Научная статья на тему '2017. 02. 023. Глобальный индекс инноваций 2016. Побеждая с глобальными инновациями. The global innovation Index 2016: Winning with global innovation / Dutta S. , Lanvin B. , Wunsch-Vincent S. (eds. ); Cornell University (Johnson); INSEAD; WIPO. - 2016. - 451 p'

2017. 02. 023. Глобальный индекс инноваций 2016. Побеждая с глобальными инновациями. The global innovation Index 2016: Winning with global innovation / Dutta S. , Lanvin B. , Wunsch-Vincent S. (eds. ); Cornell University (Johnson); INSEAD; WIPO. - 2016. - 451 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 023. Глобальный индекс инноваций 2016. Побеждая с глобальными инновациями. The global innovation Index 2016: Winning with global innovation / Dutta S. , Lanvin B. , Wunsch-Vincent S. (eds. ); Cornell University (Johnson); INSEAD; WIPO. - 2016. - 451 p»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

2017.02.023. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ 2016. ПОБЕЖДАЯ С ГЛОБАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ. The Global Innovation Index 2016: Winning with global innovation / Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. (eds.); Cornell university (Johnson); INSEAD; WIPO. - 2016. - 451 p.

From content:

DUTTA S., GURRY F., LANVIN B. Preface: Releasing the Global Innovation Index 2016: Winning with global innovation. - P. V. AURIK J. Foreword: Global innovation, local innovators. - P. VII. BANERJEE Ch. Foreword: Local problems, global solutions: The globalization of innovation as a win-win proposition. - P. IX. SULTAN O. Foreword: Global innovation: An accelerated path for growth. - P. XI.

Key findings of Chapter I. - P. XXII.

Ключевые слова: Глобальный индекс инноваций; экономические системы; инновационное развитие.

В очередном регулярном выпуске отчета «Глобальный индекс инноваций 2016» (ГИИ 2016) авторы вступления - С. Дутта (декан Бизнес-колледжа Корнелльского университета), Ф. Гури (генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности - WIPO), Б. Ланвин (исполнительный директор подразделения Глобальных индексов - INSEAD) - отмечают, что сегодня на инновации и сопутствующие факторы человечество тратит больше средств, чем когда-либо в своей истории. До сих пор инновации не рассматривались как глобальное взаимовыгодное предприятие. Это объясняется тем, что 1) не хватает свидетельств о результатах применения новой глобальной модели организации инновационной деятельности; 2) правительства и институты долж-

ны относиться к глобальному инновационному процессу как к игре с положительной суммой и соответственно строить свою политику. Выпуск ГИИ 2016 посвящен анализу глобальных инноваций именно с этой точки зрения и предлагает рекомендации для выработки практических решений.

За девять лет своего существования (с 2007 г.) ГИИ утвердился и как авторитетный источник информации по инновационной тематике, и как «практичный инструмент», который могут успешно использовать администраторы, принимающие решения. Каждый выпуск ГИИ становится заметным событием «в одной из мировых столиц». После представления выпуска ГИИ 2014 в Австралии ГИИ 2015 был представлен в Лондоне. Редакторы этих обзоров уверены, что ГИИ 2016, как и в предыдущие годы, станет действенным инструментом для всех стран и регионов. Кроме того, выбор темы выпуска 2016 г. и самих индикаторов может стимулировать работы по достижению «целей устойчивого развития» (Sustainable Development Goals - SDG), обозначенных ООН в ноябре 2015 г.

Партнер-распорядитель и председатель Совета компании «A.T. Kearney»1 Й. Орик (J. Aurik) в своем вступлении пишет: «По нашему представлению, инновация является кульминацией усилий сильной глобальной сети, которая совместно с местными экспертами добивается более глубокого понимания потребностей и динамики рынков и в конечном счете высвобождает потоки идей» (с. VII).

Ежегодно в период так называемых «Дней глобального новатора» (Global Innovator Days) сотрудники «A.T. Kearney» из 59 офисов в 40 странах формируют команды и предлагают свои решения задач, стоящих перед компанией. Одна из них - каким образом можно увеличить ценность услуг для клиентов компании. Сегодня деятельность компаний глобализируется, разрастаются связи между различными акторами, формирующие инновационные сети, повышается роль сотрудничества. Организация сотрудничества, необходимого для раскрытия инновационного потенциала крупных корпораций, так же как новаторов малого и среднего размера, -

1 Специализация компании «A.T. Kearney»: консультирование управленцев высшего звена по вопросам стратегий и информационных технологий. - Mode of access: https://www.atkearney.com/web/best-innovator-russia/about-atkearney

отнюдь не простая задача. Компания «A.T. Kearney» в сотрудничестве с IMP3 rove (Европейской академией управления инновациями) работает со странами, регионами, отраслями промышленности, секторами и компаниями всех размеров и профилей, предлагая услуги по поддержке инновационного и управленческого потенциала. Быстро растущая база данных консорциума содержит более 7 тыс. заключений по инновационным проектам (с. VII).

Генеральный директор Конфедерации индийской промышленности Ч. Банерджи отмечает: ГИИ ярко продемонстрировал, что инновационные способности любой страны измеряются не только тем, что делается в местном масштабе, но и тем, какое воздействие эта деятельность оказывает на весь земной шар. Такие проблемы, как бедность, здоровье, урбанизация, доступ к воде, изменение климата и т.д., имеют глобальную природу, но в то же время проблемы и последствия их решения имеют местные особенности. Поэтому инновационные прорывы, обеспечивающиеся локальными решениями в развивающихся странах, оказывают глобальное влияние и обеспечивают возможность получения выгоды, которая может быть распределена среди других молодых государств на взаимной основе (с. IX).

О. Султан, генеральный директор компании du (Объединенные Арабские Эмираты), в своем вступлении пишет, что ОАЭ в прошлом году реализовала совместный подход к «умному» преобразованию городов за счет совместных усилий общественного и частного секторов. Дубай, в частности, стремится достигнуть статуса «самого умного» города в мире к 2017 г. Окончательной мерой успеха должен стать «индекс счастья». Для достижения этой цели город направляет инвестиции в различные проекты: интеллектуальные счетчики для парковок автомобилей, энергетических систем, сбора и удаления отходов - все это призвано обеспечить жителей удобством и комфортом (с. XI).

Формулировка темы ГИИ 2016 «Побеждая с глобальными инновациями», таким образом, подчеркивает взаимовыгодность инновационной перспективы для всех. Этот тезис объясняет эффективность больших инвестиций в отрасли промышленности, ранее не связанные с инновациями, и учитывает тенденции международных инвестиций. По итогам главы 1 ГИИ 2016 выделены следующие ключевые результаты.

1. Усиление глобальных инновационных процессов позволит избежать сценария продолжительного низкого темпа роста экономики. Примеры давно определившихся лидеров инноваций, которые неоднократно входили в число 25 лучших в ГИИ, или таких лидеров, как Китай, Республика Корея и Сингапур, которые продемонстрировали быстрые и стабильные успехи, показывают, что инновации остаются в этих странах ключевым приоритетом. Эта стабильность поддерживается за счет увеличения расходов на ИР. Подходы типа «остановиться и затем идти дальше» не сочетаются с успешными инновационными стратегиями: если расходы на исследования и разработки (ИР) или стимулы для новаторов не поддержаны в рамках инновационной политики, преимущество, накопленное в предыдущие годы, может быть быстро утеряно.

2. Существует острая потребность в глобальном инновационном мышлении и новых структурах управления. Участие в глобальном инновационном процессе дает шанс всем экономическим системам получать выгоду. Во-первых, сегодня осуществляется больше инвестиций в инновации, чем в любой другой период истории. Во-вторых, благодаря международной открытости формируется потенциал знаний за счет глобальных избытков. В-третьих, инновационные акторы в странах с переходной экономикой вносят свой инновационный вклад не только в региональную, но и в глобальную экономику.

Однако большинство измерителей и политических мер в инновационной сфере разработаны для национального уровня, поэтому не всегда инновации рассматриваются как взаимовыгодное глобальное предприятие. Напротив, страны часто воспринимаются как «соперники, а не партнеры», и иногда в них устанавливаются «техно-политические барьеры» на пути различных потоков знаний.

В целях лучшего разъяснения выгоды глобальных инноваций и связанного с ними сотрудничества необходимо сделать следующие шаги.

Во-первых, нужно привести метрически обоснованные доказательства эффективности глобальной модели организации инноваций. Здесь может быть полезен пример эмпирического обоснования поддержки международной торговли и формирования соответствующих индикаторов.

Во-вторых, есть достаточное пространство для расширения глобального корпоративного и государственного сотрудничества в сфере ИР. Необходимы новые подходы, применимые к бизнес-стратегиям и разработке инновационной политики, подчеркивающие глобальное значение кооперации в сфере инноваций. Большинство компаний в странах с высокими доходами и почти все фирмы в развивающихся экономических системах все еще управляют своими действиями в инновационной сфере посредством своих корпоративных центров. Необходима новая корпоративная инновационная культура, способная принести выгоду от глобального сотрудничества: более плоские управленческие иерархии и повышение кроссекционного функционального сотрудничества в ИР, цепочках поставок и маркетинге; кадровый потенциал, отличающийся большим разнообразием и способный внести новые идеи и компетенции; формирование среды, поощряющей рискованные действия; экспериментирование с новыми моделями партнерства и инновационными платформами (с. XXIV).

3. Ранжирование показывает большое различие между глобальными инновационными лидерами в 2016 г. В верхней части рейтинг ГИИ остается относительно стабильным. Шестой год подряд его возглавляет Швейцария. Среди 25 стран - лидеров инноваций в этом году присутствуют не только экономические системы (ЭС) из Северной Америки (такие как Канада и США) и Европы (такие как Германия, Швейцария и Великобритания), но и экономики Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Океании (такие как Австралия, Япония, Корея, Сингапур) и Западной Азии (Израиль) (с. XXIV).

ЭС, показывающие результаты по крайней мере на 10% выше, чем экономики, близкие к ним по уровню ВВП, маркированы как «успевающие ученики в инновациях». К ним относятся многие ЭС из Африки (Кения, Мадагаскар, Малави, Руанда, Уганда) и Западной Азии (Армения); по одной ЭС из Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Океании (Вьетнам); несколько из Центральной и Южной Азии (например, Индия и Таджикистан). Ряд стран вырываются вперед в своих группах, по крайней мере по четырем из семи показателей ГИИ: Бутан, Бразилия, Камбоджа, Коста-Рика, Грузия, Индонезия, Мексика, Марокко, Филиппины, Южная Африка и др. (с. XXIV).

Символический первый шаг в преодолении разрыва между развитыми и развивающимися странами был сделан Китаем: впервые экономика со средним доходом присоединилась к 25 странам, занимающим верхние позиции в рейтинге, которые, как правило, являются странами с высокими доходами. Китай также переходит на 17-е место по качеству инноваций в этом году, уменьшая расстояние до ЭС с высокими доходами.

Таким образом, появился «многополюсный мир научных исследований и инноваций». Однако основная инновационная деятельность сконцентрирована в ЭС с высокими доходами и в некоторых ЭС со средними доходами (Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка). Среди них только Китай демонстрирует показатели (расходы на ИР, показатели на входе и выходе инновационной системы), сопоставимые с показателями богатых стран, таких как США. Другие ЭС среднего дохода отстают: значительно отстала в 2016 г. Малайзия. Разрыв между верхней частью среднедоходной группы ЭС и группой экономик высокого дохода остается большим, особенно по таким показателям, как «институты», «человеческий капитал и исследования», «инфраструктура» и «продукция творчества» (с. XXIV).

Некоторое продвижение может быть обнаружено среди ЭС более низкого среднего дохода. Индия - хороший пример того, как грамотная политика положительно влияет на развитие инноваций. По некоторым показателям, таким как «экспорт услуг информационно-коммуникационных технологий» и «экспорт продуктов творчества», Индия выходит вперед. Подобные «пики превосходства» встречаются и среди других ЭС среднего дохода. Положительным моментом для ЭС с низким доходом является рост значений таких показателей, как «институты» и «уровень развития бизнеса» (с. XXV).

4. Не существует универсального рецепта создания образцовой инновационной системы. Большое значение имеют стимулы для предпринимательской деятельности и «пространство для инноваций». Абсолютные расходы на ИР, большая численность исследователей или выпускников естественно-научных и технических специальностей, значительное число научных публикаций не гарантируют успех инновационной системы. Часто политики и администраторы пытаются выбрать легкоизмеримый показатель, для

того чтобы оценить эффективность инновационной системы. Однако создание такой системы - сложный комплексный процесс, который невозможно оценить с помощью одного или двух показателей. ГИИ предлагает отказаться от чисто количественного подхода и использовать качественную оценку - деятельности университетов, ценности научной продукции и патентов. Хорошее качество остается отличительной особенностью таких инновационных лидеров, как Германия, Япония, Великобритания и США. Китай - единственная страна из группы среднего дохода, демонстрирующая сопоставимое качество инноваций. Индия идет второй в группе ЭС со средними доходами (с. XXV).

Создание эффективной инновационной системы - трудная задача, стоящая перед правительствами стран, которые продолжают играть важную роль в производстве инноваций. Границы между промышленной и инновационной политикой являются весьма условными и обе имеют большую значимость. По итогам нескольких прошлых десятилетий азиатские ЭС вырвались вперед благодаря уверенной стратегической координации в инновационной сфере, осуществляемой правительствами. Их роль в стимулировании инноваций в странах с высокими доходами в Северной Америке и Европе также была существенна на протяжении всей истории.

Можно утверждать, что роль государственных, общественных и скоординированных частных инвестиций сегодня еще более важна, чем это было в прошлом. Развитие инноваций в таких новых областях, как туризм, здравоохранение и коммуникации, становится более сложным и затратным делом.

Однако если правительства продолжат активные действия и выберут адекватные технологии, они найдут возможность для организации самоподдерживающихся инновационных экосистем. Обеспечение достаточного пространства для предпринимательства и инноваций; правильные стимулы и поддержка «восходящих сил» (индивидуальные предприниматели, студенты, мелкие фирмы и др.); определенная «свобода творчества», которые часто бросают вызов статус-кво, - все это часть решения уравнения. Конечно, нельзя полагаться только на помощь правительства, важную роль играют и другие участники процесса построения эффективной инновационной системы.

5. Африка южнее Сахары сохраняет импульс инновационного развития и является одним из самых многообещающих регионов. С 2012 г. в этом регионе было больше стран в группе «успевающие ученики инноваций», чем в любом другом регионе. Кения, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Руанда и Уганда - страны, показывающие результаты лучшие, чем можно было бы ожидать, исходя из их уровня развития. Они были «успевающими учениками» по крайней мере четыре раза за прошлые пять лет.

Однако будущий успех не гарантирован, экономические прогнозы предсказывают, что Африка южнее Сахары столкнется с экономическим спадом, и здесь будет важно сохранить текущий инновационный импульс и продолжить поиск иных источников для развития, помимо доходов от продажи нефти и других «колониальных» товаров.

6. Латинская Америка и Карибский бассейн - регион с неиспользованным инновационным потенциалом. Несмотря на значительный потенциал, положение стран этого региона в рейтинге ГИИ относительно других регионов не улучшилось. Ни одну из стран нельзя назвать «успевающим учеником». Однако несколько ЭС, такие как Чили, Колумбия и Мексика, выделяются на фоне остальных экономик. Значительные успехи делают Бразилия, Перу и Уругвай на стадии становления их инновационных систем, что было отмечено в отчете ГИИ 2015. И в этом году Чили, Колумбия, Коста-Рика, Мексика и Уругвай снова достигают лучших региональных показателей ГИИ.

В 2016 г. отмечен умеренный посткризисный рост расходов на ИР, который в значительной степени обусловлен действиями частного сектора. После финансового кризиса 2009 г. глобальные расходы на ИР выросли на 3,7% в 2010 г. и 5,3% в 2011 г. Они несколько замедлили рост в 2012 г., достигнув показателя в 4,3%, но повысились до 5,2% в 2013 г. В ЭС с высокими доходами рост расходов на ИР был главным образом результатом более уверенных усилий бизнеса. Однако прогноз экспертов ГИИ на 2014 г. предсказывал рост глобальных расходов на ИР на 4,1% и расходов бизнеса на ИР на 4,5% (с. 4). Это понижение импульса частично обусловлено уменьшением расходов на ИР в Китае, который демонстрирует самые низкие темпы роста этих расходов с 1998 г., и замедлением процессов ИР в других развивающихся ЭС, таких как Бразилия,

Колумбия, Мексика и Южная Африка. Кроме того, замедление является следствием ужесточения бюджетной политики в отношении ИР в ЭС с высокими доходами. Лишь некоторые страны, такие как Польша, Новая Зеландия, Бельгия, Израиль, Республика Корея (Корея) и Испания (в порядке величины роста соответствующих расходов), смогли увеличить правительственную поддержку своих ИР в 2014 г. (с. 4). Эта тенденция, вероятно, продолжится и будет оказывать дальнейшее нисходящее давление на объемы глобальных научных исследований и разработок.

С.М. Пястолов

2017.02.024. ИНДИКАТОР ИННОВАЦИЙ ЕС 2020: ШАГ ВПЕРЕД В ИЗМЕРЕНИЯХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОДУКЦИИ ИННОВАЦИЙ? / ЯНГЕР Ю., ШУБЕРТ Т., АНДРИЕС П., РАММЕР К., ХОСКЕНС M.

The EU 2020 innovation indicator: A step forward in measuring innovation outputs and outcomes? / JANGER J., SCHUBERT Т., ANDRIES Р., RAMMER Ск, HOSKENS М. // Research policy. - 2017. - Vol. 46. -Р. 30-42. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j.respol. 2016.10.001.

Ключевые слова: инновационная продукция; инновационный результат; измерение инноваций; структурные изменения; структурная модернизация; стратегия ЕС 2020; инновационная политика.

Коллектив европейских экспертов (Бельгия, Австрия, Германия, Швеция) в реферируемой статье анализирует опыт применения «Индикатора инноваций ЕС 2020» (ИИ ЕС 2020, утвержден в октябре 2013 г.) в контексте реализации «Стратегии ЕС 2020» и ведущей инициативы «Инновационный союз» (Innovation Union). Авторы развивают концептуальную основу оценки инновационной деятельности, в которой выделены два типа ее результатов:

1) структурные изменения в знаниеинтенсивных секторах;

2) структурная модернизация, т.е. приближение к технологическим границам в пределах существующих секторов.

ИИ ЕС 2020 спроектирован для измерения выпуска продукции и результатов инноваций в дополнение к действующему до сих пор индикатору интенсивности ИР (расходы на ИР в этом случае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.