Научная статья на тему '2017.01.052. КЛЕМЕНТС Б., ДИБЗАК К., СОТО М. НАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ: БОЛЕЕ СТАРОЕ И МЕНЕЕ МНОГОЧИСЛЕННОЕ. CLEMENTS B., DYBCZAK K., SOTO M. PLUS VIEUX, MOINS NOMBREUX // PROBLèMES éCON. - P., 2016. - N 3135. - P. 48-52'

2017.01.052. КЛЕМЕНТС Б., ДИБЗАК К., СОТО М. НАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ: БОЛЕЕ СТАРОЕ И МЕНЕЕ МНОГОЧИСЛЕННОЕ. CLEMENTS B., DYBCZAK K., SOTO M. PLUS VIEUX, MOINS NOMBREUX // PROBLèMES éCON. - P., 2016. - N 3135. - P. 48-52 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.052. КЛЕМЕНТС Б., ДИБЗАК К., СОТО М. НАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ: БОЛЕЕ СТАРОЕ И МЕНЕЕ МНОГОЧИСЛЕННОЕ. CLEMENTS B., DYBCZAK K., SOTO M. PLUS VIEUX, MOINS NOMBREUX // PROBLèMES éCON. - P., 2016. - N 3135. - P. 48-52»

контракт, работа на условиях полной занятости и т.д.). Она должна определить свое предназначение: защита наемных трудящихся или всего населения Франции.

Социальное обеспечение развивалось как элемент статуса наемного труда. Затем оно распространилось с определенными ограничениями на ненаемных работников, которые имели какой-либо профессиональный статус. Но, по мнению автора, предназначение социального обеспечения значительно шире. Его следует организовать таким образом, чтобы профессиональная активность не была базой его финансирования и критерием получения прав на защиту.

Всеобщее право на покрытие медицинских расходов является попыткой такой адаптации. Однако она оказалась неудачной, так как уничтожает страховой характер покрытия.

По мнению автора, решение проблемы состоит в том, чтобы заменить современное государство-благодетеля (l'État-providenc) государством, которое предоставляет реальное социальное страхование. В таком государстве начисления и налоги взимаются только пропорционально доходам, так как принцип братства и солидарности является одной из основ французского общества и французской нации. Размеры доходов граждан известны: данные предоставляются предпринимателями, если речь идет о зарплате, кассой по выплате пенсий, банком или компанией, в том числе UBER либо любой другой, имеющей интернет-платформу. По мнению автора, современная система социального обеспечения Франции нуждается в преобразованиях с учетом новых явлений и требований в области занятости.

С.Н. Куликова

2017.01.052. КЛЕМЕНТС Б., ДИБЗАК К., СОТО М. НАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ: БОЛЕЕ СТАРОЕ И МЕНЕЕ МНОГОЧИСЛЕННОЕ. CLEMENTS В., DYBCZAK K., SOTO M. Plus vieux, moins nombreux // Problèmes écon. - P., 2016. - N 3135. - P. 48-52.

Ключевые слова: демографический рост; старение населения.

Демографический рост часто связывают с проблемой истощения ресурсов. Но опасения, что ресурсов, имеющихся на Земле, не хватит для того, чтобы обеспечить продовольствием все растущее население, как предрекал в XIX в. Т. Мальтус, являются только

одним из аспектов проблемы, связанной с демографическим ростом, отмечают авторы. Исключительно сложную мировую демографическую панораму характеризуют и такие аспекты, как старение населения, миграция, урбанизация, увеличение средней продолжительности жизни и т.д.

Снижение коэффициента плодовитости (фертильности), характеризующего отношение числа родившихся за год детей к общей численности женщин в возрасте от 15 до 49 лет, выраженное в промилле (%о), будет оказывать значительное влияние на демографический спад в течение будущих десятилетий. По прогнозу ООН (2015) население планеты достигнет максимальной численности к 2100 г., а затем начнет сокращаться. В некоторых странах уже происходит демографический спад. Этот процесс к концу XXI в. затронет около 70% в промышленно развитых странах (ПРС) и 65% в развивающихся (РС).

В настоящее время происходит постепенное повышение коэффициента демографической нагрузки пожилыми людьми (отношение численности лиц в возрасте 65 лет и старше к численности трудоспособного населения в возрасте 15-64 лет). В мировом масштабе коэффициент демографической нагрузки пожилыми людьми утроится за следующие 85 лет в связи с ускоренным старением населения в РС. В Китае и Кении по прогнозам ООН этот показатель к концу XXI в. возрастет в 5 раз. В ПРС он удвоится, что соответствует прогнозам в странах ЕС, Японии и США.

Старение населения в ПРС усилит давление на государственные бюджеты. Без корректирующих мер расходы, связанные со старением населения, могут достигнуть здесь четверти ВВП. В РС также возникнет необходимость значительного увеличения расходов по этой статье.

На основе данных по 100 странам авторы прогнозируют, что старение населения вызовет увеличение государственных расходов, так как возрастет в целом доля населения, получающего пенсии и пользующегося медицинскими услугами. Исходя из политики, проводимой в отношении пожилых лиц, в ПРС расходы, связанные со старением населения, возрастут до 25% ВВП к концу века, т.е. на 8,5% по сравнению с расходами в настоящее время. В США рост превысит 11% и расходы по рассматриваемой статье составят 32% ВВП (с. 49). В ЕС и Японии такой рост составит 7-

7,5% процентных пункта (п. п.), а их уровень достигнет 24 и 28% ВВП соответственно. Это увеличение расходов обусловлено в основном ростом стоимости медицинского обслуживания. Расходы на пенсии останутся относительно приемлемыми благодаря реформам, которые позволили снизить их предполагаемый рост.

Последствия роста расходов, связанных со старением населения, могут быть весьма серьезными для бюджета - рост государственного долга, сокращение других видов расходов или повышение налогов. В конечном счете, это будет тормозить рост экономики. В РС доля рассматриваемых расходов в ВВП должна будет возрасти с нынешних 5,5 до 16% (при больших различиях по странам и регионам). В Китае расходы, связанные со старением населения, должны увеличиться на 13 п. п. и достигнуть 20% ВВП. В странах Африки, где население более молодое, увеличение будет сравнительно скромным. В Кении, например, оно составит 6 п.п., а расходы составят 9% ВВП (с. 49).

Поскольку реальные показатели плодовитости, рождаемости, смертности и миграции могут значительно отличаться от прогнозов, то к прогнозам следует относиться с осторожностью, полагают авторы. Население планеты может достигнуть максимума к 2070 г. в связи с более сильным падением плодовитости и рождаемости, чем это предусматривалось в прогнозах ООН, особенно в Африке. Численность населения может оказаться значительно ниже, а его средний возраст, напротив, - выше, чем это предусматривалось в прогнозах.

Если плодовитость и смертность будут ниже прогнозов, то это может оказать очень значительное влияние на состояние государственных бюджетов из-за увеличения расходов, связанных со старением населения. Только из-за более низких показателей плодовитости расходы, связанные со старением населения, могут увеличиться на 8 п.п. ВВП в ПРС и на 4,5 п.п. ВВП в РС за период с 2015 г. до конца века. Любое превышение показателей средней продолжительности жизни усугубит бюджетные трудности. Безусловно, более низкие показатели плодовитости и рождаемости, чем в прогнозах, могут несколько снизить уровень расходов на образование, но в очень ограниченном размере: на 1,5% ВВП в ПРС и 0,5% в РС (с. 50).

Решение проблемы роста расходов, связанных со старением населения, требует многомерного подхода для того, чтобы смягчить их влияние на бюджет. Необходимы изменения в правилах доступа к социальным выплатам (пенсиям и расходам на медицинские услуги), проведение политики, влияющей на демографический рост, например, на иммиграцию и рынок труда (повышение доли занятого населения), а также повышение эффективности налоговых мер и государственных расходов.

По мнению авторов, для достижения результата изменения должны быть быстрыми для того, чтобы распределить бремя преобразований на несколько поколений и снизить риск кардинального изменения политики в рассматриваемой области.

Необходимо срочно остановить увеличение расходов на медицинские услуги и пересмотреть возраст выхода на пенсию в сторону повышения с учетом возросшей средней продолжительностью жизни. Однако этого может быть недостаточно для поддержания пенсионной системы в долгосрочном периоде. Увеличение на 5 лет возраста, дающего право на получении пенсии, считают авторы, позволит к 2100 г. сэкономить ПРС и РС около 2% ВВП. Соответствующая реформа должна сопровождаться специальными мерами поддержки наиболее бедных граждан.

Рассматривая меры в области демографии и рынка труда, включая миграцию, авторы указывают, что рост уровня плодовитости и рождаемости мог бы компенсировать эффект старения населения, но факты показывают, что политика властей в этой области дает ограниченный эффект. Она может положительно повлиять на желание матерей пойти работать. В связи с этим следует проводить побуждающую политику и избегать предоставления необоснованных, дорогостоящих и малоэффективных семейных пособий.

Стимулирование миграции рабочей силы из РС в ПРС, имеющих более старое население, может сократить расходы последних, по крайней мере, до того, как иммигранты постареют и выйдут на пенсию. Однако привлечение мигрантов не отменяет необходимость проведения глубоких реформ в системе предоставления выплат пенсий и пособий. Необходимо также улучшить налоговую систему и оптимизировать бюджетные расходы.

Демографический спад требует радикальных реформ, подчеркивают авторы. Решения могут варьировать в зависимости от

страны, ее социальных предпочтений и видения роли государства. Однако в срочном порядке и фундаментальным образом следует изменить расходы, которые можно позволить себе в долгосрочной перспективе.

С.Н. Куликова

2017.01.053. ДЕСОНЕ С. МОДЕЛИ СЕМЬИ В ЕВРОПЕ. DÉSAUNAY C. Les modèles familiaux en Europe // Futuribles. - P., 2016. - N 413. - P. 105-107.

Ключевые слова: ЕС; модель семьи.

В последние десятилетия, как свидетельствуют результаты исследования Европейской комиссии, в Европе наблюдается значительная диверсификация моделей семьи, указывает автор. В настоящее время семь семей из 10 продолжают оставаться зарегистрированной супружеской парой, имеющей, по меньшей мере, одного ребенка. Другие модели семей включают примерно поровну незарегистрированные пары и неполные семьи, причем их доля постоянно растет. Так, 41% детей в ЕС-15 в 2012 г. были рождены вне брака против 27% 15 лет назад. Отмечается также увеличение мо-нопарентальных семей, возглавляемых мужчиной, доля которых в 2012 г. составила 15%, т.е. за 5 лет рост составил 5% (с. 105).

Такие глобальные изменения имеют национальную, более или менее выраженную, специфику. Автор выделяет следующие пять групп стран.

Первая группа состоит из стран Северной Европы и Франции и характеризуется повышенным уровнем неполных семей и незарегистрированных супружеских пар, что связано с распространенностью разводов и культурой равенства полов.

Вторая группа включает страны Восточной Европы, где, напротив, очень сильны традиционные семейные ценности и количество неполных семей невелико, а количество семей, состоящих из трех поколений, выше, чем где-либо в Европе. В Польше, например, более чем одна неполная семья из двух находится в таком положении.

Третья группа - страны Южной и Центральной Европы, в которых модель семьи находится где-то между двух первых моделей и отмечается быстрый рост количества разводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.