Научная статья на тему '2017. 01. 030. Жукова О. А. , кара-мурза А. А. , Талалай М. Г. Очарование красоты: Амальфи в русской культуре / под общ. Ред. Талалая М. Г. - М. ; Амальфи: старая Басманная, 2016. - 228 с'

2017. 01. 030. Жукова О. А. , кара-мурза А. А. , Талалай М. Г. Очарование красоты: Амальфи в русской культуре / под общ. Ред. Талалая М. Г. - М. ; Амальфи: старая Басманная, 2016. - 228 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АМАЛЬФИ / РУССКО-ИТАЛЬЯНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 030. Жукова О. А. , кара-мурза А. А. , Талалай М. Г. Очарование красоты: Амальфи в русской культуре / под общ. Ред. Талалая М. Г. - М. ; Амальфи: старая Басманная, 2016. - 228 с»

2017.01.030. ЖУКОВА О.А., КАРА-МУРЗА А.А., ТАЛАЛАЙ М.Г. ОЧАРОВАНИЕ КРАСОТЫ: АМАЛЬФИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ / Под общ. ред. Талалая М.Г. - М.; Амальфи: Старая Басманная, 2016. - 228 с.

Ключевые слова: Россия; Амальфи; русско-итальянские культурные связи.

Коллективная монография, посвященная истории одной из известных итальянских средневековых республик и русско-итальянским культурным связям, издана Центром культуры Амальфи, НИУ «Высшая школа экономики», Институтом философии РАН. Авторами являются д-р филос. наук О.А. Жукова (Высшая школа экономики), д-р филос. наук А. А. Кара-Мурза (Институт философии РАН) и проживающий в Италии русский историк М. Талалай. Они рассматривают в разностороннем ракурсе исторические взаимосвязи между Амальфи и Россией.

«Казалось бы, столь удаленные и друг от друга и разновеликие цивилизации, как Амальфитанский берег (в средневековом прошлом независимая Морская республика) и Россия, имеют, тем не менее, интересные и разветвленные культурные связи, выразившиеся в том числе в произведениях литературы и живописи», - пишет в предисловии президент Центра истории и культуры Амальфи профессор Джузеппе Кобальто (с. 7). В данной книге рассказывается о том, как небольшой Амальфитанский край сумел выразительно запечатлеть себя в культуре гигантской России. Его образ, созданный еще путешественниками и художниками дореволюционной эпохи, а после революции эмигрантами, ныне, при возобновлении русско-итальянских культурных связей, занял привилегированное место в общей глобальной мозаике мировой культуры, замечает Кобальто (с. 13).

В истории русских путешествий в Италию Амальфитанское побережье занимает особое место, пишет в главе «Знаменитые русские путешественники в Амальфи» А.А. Кара-Мурза. Русские путешественники XIX-XX вв. удивлялись, как на таком маленьком кусочке даже не земли, а скалы, почти вертикально обрывающейся в море, могло некогда существовать сильное государство и проживать до 60 тысяч человек? Автор ссылается на свои предыдущие, переведенные на итальянский язык книги о знаменитых русских,

оставивших свой след в Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе, Амальфи. В новой книге о «русских в Амальфи», отмечает Кара-Мурза, читатель найдет новые имена, о которых не шла речь в предыдущих изданиях: дипломата и военачальника Б. Шереметева, литератора В. Жуковского, публициста И. Аксакова, философа и правоведа Б. Чичерина, православного историка Б. Муравьева, писателя В. Набокова.

В главе «Эстетическое открытие Амальфи: К истории и философии русского пейзажа» О.А. Жукова обобщает «результаты собственных изысканий в области философии русской культуры и искусства, связанные с изучением амальфитанского сюжета в творческих биографиях русских художников, с открытием образа Амальфи русским пансионерами Императорской Академии художеств» (с. 105). Собирая материалы, автор долго работала в фондах столичных и провинциальных музеев. Предметом ее исследования является творчество русских художников XIX в., создавших образ Амальфи в своих произведениях. Среди них - С.Ф. Щедрин, Н.Г. Чернецов, С.М. Воробьев, А.П. Боголюбов, Ф.А. Бронников, И.К. Айвазовский. В ХХ в. этот список дополнен именами К. А. Вещилова, К.И. Горбатова, Г. А. Лапшина (с. 111-112).

В главе «Российские эмигранты на Амальфитанском побережье» М. Талалай подчеркивает, что амальфитанский берег - один из самых чудесных уголков Италии, да и всей Европы, признанный ЮНЕСКО как культурное достояние человечества. Постоянное русское присутствие в Амальфи началось еще до революции с эпопеи литератора М.С. Семёнова (1873-1952), пишет автор. Его гостеприимная дача - «мельница» - стала прибежищем для многих артистов-эмигрантов: С. Дягилева, В. Нижинского, И. Стравинского. Он принимал не только артистов, но и «простых» беженцев, содействуя их устройству на работу. Вторая мировая война нанесла сокрушительный удар по едва сформировавшейся русской колонии в Амальфи. Из представителей «третьей волны» русской эмиграции автор выделяет Р. Нуреева и А. Тарковского, живших некоторое время в Амальфи (с. 190-192).

В приложении к книге печатается очерк А.Н. Муравьева (1806-1874) «Амальфи». Муравьев вошел в историю русской культуры благодаря возрожденному им жанру паломнической литературы. В его книге «Римские письма» (1846) особое место принад-

лежит описанию Амальфи. Он исполнен восхищения перед природой и историей края, сумевшего сохранить важнейшую христианскую святыню - мощи св. апостола Андрея Первозванного. После того как крестоносцы в 1204 г. овладели Царьградом и разграбили большую часть святынь, некто Петр Капуанский, родом из Амальфи, попросил у папы Иннокентия III позволения перенести эти мощи в Амальфи. Мощи перенесли 8 мая 1208 г. и затем поместили в соборе. «Странно, однако, что мы, русские, для которых особенно должна быть священна память сего великого Апостола, водрузившего первый крест на горах Киевских и предрекшего грядущую славу нашей родины, не знаем о нахождении святых мощей в Амальфи, хотя однако многие странствуют гораздо дальше в Бари на поклонение святителю Николаю», - писал Муравьев (цит. по: с. 202).

Весьма замечательна судьба республики Амальфийской, оказавшей столько услуг всей Европе, замечал далее Муравьев. «Основанная выходцами римскими в IV в., которые были застигнуты бурею на пути в Царьград, она удержала предприимчивый дух своих предков. Ее никто не мог покорить, ни лангобарды, ни сарацины. Морское право Амальфийской республики сделалось впоследствии руководством для всех торговых народов. Лишь норманны, создавшие Неаполитанское государство, сумели покорить республику Амальфи. Это покорение было виною несчастного ее разорения» (цит. по: с. 211). Во время разгрома Амальфи пизанским флотом в 1135 г. были найдены знаменитые амальфитанские таблицы, и выяснилось, что амальфитанцы следовали канонам утраченного римского права, - так, благодаря Амальфи, оно дошло до потомков.

Республика продолжала затем участвовать своим флотом в Крестовых походах. Но этой знаменитой республике, которая дала свое морское право и римские законы просвещенному миру, суждено было даже в состоянии падения оказать еще одну неоцененную услугу изобретением в начале XIV в. компаса, благодаря которому расширились пределы мореплавания. Далее Амальфи был феодальным герцогством и переходил из рук в руки, пока, наконец, памятуя свою республиканскую славу, в XVII в. не откупился деньгами от сей зависимости, замечал Муравьев (с. 212).

Можно сказать, что амальфитанское побережье живет под «сенью» своего изумительного кафедрального Свято-Андреевского

собора, в котором размещаются мощи св. Андрея Первозванного, замечает в заключительной главе «Амальфитанская святыня: Современное дополнение историка» М. Талалай (с. 215). Если учесть, что апостол являлся покровителем Византии - «Второго Рима» и основателем Цареградской Церкви, то перенесение его мощей в 1208 г. из Константинополя становилось равнозначным переносу сакральности высшего порядка, чуть ли не усвоением статуса «Третьего Рима». Амальфи служил столицей одной из четырех могучих итальянских Морских республик, у которой во время ее существования сложились плодотворные отношения со многими странами и народами, в особенности - с Востоком и с той же Византией. Яркое выражение этих отношений - основанный бенедиктинскими монахами в Х в. Амальфитанский монастырь на Святой Афонской горе. Он был упразднен в XIII в., но из построек обители сохранилась башня, называемая Амальфитанской (с. 216). Что же касается хранимых в Амальфи мощей св. Апостола Андрея, то в православном сознании остается убеждение, что его мощи были спасены Божьим Промыслом от грядущего поругания в Царьграде, ставшем «агарянским» Стамбулом (с. 228).

В.П. Любин

АРХЕОЛОГИЯ

2017.01.031. ПИГАРЁВ ЕМ. ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЗО-ЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА САРАЙ (СЕЛИТРЕННОЕ ГОРОДИЩЕ): Монография. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2015. -208 с. - (Матер. и исслед. по археологии Поволжья; Вып. 7: Селит-ренное городище).

Ключевые слова: Золотая Орда; Селитренное городище; гончарное производство.

Монография канд. ист. наук, директора Историко-археологи-ческого музея-заповедника «Селитренное городище» Е.М. Пигарёва посвящена развитию гончарного ремесла в столице Золотой Орды. Книга состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Во введении автор кратко характеризует источниковую базу, а также специфику золотоордынских городов. Они возникают на территориях, где ранее не было оседлого хозяйства, без какого-то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.