http://fr.irefeurope.org/Petition-en-faveur-d-une-baisse-importante-des-impots-et-d-une-revolution-fiscale,a4002 9. Delsol J.-Ph. Pourquoi l'impôt doit être neuter / Institut de recherches economiques et fiscales. - 2016. - 22.03. - Mode of access: http://fr.irefeurope.org/Pourquoi-l-impot-doit-etre-neutre,a3701
Г. В. Семеко
2017.01.033. ДЮЛИЭН С. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ РЕФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ ПОКА НЕ ДОСТИГЛИ ЦЕЛИ.
DULLIEN S. Die Europäische Währungsunion: viel reformiert, aber noch nicht am ziel // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2016. - Jg. 96, N 8. -S. 541-546.
Ключевые слова: Европейский валютный союз; Банковский союз; кризис зоны евро; бюджетная политика; инфляция; кризис задолженности.
Автор, профессор Высшей школы техники и экономики (Берлин), анализирует происходящие в ЕС реформы, направленные на укрепление Европейского валютного союза и преодоление последствий финансово-экономического кризиса.
За прошедшее десятилетие, указывает автор, нигде не произошло такого количества изменений в регулировании экономики и в экономической политике, как в Евросоюзе и, в частности, в ЕВС. Архитектура последнего находится в процессе постоянных реформ. В ответ на финансово-экономический кризис многократно ужесточились фискальные правила для стран - членов Евросоюза, приняты новые меры борьбы с макроэкономическими дисбалансами, постоянно совершенствуются инструменты контроля над банковской деятельностью. При этом доступ к кредитованию для стран - членов ЕС был существенно облегчен. Однако множество проблем еще предстоит решить. В «докладе пяти президентов» (2015)1, представляющем собой план по усилению экономической и валютной интеграции, предусмотрены дальнейшие реформы
1 Президент Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер, глава Европейского совета Д. Туск, президент Еврогруппы Й. Дейсселблум, председатель Европейского центрального банка М. Драги и председатель Европарламента М. Шульц. - Прим. реф.
вплоть до 2025 г., которые должны привести к созданию «прочной и прозрачной архитектуры» ЕВС.
Вопреки мнению общественности, считающей причиной кризиса в зоне евро чрезмерную государственную задолженность, немецкие экономисты считают, что истоки кризиса гораздо сложнее, а проблемы дефицита бюджета являются лишь одной из многих причин. По мнению автора, кризис обусловлен следующими негативными процессами.
1. Слабые государственные финансы стран Южной Европы (Греция, Португалия, Испания), в которых проводилась довольно мягкая финансовая политика. В результате дефицит бюджета в этих странах превысил 3% ВВП.
2. Цикл подъемов и спадов (Боот-Бш^уЫеп) на периферии. Низкие номинальные процентные ставки в периферийных государствах и более высокая, чем в среднем в зоне евро инфляция, спровоцировали бум инвестиций в основном в жилищное строительство, что, в конечном счете, усиливало инфляцию.
3. Проблемы в банковском секторе: в рамках цикла в ряде европейских стран банкам требовалась поддержка правительств. Это оказалось дополнительной нагрузкой для бюджетов и затормозило экономический рост.
4. Токсичная связь между финансовым состоянием банков и платежеспособностью отдельных государств. Поскольку в большинстве европейских государств банки держат значительную часть своих активов в государственных займах собственных правительств, на фоне сомнений в платежеспособности государств возник заколдованный круг проблем в банковском секторе. Обеспокоенность по поводу состояния банковского сектора вынуждала государства принимать дорогие программы по поддержке банков, которые еще больше подрывали платежеспособность государства и оказывали давление на выплату процентов по государственным займам. В свою очередь обесценение соответствующих банковских активов усугубляло состояние банковской системы.
5. Паника на рынке: опасения инвесторов в отношении платежеспособности отдельных государств осложняют финансировое положение этих стран. Инвесторы стремятся избавиться от государственных облигаций проблемных стран, что затрудняет их дос-
туп к финансовым рынкам и ведет к обострению ситуации с государственной задолженностью.
6. Структурные несоответствия, влияющие на конкурентоспособность: еще до кризиса в зоне евро выявились серьезные различия в ценовой конкурентоспособности из-за страновых различий в уровне оплаты труда. Начиная с 2011 г. это обстоятельство ослабляло конкурентоспособность или провоцировало отрицательный экономический рост в ряде стран.
7. Снижение доверия населения Европы к своим правительствам. По мнению автора, кризис во многом является причиной сильно возросшей безработицы и сохраняющегося слабого экономического роста. Население стран ЕС все больше теряет доверие к европейским институтам, что способствует усилению враждебных настроений по отношению к Евросоюзу и экстремистских сил. В долгосрочном плане такие политические последствия кризиса могут привести к тому, что в отдельных странах получат перевес политические силы, требующие выхода из Евросоюза.
Пытаясь справиться с кризисом, руководители европейских государств осуществили ряд серьезных реформ с использованием институциональной базы ЕВС. Например, произошли серьезные изменения в регулировании банковской деятельности. Однако остались и нерешенные проблемы. Так, сейчас активно обсуждается проблема объединения рынков долгосрочных капиталов и создания Банковского союза. Еврокомиссия уже предприняла ряд законодательных инициатив, направленных на создание единого рынка долгосрочного капитала для кредитования предприятий. Такой рынок должен стать альтернативным традиционному банковскому кредитованию источником финансирования предприятий в странах со слабой банковской системой. Для облегчения трансграничного финансирования правила и условия перемещения капитала будут унифицированы, к тому же будут смягчены правила котировки на бирже ценных бумаг, эмитированных малыми предприятиями.
С созданием Банковского союза появится возможность формирования единой европейской системы страхования вкладов. При этом система гарантирования выплат по вкладам будет финансироваться за счет взносов европейских банков. Предполагается, что благодаря такой системе проблемы отдельных банков больше не будут оказывать губительное воздействие на финансовую систему
отдельной страны, а издержки негативных процессов будут распределяться на банковскую систему всей Европы. Таким образом, делается попытка ликвидировать нынешнюю ситуацию, когда предприятия в странах с проблемной банковской системой несут более высокие издержки по финансированию, чем предприятия в странах с надежными банками. Однако, поскольку немецкое федеральное правительство скептически настроено по отношению к этому проекту, в ЕС решили, что единая система страхования вкладов может быть введена только на основе консенсуса.
В отличие от сравнительно четкого представления о Банковском союзе и едином рынке долгосрочных капиталов перспективы выработки единых налоговых правил остаются довольно неопределенными, хотя в ряде документов Еврокомиссии эта проблема ставится, но лишь в форме предложения.
Последним достаточно широко обсуждаемым проектом является введение механизма банкротства для стран ЕС, не справляющихся с проблемой своей задолженности. Здесь большие надежды возлагаются на то, что финансовые рынки будут оказывать дисциплинирующее воздействие на соответствующие государства. Правда, эти планы поддерживает в основном Германия, и в современных документах институтов ЕС соответствующие предложения не содержатся.
Анализ причин кризиса в зоне евро показал необходимость проведения целого ряда мероприятий по ограничению дефицита госбюджета, сокращению государственной задолженности соответствующих стран.
Проблемы банковской системы в будущем предполагается предотвращать за счет улучшения централизованного контроля со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ) и применения единых строгих нормативов, что позволит отказаться от оказания государственной поддержки проблемным банкам. Банковский союз должен решить проблему токсичной связи между банками и государственными финансами.
Контроль над банковской деятельностью, осуществляемый ЕЦБ, должен предупреждать возникновение избыточной кредитной экспансии в отдельных странах-членах. Более оперативно, чем раньше, должны приниматься меры, направленные на преодоление
макроэкономических диспропорций, и внимательнее учитываться проблемы, возникающие в экономике отдельных стран.
До сих пор в ЕС практически не обсуждались проблемы экономического роста и кризиса доверия в зоне евро. По мнению автора, в последние годы именно ряд реформ привел к ослаблению экономического роста в странах ЕС. Ужесточение требований к размеру собственного капитала в банковском секторе также может затормозить экономический рост.
Еще одним пунктом, вызывающим споры среди европейских специалистов, является вопрос о действенности макроэкономической координации. Часто подвергаются критике методы оценки неравновесия текущего платежного баланса. Размер сальдо этого баланса выше 6% ВВП считается проблематичным (с. 545).
В заключение автор пишет, что реформа управления в зоне евро за последние шесть лет находилась под воздействием целого ряда кризисных процессов. Все они должны быть учтены. Как государство, так и частный сектор должны использовать все возможные средства для стимулирования инвестиционной активности. Но существует опасность, что в странах с высокой задолженностью проблемы и дальше будут обостряться, если не будут созданы механизмы по сокращению суверенного долга. Идея разработки процедуры банкротства для стран зоны евро автору представляется актуальной.
В.И. Шабаева