Научная статья на тему '2016. 04. 018. Глобальный индекс инноваций 2015: Эффективная инновационная политика для целей развития. The Global innovation Index 2015: Effective innovation policies for development / Dutta S. , Lanvin B. , Wunsch-Vincent S. (eds. ); Johnson Cornell University, INSEAD, WIPO. - 2015. - 418 p'

2016. 04. 018. Глобальный индекс инноваций 2015: Эффективная инновационная политика для целей развития. The Global innovation Index 2015: Effective innovation policies for development / Dutta S. , Lanvin B. , Wunsch-Vincent S. (eds. ); Johnson Cornell University, INSEAD, WIPO. - 2015. - 418 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 018. Глобальный индекс инноваций 2015: Эффективная инновационная политика для целей развития. The Global innovation Index 2015: Effective innovation policies for development / Dutta S. , Lanvin B. , Wunsch-Vincent S. (eds. ); Johnson Cornell University, INSEAD, WIPO. - 2015. - 418 p»

Коренным образом изменить сложившуюся ситуацию, по мнению авторов статьи, могло бы принятие решения о включении в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации положения о «технологиях управления общественным развитием в условиях меняющегося мира».

С.М. Пястолов

2016.04.018. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ 2015: ЭФФЕКТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ.

The Global Innovation Index 2015: Effective innovation policies for development / Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S. (eds.); Johnson Cornell university, INSEAD, WIPO. - 2015. - 418 p.

From content:

DUTTA S., LANVIN B., GURRY F. Preface: Releasing the Global Innovation Index 2015: Effective innovation policies for development. -P.V.

AURIK J., KEARNEY A.T. Foreword: The innovation imperative. -P. VII.

BANERJEE Ch. Foreword: Leveraging policies to trigger innovation. -P. IX.

SULTAN O. Foreword: Government policies: A catalyst for a nation's innovation growth. - P. XI. Executive summary. - P. XVII.

Ключевые слова: глобальный индекс инноваций; инновационная политика; развивающиеся страны.

Выпуск ежегодного отчета «Глобальный индекс инноваций 2015» (ГИИ 2015) - результат сотрудничества Корнелльского университета, INSEAD, Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization - WIPO) и других «партнеров знания» (Knowledge Partners). В отчете представлена и проанализирована 141 мировая экономическая система по 79 индикаторам. Отчет состоит из нескольких предисловий, 11 глав и нескольких приложений.

В предисловии, написанном С. Дуттой (заведующий аспирантурой Корнелльского университета), Ф. Герри (генеральный

директор WIPO) и Б. Ланвином (INSEAD), говорится о том, что стимулируемый инновациями рост «все в большей степени влияет на проектирование политики» развивающихся стран. Однако не всем удается улучшить свои результаты, многие страны продолжают свою борьбу за лучшие показатели. По словам составителей ГИИ 2015, их цель заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: какие развивающиеся страны лидируют в реализации инновационной политики; каким образом «акторам инноваций» удается обеспечить эффективность соответствующих мер и методов?

В 2013 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун дал старт новому этапу проекта ГИИ в Женеве на высоком уровне Экономического и социального Совета ООН (High-Level Segment of the UN Economic and Social Council). В 2014 г. эксперты проекта совместно с министром промышленности Австралии И. Макфарлейном подготовили встречу лидеров международного бизнеса G20 в Сиднее, основной темой которой стало обсуждение вопросов, связанных с ролью инновационного развития для роста экономики развитых и развивающихся стран. Кроме того, встречи, посвященные проекту ГИИ, имели место в Африке, Азии, на Ближнем Востоке, в Северной и Латинской Америке. В задачи таких встреч входило обсуждение улучшения доступности данных инновационной деятельности и политики в различных странах.

В 2015 г. к группе «партнеров знаний» ГИИ присоединились новые члены: компания «A.T. Kearney», Европейская академия управления инновациями (IMP3 rove), Конфедерация индийской промышленности (Confederation of Indian Industry), телекоммуникационная компания «du» (ОАЭ), китайская компания «Huawei», которые оказывают существенную поддержку этому проекту.

Й. Орик, управляющий партнер и председатель Совета директоров компании «А.Т. Kearney», сообщает, что применяемый компанией Индекс доверия прямых иностранных инвестиций 2015 г. (Foreign Direct Investment Confidence Index) подтверждает тот факт, что инвесторов больше привлекают развитые страны, демонстрирующие непрерывную инновационную активность, а не страны c переходной экономикой, которые имеют низкие затраты на оплату труда. Фактически, на данный момент 3/4 основных инвестиционных адресатов - это развитые экономики. Автор призывает развивающиеся страны не снижать усилий и быть последовательными:

«Обратитесь ко всем заинтересованным лицам, наймите их, поддержите их усилия, направленные на развитие сильной экосистемы инноваций. Создавайте среду, в которой расцветает сотрудничество... Развивайте политику привлечения иностранных специалистов, молодых предпринимателей и инвесторов. Установите ясные цели и предпринимайте соответствующие меры» (с. VII).

Ч. Банерджи, генеральный директор Конфедерации индийской промышленности, замечает, что во многих случаях развивающиеся страны проявляют инициативу в инновационной сфере, чтобы усилить свой индустриальный и экономический рост. Результаты ранжирования показателей затрат и выпуска продукции ГИИ за последние пять лет демонстрируют, что определенные страны последовательно добиваются большего успеха, чем их соседи в тех же доходных стратах и категориях региона. Хотя на показатели инновационного развития влияют самые разнообразные факторы, главным фактором дифференциации в большинстве случаев оказывается политика. В 2015 г. Индия была выбрана в качестве примера «успевающего ученика» в сфере инноваций в группе стран более низкого среднего дохода Центральной и Южной Азии. Глава восьмая в ГИИ 2015 представляет полный рассказ о том, как формировалась индийская научно-техническая политика и какие трудности испытывала страна, чтобы добиться успеха. Эти уроки могут быть полезными для других стран в той же категории.

О. Султан, один из топ-менеджеров из Объединенных Арабских Эмиратов, утверждает, что приверженность его страны принципам инновационного развития подтверждается не только яркими примерами (башня Burj Khalifa, Миссия Марса и др. технические чудеса), но и высоким уровнем национальных предприятий. Совместные усилия общественных и частных заинтересованных лиц ведут к системному разнообразию: предприниматели, малые и средние предприятия играют огромную роль в поощрении инновационных устремлений.

Стремление лидеров ОАЭ к построению экономики знаний ясно отражено в национальной стратегии «Видение 2021» (Vision 2021). Это - пример целостного подхода к инновационной политике с акцентом на обращение к общенациональным проблемам, который может действительно способствовать национальному развитию. Инициативы «умного города» (Smart City initiatives),

предлагаемые компанией <^и», прокладывают путь к инновационным цифровым решениям. При этом компания проводит политику «связанных инноваций» и работает, «взявшись за руки с национальными и международными игроками, чтобы пользоваться преимуществами экономики, основанной на знаниях, приведенной в действие связностью и мобильностью» (с. XI).

В главе первой ГИИ «Глобальный индекс 2015: Эффективная инновационная политика в целях развития» представлены результаты ранжирования 2015 г.: Швейцария, Соединенное Королевство (Великобритания), Швеция, Нидерланды и США составляют пятерку наиболее инновационных в мире стран; Китай, Малайзия, Вьетнам, Индия, Иордания, Кения, Уганда и ряд других стран определены как лидеры в своих группах. Лидеры ГИИ создали хорошо сбалансированные экосистемы инноваций, где инвестиции в человеческий капитал сопровождаются значительными инфраструктурными инновациями, поддержкой творческим потенциалом. В частности, лучшие 25 стран ГИИ последовательно занимают первые позиции по большинству индикаторов, прежде всего в таких областях, как информационно-коммуникационные технологии и бизнес, включая работников интеллектуального труда, взаимодействие инноваций и поглощение знаний; они также создают продукты и услуги высокого уровня.

Качество инновационных достижений измеряется с помощью университетских рейтингов, количества доступных научных статей и числом заявок на международные патенты. США по этим показателям занимают первое место в группе высокого дохода. За ними следуют Великобритания, Япония, Германия и Швейцария. Китай возглавляет группу экономических систем среднего дохода (в нее входят Бразилия и Индия), которая продвинулась вперед благодаря повышению качества высшего образования.

ГИИ 2015 подтверждает постоянство глобального распределения результатов инновационной деятельности. Среди лучших десяти и лучших 25 изменилось ранжирование, но набор экономических систем остается неизменным (единственным исключением является Чешская Республика, которая вытеснила Мальту из списка лучших 25) (с. XVII).

В отчете экономические системы, выступающие по крайней мере на 10% лучше уровня своей группы, сформированной по ВВП, называют «успевающими учениками инновационной сферы».

14 стран среднего дохода вырвались вперед в своей доходной группе: Молдова, Китай, Вьетнам, Армения, Сенегал, Монголия, Малайзия, Черногория, Украина, Индия, Болгария, Таиланд, Марокко и Иордания. Восемь стран, оказавшихся впереди в группе с низким доходом, - Малави, Мозамбик, Руанда, Кения, Мали, Буркина-Фасо, Камбоджа и Уганда. Эти «успевающие ученики инновационной сферы» демонстрируют рост инноваций в результате усовершенствования организационных структур, повышения квалификации рабочей силы, имеющей высшее образование, модернизации инфраструктуры, более глубокой интеграции с глобальными институтами инвестиционного кредита, торговыми рынками и деловыми кругами.

В целом технологический разрыв между развивающимися и развитыми странами уменьшается. Одно из объяснений этого явления состоит в том, что все больше развивающихся стран повышают показатели на входах и выходах инноваций относительно их уровней развития. В ГИИ 2015 это - Армения, Китай, Грузия, Индия, Иордания, Кения, Малайзия, Республика Молдова, Монголия, Уганда и Вьетнам. Эти страны поняли, что поддерживать сценарий высокого роста и усилия, направленные только на сферу технологий, недостаточно, необходимо развитие всего комплекса (институты, инфраструктура и т.п.).

В главе второй «Бенчмаркинг инновационной деятельности на глобальном и национальном уровнях» оцениваются экономические системы из списка «успевающих учеников» и группы «передовики» за период 2011-2014 гг. Подчеркивается, что на национальном уровне, особенно в развивающихся странах, усилился акцент на инновации, появляются новые программы инновационного развития и разрабатываются соответствующие меры национальной политики.

11 развивающихся стран (Армения, Китай, Грузия, Индия, Иордания, Кения, Малайзия, Молдова, Монголия, Уганда, Вьетнам) маркированы как «передовики инноваций» по двум более строгим критериям: 1) их рейтинг ГИИ относительно уровня ВВП значительно выше, чем для других экономических систем, в тече-

ние последних двух или более лет (2013, 2014); 2) они выигрывают в своих доходных группах по минимальным показателям на входе инновационных процессов или являются «передовиками» в течение того же периода.

«Успевающие ученики» показывают более высокие результаты в показателях: «уровень развития рынка», «высокотехнологичная продукция» и «знаниеинтенсивные продукты». На уровнях низкого дохода страны - «лучшие инновационные ученики» сосредоточиваются на решении структурных проблем: затруднение доступа к финансам и плохие взаимодействия в пределах инновационных систем. На более высоких уровнях дохода усилия концентрируются на увеличении инвестиций, поощрении роста производства инновационной продукции и человеческого капитала.

Хотя литература по инновационным системам делает большой акцент на роли человеческого капитала и институтов в инновационном развитии, эти факторы на входе, предполагают авторы, являются самыми проблематичными как для стран с низким доходом, так и для других участников инновационных процессов. Эти результаты подтверждают предположение о том, что легче выиграть по определенным показателям входа в двух случаях: или потому что такие усилия приносят более непосредственную выгоду, или потому что другие страны выступают особенно плохо в этих областях.

Чтобы достигнуть уровней дохода стран - лидеров по данному показателю, низко- и среднедоходные страны должны расширить свой доступ к технологиям и свой потенциал их использования. Страны с более высоким уровнем дохода могут извлекать пользу, взаимодействуя с более развитыми экономиками, где образование и наука служат рычагами инновационного развития.

В третьей главе «Инновационная политика для целей развития» подчеркивается, что конкурентоспособность компаний и стран зависит от их способности осуществлять инновации и перемещаться в направлении «граничных технологий и знания». По сравнению с развитыми экономиками инновационный процесс в развивающихся странах имеет характер более постепенный, чем радикальный, и управляется более неофициально, чем формально. Для стран с переходной экономикой одного только принятия технологий часто недостаточно для поддержки сценария высокого роста.

Эти страны также должны вкладывать свой капитал в инновации, и правительственная поддержка играет в этом крайне важную роль.

В этих странах инновации часто являются ключом к разрешению неотложных социальных проблем, таких как загрязнение окружающей среды, проблемы здравоохранения, бедность и безработица. Роль и значение инноваций выходят за рамки экономических успехов, поскольку они направлены на инклюзивное развитие (inclusive development), решающее вопросы бедности и здоровья, и экологически устойчивое развитие, решающее вопросы энергообеспечения и загрязнения окружающей среды. Страны должны вкладывать капитал в исследования и производить те инновационные продукты, которые обращаются к их специфическим потребностям. В главе рассмотрены интересные случаи, из которых могут быть извлечены важные уроки.

Четвертая глава «Условия для национального инновационного успеха» представляет шесть ключевых принципов, полезных для всех стран, разрабатывающих и реализующих эффективную инновационную политику (ИП). 1. ИП должна быть нацелена на максимизацию уровня инноваций во всех отраслях промышленности. 2. ИП должна поддерживать все типы инноваций на всех этапах жизненного цикла. Страны должны сосредоточиться в большей степени на всесторонних стратегиях роста производительности, а не пытаться обеспечить рост экономики, развивая прежде всего секторы с более высокой добавленной ценностью. 3. Нужно позволять происходить сбоям и творческому разрушению. Чтобы преуспеть, страны должны обеспечить условия для прорывных инноваций, которые часто производятся новыми участниками рынка, особенно теми, которые появляются в их собственных экономических системах. 4. Необходимо поддерживать низкую цену импорта средств производства, особенно в информационно-коммуникационных технологиях. Без новых капиталовложений, освежающих национальный основной капитал, инновации теряют свою власть, рост производительности тормозится и конкурентоспособность снижается. Самый легкий и самый важный путь - ограничение тарифных и других торговых барьеров. 5. Следует поддерживать создание ключевых ресурсов на входе инноваций. Фирмы нуждаются не только в доступе к лучшим информационно-коммуникационным технологиям, но и в доступе к другим ключевым ресурсам входа,

включая цифровую инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу и знание.

Например, «Национальный генеральный план информационно-коммуникационных технологий Кении 2013/2014-2017/2018», введенный в апреле 2014 г., сыграл жизненно важную роль в разработке стратегии - всестороннего развертывания цифровой инфраструктуры, особенно радио и широкополосного Интернета в стране, и послужил дополнением к инфраструктуре, которая обеспечивает спрос на такие популярные приложения, как мобильные деньги и мобильные услуги электронного правительства (с. XXI). 6. Нужно развивать стратегию повышения производительности и организации, чтобы поддержать инновации. В дополнение к национальным стратегиям многие успешные страны организовали национальные агентства по инновациям с целью стимулирования внутренних инноваций.

«Страны, пытающиеся добиться успеха в сфере инноваций, должны представить пирамиду из четырех уровней как путь к процветанию. Основные этапы - поддержка эффективного уровня налога, торговли и благоприятной инвестиционной среды, которые в свою очередь поддерживают ключевые ресурсы входа и, наконец, наверху пирамиды - политика, направленная на повышение производительности и инновационного развития» (с. XXI).

Глава пятая «Инновации и политика: Деловая перспектива» представляет результаты обзора мнений более чем 400 бизнес-лидеров в разных странах.

Глава шестая «Воздействие научно-технической политики на быстрое экономическое развитие в Китае» детализирует аспекты влияния стратегических реформ в сфере науки, техники и инноваций на рост ВВП Китая и ускорение продвижения высшего образования и научных исследований. Широкий диапазон научно-технической политики оказал огромное позитивное влияние на развитие экосистемы инноваций и значительно увеличил резерв образованной рабочей силы, заложив прочный фундамент для будущего развития Китая. Стратегия «омолаживания национальной экономики, науки и образования» ускорила развитие китайской системы образования, привела к росту количества студентов и выпускников, инвестиций в талантливых исследователей.

Китайское правительство приняло План действий 2014-2020 по выполнению Национальной стратегии интеллектуальной собственности (National Intellectual Property Strategy), меры которого направлены на ослабление влияния рыночных процессов для сделок, имеющих отношение к объектам интеллектуальной собственности. Перестроены также все процессы финансирования научно-технического развития с целью повышения их эффективности. Начал работу специальный фондовый рынок, в задачи которого входит помощь технологическим компаниям по развитию возможностей привлечения капитала на старте. Издано «Руководство для развития общественной площадки поддержки стартовых инноваций» (A Guideline for the Development of Public Incubation Space), чтобы продвинуть массовое предпринимательство, поощрить участие многоуровневых рынков капитала, включая краудфандинг (crowdfunding) (с. XXIII).

В седьмой главе «Радикальное институциональное изменение: Открытие возможностей преобразования инновационной системы Грузии» обсуждаются ключевые институциональные изменения, позволяющие добиться быстрых и положительных изменений в инновационной сфере.

В восьмой главе «Инновационная политика в Индии» рассматриваются состояние инновационной системы Индии, ее достоинства и недостатки и деятельность правительства в этой сфере. Несмотря на определенные достижения, особенно в фундаментальной науке, информационных технологиях и телекоммуникационных отраслях, Индия все еще нуждается в реформах своей инновационной политики, которые позволили бы добиться лучших результатов, в том числе за счет развития большей мобильности и повышения экологической эффективности.

За эти годы Индия укрепила базу научного, технологического и коммерческого образования, создав «центры превосходства» (centres of excellence). Это способствовало достижению показателя 66% по среднему темпу роста в научных публикациях за период 2006-2010 гг. (с. XXIV).

Национальная политика развития телекоммуникаций с 1994 г. и последующая политика по внедрению широкополосной сети в 2004 г. сформировали базу для роста выпуска в секторе (мобильных) телекоммуникаций. Национальная политика «Телекоммуни-

кации и ИТ, 2012» предположительно ускорит рост этого сектора, будет стимулировать ИР в передовых технологиях, обеспечит выгоду для предприятий малого и среднего бизнеса, стартапов, создаст резерв квалифицированных рабочих (до 10 млн человек) и по крайней мере одного информационно грамотного человека в каждом домашнем хозяйстве (с. XXIV).

В девятой главе «Эффективная инновационная политика для развития: Случай Кении» рассматривается рост показателей инновационного развития Кении в результате активной деятельности местных новаторов и длительной истории ИР в некоторых ключевых секторах, таких как сельское хозяйство и здравоохранение. Однако такое быстрое внедрение новых идей не связано с общей национальной политикой в сфере инноваций, которая остро нуждается в совершенствовании. Необходимо активно стимулировать дальнейшее продвижение инноваций, гарантировать стабильность и соответствие фондов спросу на инновации, усиливать взаимодействие между всеми акторами инновационной системы.

Глава также рассматривает уроки для Кении, которые можно извлечь из опыта других стран. Так, в США применяется новый подход к формированию сообщества новаторов. Здесь используется понятие «ТесИ8кор», которое исследуется на примере сотрудничества между Университетом Найроби и Массачусетским технологическим институтом. Также полезным будет пример создания стартапов и средних и малых предприятий из Республики Корея -системы поддержки инноваций, формирующейся в рамках реформирования системы образования и вооруженных сил. Они могут помочь в создании новой культуры оценки риска и стимулирования инноваций в Кении.

Десятая глава «Инновационные достижения малайзийской экономики» на примере Малайзии описывает страны среднего дохода, которые могут преуспеть в таких областях, как финансирование инноваций бизнесом, коммерциализация инноваций и в показателях уровня развития рынка и бизнеса. Однако аспекты такой сферы деятельности, как основанные на знаниях производства, и технологическая зависимость до сих пор требуют внимания.

Одиннадцатая глава «Эффективная инновационная политика для развития: Уганда» показывает, как в условиях относительной политической и экономической стабильности Уганда резко улуч-

шила свои экономические показатели. Быстрый рост численности населения страны требует активного роста экономики, чтобы удовлетворить потребности населения, и принятия более эффективных методов управления по использованию природных ресурсов. Поэтому Уганда должна принять курс на инновации и творческое отношение к использованию ресурсов во всех секторах экономики.

С.М. Пястолов

2016.04.019. МОСТ ЧЕРЕЗ БЕСПОКОЙНЫЕ ВОДЫ - ОТКРЫТИЕ ПУТЕЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ТУРКАНИ К., ШРЁДЕР Дж., МЕСКЕНС Г., ПЕРКО Т., РОССИНЬОЛ Н., КАРЛЕ Б., ХАРДЕМАН Ф.

Like a bridge over troubled water - Opening pathways for integrating social sciences and humanities into nuclear research / Turcanu C., Schröder J., Meskens G., Perko T., Rossignol N., Carle B., Hardeman F. // Journal of environmental radioactivity. - 2016. - N 153. - P. 88-96. -Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/jjenvrad.2015.12.009

Ключевые слова: ядерные исследования; исследования науки и технологий; мультидисциплинарные исследования.

Авторы статьи, сотрудники Бельгийского ядерного научно-исследовательского центра SCK*CEN (Мол, Бельгия), представляют результаты «Программы интеграции социальных аспектов в ядерные исследования» (Programme for Integration of Social Aspects into nuclear research - PISA), реализация которой началась в 1999 г. Цель программы - раскрыть социальные, политические, культурные и этические аспекты, связанные с развитием и использованием ядерных технологий и политикой в этой области.

Появление такой программы в техническом научно-исследовательском институте стало результатом осознания учеными и политиками того факта, что задачами общественных и гуманитарных наук являются раскрытие для широкой общественности таких нормативных понятий, как предосторожность, устойчивое развитие и культура безопасности. Учитывая статус SCK*CEN как государственного учреждения, программа PISA рассматривалась не только как возможность исследовать альтернативы так называемому тех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.