендуемой литературы».

История науки о коммуникации насчитывает менее 100 лет, а ее предмет - «старый, как мир» (с. 7). Любой социальный (шире, жизненный процесс) включает в себя множественные акты коммуникации и находится в зависимости от них. «Жизнь человека определяется его способностью к сложным актам общения, которые опосредованы речью, а дополнительно еще и разнообразными тех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.