Научная статья на тему '2017. 01. 022. Тахамтан И. , Афшар А. , ахамдзаде К. Факторы, влияющие на число цитирований: исчерпывающий обзор литературы. Tahamtan I. , Afshar A. , ahamdzadeh K. factors affecting number of citations: a comprehensive review of the literature // Scientometrics. - 2016. - Vol. 107, n 3. - p. 1195-1225. - doi:10. 1007/s 11192-016-1889-2'

2017. 01. 022. Тахамтан И. , Афшар А. , ахамдзаде К. Факторы, влияющие на число цитирований: исчерпывающий обзор литературы. Tahamtan I. , Afshar A. , ahamdzadeh K. factors affecting number of citations: a comprehensive review of the literature // Scientometrics. - 2016. - Vol. 107, n 3. - p. 1195-1225. - doi:10. 1007/s 11192-016-1889-2 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИТИРОВАНИЯ / ИМПАКТ-ФАКТОР / ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ХАРАКТЕР ЦИТИРОВАНИЯ / ЦИТАТНЫЙ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Виноградова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 022. Тахамтан И. , Афшар А. , ахамдзаде К. Факторы, влияющие на число цитирований: исчерпывающий обзор литературы. Tahamtan I. , Afshar A. , ahamdzadeh K. factors affecting number of citations: a comprehensive review of the literature // Scientometrics. - 2016. - Vol. 107, n 3. - p. 1195-1225. - doi:10. 1007/s 11192-016-1889-2»

2017.01.022. ТАХАМТАН И., АФШАР А., АХАМДЗАДЕ К. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧИСЛО ЦИТИРОВАНИЙ: ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

TAHAMTAN I., AFSHAR A., AHAMDZADEH K. Factors affecting number of citations: A comprehensive review of the literature // Scien-tometrics. - 2016. - Vol. 107, N 3. - P. 1195-1225. - D0I:10.1007/s 11192-016-1889-2.

Ключевые слова: цитирования; импакт-фактор; детерминирующие факторы; прогностические факторы; характер цитирования; цитатный анализ.

Авторы, иранские специалисты в области информатики, представили обзор факторов, которые позволяют предсказать частоту цитирования публикации.

Большинство академических статей или вовсе не цитируются, или цитируются крайне редко, но есть работы, на которые ссылаются часто. Согласно Ю. Гарфилду (Garfield, 2006), около 20% статей получают более 80% ссылок (с. 1196). Учитывая важную роль показателей цитирования в оценке исследования и, соответственно, ученого, много внимания уделяется вопросу, почему одни статьи упоминаются часто, а другие нет.

Авторы провели анализ литературы, посвященной этой проблеме, и исследовали факторы, которые влияют на частоту цитирования. С этой целью они отобрали все оригинальные англоязычные статьи, посвященные этой теме, которые были опубликованы с 2000 г. по апрель 2015 г., воспользовавшись базами данных Web of science, Scopus, OVID Medline и PubMed. Всего таких статей оказалось 2087, из них в итоге было отобрано 198 наиболее подходящих (с. 1198). На основе их анализа было выделено 28 факторов, влияющих на частоту цитирований, которые были разделены на три категории.

Факторы, связанные со «статьей»

Качество статьи. Самым главным фактором, влияющим на популярность работы, считается ее качество. Но лишь в немногих исследованиях предлагаются способы измерения этого фактора. В качестве таких способов использовались: метод экспертных суж-

дений; расположение статьи в журнале (в начале или в конце); награды, присуждаемые редколлегией журнала; объем статьи; престиж журнала и некоторые другие.

Новизна, популярность, интерес к предмету. Помимо качества статьи на уровень ее цитирования влияют новизна изучаемого предмета, популярность и интерес к нему со стороны научного сообщества.

Характеристики областей / подобластей дисциплины и изучаемого предмета. Определенные дисциплины, направления и темы воспринимаются как наиболее перспективные («горячие») и, соответственно, привлекают больше внимания. Объем литературы (число статей, уже опубликованных в данной области) и энтропия исследовательских областей, где публикуется ученый, также влияют на количество ссылок.

Методология. Адекватное описание методов, ссылки на работы по статистике, а также упоминание названия использовавшегося программного обеспечения повышают вероятность цитирования, тогда как характер статистических методов с этим показателем не связан.

Тип документа. В ряде работ рассматривалась связь между типом документа (обзор, статья, письмо в редакцию и пр.) и частотой цитирования. В целом обзорные статьи получают больше ссылок, чем оригинальные. Но это не касается обзоров низкого качества и написанных небрежно.

Дизайн исследования. В медицине некоторые варианты исследования получают больше ссылок, чем другие. Например, использование случайной выборки, систематический обзор литературы и метаанализ получают больше цитирований, чем описание наблюдений или сообщения об отдельных случаях. Хотя есть исследования, которые подобной связи не обнаружили.

Описание результатов, их обсуждение и другие разделы. Есть данные о том, что положительные и статистически значимые результаты более привлекательны. Было показано также, что нарезка результатов исследования на «минимальные единицы, могущие быть опубликованными», значительно снижает количество ссылок, приходящихся на одну публикацию. В медицинских журналах статьи, касающиеся практического применения научных знаний, получают заметно больше ссылок, чем те, в которых обсуж-

даются теоретические проблемы. Есть данные и о том, что чем больше математических уравнений в статье, тем реже она цитируется.

Использование рисунков и приложений в статьях. Использование рисунков для презентации результатов и наличие приложений повышают частоту цитирования. Очевидно, что количественные показатели - наиболее удобный способ презентации результатов для читателей.

Характеристики названия, абстракта и ключевых слов. Особенности названия, резюме и ключевых слов - это факторы, которые способны влиять на цитирование, хотя они и не относятся к числу доминирующих. Так, есть данные о том, что название статьи в форме вопроса, разнообразие и количество ключевых слов увеличивают частоту ее цитирования.

Характер ссылок. Ссылки, содержащиеся в статье, говорят о знании автором тенденций и достижений в данной области. Число ссылок, их разнообразие и их относительная новизна (но не чрезмерная) увеличивают частоту цитирования. Вариативность ссылок или число областей, которые они охватывают (Индекс разнообразия ссылок), а также ссылки на зарубежные работы увеличивают частоту цитирования.

Длина статьи. По данным целого ряда исследований, чем длиннее статья, тем больше цитирований она получает; возможно, потому что в ней содержится больше информации. В то же время в некоторых работах было показано, что подобной связи не существует.

Возраст цитируемой статьи. Хотя статьи, опубликованные много лет назад, могут цитироваться чаще современных, тем не менее в целом цитируемость статьи со временем резко снижается.

Раннее цитирование и скорость цитирования. Цитирование статьи сразу после ее выхода говорит о наличии обратной связи со стороны научного сообщества. Число цитирований, которое получает статья в первый год, служит важным показателем скорости ее распространения в будущем.

Доступность и «видимость» статьи. В большом количестве работ эти факторы упоминаются как влияющие на уровень цити-руемости, тогда как отсутствие такой связи упоминается лишь в нескольких исследованиях. Есть данные, что статьи, появившиеся в

журналах с «открытым доступом», цитируются чаще. Иногда статья низкого качества, опубликованная в журнале с невысоким им-пакт-фактором, получает признание. Это возможно, когда ее «видимость» увеличивается за счет помещения в arXiv или благодаря тому, что она проиндексирована в нескольких базах данных. Как только статья процитирована, ее «видимость» возрастает, что ведет к последующим цитированиям.

Факторы, связанные с «журналами»

Импакт-фактор журнала и его престиж. Исследователи пытаются публиковать свои статьи в журналах с высоким импакт-фактором, чтобы сделать их более «видимыми» и получить больше ссылок. Чем выше качество статьи, тем в более престижном журнале она будет опубликована и тем больше шансов у нее будет быть замеченной и прочитанной. Соответственно, и слабая статья, опубликованная в престижном журнале, может получить больше цитирований, чем та, которая появится в журнале второго ряда. Так, в Норвегии около 75% высокоцитируемых статей выходят в журналах с относительно высоким импакт-фактором и только 9% -в журналах с низким импакт-фактором (с. 1206). В то же время утверждается, что тема, вызывающая широкий интерес, может получить больше ссылок, даже если статьи на эту тему появятся в журналах с низким импакт-фактором.

Язык журнала (язык статьи). Статьи, опубликованные на английском языке, чаще читает международная аудитория, следовательно, они получают больше ссылок.

Размер и тираж журнала. Статьи, опубликованные в журналах междисциплинарного характера и с высоким импакт-фактором, таких как «Nature», получают больше цитирований, чем статьи, опубликованные в специализированных журналах. Журналы, которые публикуют статьи, относящиеся к быстро развивающимся областям (генетике, биохимии и молекулярной биологии), получают больше цитирований, чем журналы, публикующие статьи в области математики и статистики. Международные журналы получают больше цитирований, чем национальные.

Форма публикации и презентации (конференция, журнал). Журнальные статьи получают в среднем больше ссылок, чем мате-

риалы конференций. Труды или записки научного общества цитируются реже, чем оригинальные статьи, а обзоры - чаще. Журнальные статьи цитируются чаще, чем статьи в сборниках и книгах.

Факторы, связанные с «автором»

Число авторов и соавторство. Количество соавторов коррелирует с вкладом статьи. Соответственно, чем больше авторов (и чем больше дисциплин они представляют) имеет статья, тем вероятнее она будет цитироваться. Однако некоторые исследования показывают, что подобной связи не существует.

Репутация автора и предшествующие цитирования. Статьи, публикуемые с участием известных и, следовательно, высокоцити-руемых авторов, получают больше ссылок по сравнению со статьями без участия подобных соавторов. На частоту цитирования влияет также И-индекс авторской группы. Таким образом, число цитирований более ранних статей данного автора можно считать хорошим предвестником уровня цитирования его будущих работ.

Академический ранг автора. Было показано, что руководители кафедр получают больше всех цитирований, за ними идут полные профессора, далее ассошиэйт профессора, ассистенты и лекторы. Хотя в одном исследовании такой зависимости обнаружено не было.

Самоцитирование. Самоцитирование может иметь разный характер, например цитирование статей, вышедших в данной стране, учеными этой страны (самоцитирование страны). Соответственно, может быть самоцитирование организации или института, журнала и индивидуальное самоцитирование. Относительно влияния самоцитирования (в его разных формах) на общие показатели цитируемости нет однозначных результатов. В одних исследованиях была установлена такая связь, в других - нет.

Международное и внутринациональное сотрудничество авторов. Высокоцитируемые статьи - это часто продукт работы команды исследователей из разных стран. Обнаружена отчетливая корреляция между количеством институтов и стран, представляемых авторами статьи, с частотой цитирования. Хотя работа большого коллектива авторов, как ожидается, приводит к повышению цитируемости, на самом деле это зависит от состава этого коллек-

тива. Например, увеличение числа «домашних» авторов сопровождается сокращением показателей цитируемости. Тогда как сотрудничество с некоторыми западными странами, прежде всего с США, приводит к увеличению цитируемости. В одном исследовании рассматривалось влияние расстояния (в километрах) на частоту цитирования. Оно показало, что каждая 1 тыс. км расстояния между местами проживания авторов приводит к увеличению цитирования на 7-9% (с. 1210).

Страна проживания автора. Публикации американских авторов обычно получают больше цитирований, чем статьи, написанные учеными из других стран. Статьи из стран с низкими или средними доходами обычно реже цитируются, чем из стран с более высокими доходами. Хотя есть исследования, показывающие, что географическая локация статьи не связана с числом ее цитирований.

Гендер, возраст и расовая принадлежность автора. Ряд исследований свидетельствует о том, что эти параметры влияют на частоту и паттерн цитирования. Такое впечатление, что авторы-мужчины получают больше ссылок, чем женщины. Возможно, это связано с тем, что женщины не склонны цитировать других женщин, а мужчины, напротив, гораздо чаще цитируют именно мужчин. Гендерные различия в числе цитирований также могут объясняться более низкой продуктивностью женщин. Но есть исследования, которые не обнаружили значимых различий в частоте цитирований в зависимости от гендера автора.

Белые и мужчины имеют более высокий импакт-фактор, чем не белые и женщины. Было также обнаружено, что более молодые авторы получают больше цитирований, чем авторы старше 41 года.

Продуктивность автора. Исследователи, которые имеют больше публикаций, имеют, соответственно, и более широкую личную сеть, что ведет к более высоким показателям цитируемости.

Характеристики организации, в которой работает автор. К таким характеристикам относятся: размер отделения (численность членов профессорско-преподавательского состава); его продуктивность (общее число опубликованных статей); доля профессоров; насколько часто коллеги автора публикуются в журналах с высоким импакт-фактором. Все эти показатели влияют на уровень цитируемости отдельного ученого. Более того, публикации некоторых международных организаций чаще цитируются в силу их ре-

путации: на документы ООН ссылаются чаще, чем на документы ЕС или Всемирного банка. Англоязычные организации также получают больше цитирований, чем не англоязычные.

Финансирование и гранты, получаемые авторами. Исследовательские проекты (статьи), которые имели более высокий уровень финансирования, и статьи авторов, которые получили гранты, скорее будут цитироваться. Но эта связь неустойчивая и прослеживается не во всех работах.

Исследования, которые занимаются изучением факторов, влияющих на цитирование, по мнению автора, можно разделить на две категории: (а) исследования взаимоотношения между количеством ссылок и индивидуальными факторами (в основном с помощью корреляционного анализа); (б) исследования, изучающие влияние различных потенциальных факторов на число цитирований (в основном с помощью множественного регрессивного анализа). В целом результаты, полученные исследованиями второго типа, более надежные, поскольку они учитывают взаимодействие между факторами. Одно из ограничений данного обзора состоит в том, что в нем были объединены результаты обоих типов исследований. В дальнейшем этот момент должен быть учтен (с. 20).

Т.В. Виноградова

2017.01.023. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТА / ЛЯНЦЗИ Ю, ВЭНЬЦЗЕ ЧЖОУ, БИНЬБИНЬ Ю, ХЭФА ЛЮ.

Towards a comprehensive measurement of the information rich and poor: Based on the conceptualization of individuals as information agents / Liangzhi Yu, Wenjie Zhou, Binbin Yu, Hefa Liu // Journal of documentation. - Emerald group, 2016. - Vol. 72, N 4. - P. 614-635. -D0I:10.1108/JD-03-2015-0032.

Ключевые слова: информационное общество; информационный агент; информационное неравенство; нехватка информации; измерение уровня доступа к информации.

Авторы, сотрудники Нанькайского университета в Китае (Департамент управления информационными ресурсами), СевероЗападного нормального университета, Китайского архива научных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.