2017.01.016
пектами стремления человека к истине, сколько утилитаристскими причинами защиты тех или иных интересов. В этих условиях биоэтика как научная дисциплина выполняет не столько этическую, сколько идеологическую функцию. Тем самым биоэтическая экспертиза определяется как формализованная процедура выявления социальных ценностей в политических целях.
Биоэтической экспертизой, или предписанием того, что должно быть сделано, занимаются представители так называемой «академической» биоэтики». В отличие от последних последователи «публичной» биоэтики стремятся к поиску компромисса между конкурирующими интересами науки, государства и общества.
Б. Салтер и А. Харви приходят к выводу, что использование человеческих / нечеловеческих химер в процессе биомедицинских исследований не является предметом «публичной» биоэтики, т.е. той проблемой, которую представители биоэтики могли бы однозначно решить. Поскольку ученые не могут не быть заинтересованы в развитии научного знания, представители «публичной» биоэтики призваны поступать в интересах науки как таковой. «Вопрос о происхождении той или иной научной проблемы менее значим, чем вопрос разрешения этой проблемы» (с. 694).
О. В. Летов
2017.01.016. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ БИОЭТИКИ: ДЕСКРИПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НА ОСНОВЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ХОДЕ ШЕСТИЛЕТНЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ВАН КЭМПЕН Л И., АЛЛЕН А.Дж., УОТСОН С Б., ТЭРЕСС Д.Г. A pharmaceutical bioethics consultation service: Six-year descriptive characteristics and results of a feedback survey / Van Campen L.E., Allen A.J., Watson S.B., Therasse D.G. // AJOB empirical bioethics. -New York, 2015. - Vol. 6, N 2. - P. 53-62.
Ключевые слова: фармацевтическая биоэтика; мораль; описательные характеристики; Консультационный комитет по биоэтике.
Ван Кэмпен Л.И., Аллен А.Дж., Уотсон С.Б. и Тэресс Д.Г. отмечают, что биоэтические консультации - это деятельность, во многом обусловленная социальным контекстом. Например, в усло-
2017.01.016
виях медицинской клиники биоэтическая консультация обусловлена вопросами лечения пациента, в то время как в стенах университета или научной лаборатории подобная консультация преследует чисто познавательные цели. В контексте биотехнологических исследований этические консультации во многом сходны с университетскими исследованиями, однако четко ограничены целью исследования. В качестве цели может выступать, например, проблема изучения стволовых клеток у животных. Что касается фармацевтических исследований, то в этой области консультации включают в себя как терапевтические, так и познавательные аспекты.
Цель фармацевтической программы по биоэтике - помочь сотрудникам в понимании этических проблем и привлечь внимание акционеров к подобным проблемам. Согласно положениям данной программы, эти проблемы постепенно разрешаются в процессе консультаций специалистов в области биоэтики. В рамках этой программы был сформирован Консультационный комитет по биоэтике. Члены комитета представляли не только специалистов в области биоэтики, но и специалистов в сфере таких дисциплин, как терапия, хирургия, фармакология, право, общественные связи и т.п. В организационном аспекте программа по биоэтике представляла собой независимый от чьих бы то ни было интересов проект. В основе подхода и методов исследования членов Консультационного комитета лежали основные принципы и правила биоэтики, сформулированные Т. Бичампом и Дж. Чилдрессом. Большая часть консультаций (77%) была связана не столько с общими вопросами биоэтики, сколько с проблемами возможных последствий применения того или иного конкретного продукта.
Ван Кэмпен Л.И., Аллен А.Дж., Уотсон С.Б. и Тэресс Д.Г. пришли к выводу, что фармацевтическая этика тесно связана с такими областями знания, как медицинская этика, этика бизнеса и организационная этика. Опыт работы Консультационного комитета свидетельствует о том, что «медицинские сотрудники в ходе консультаций повышают свою квалификацию в биоэтических вопросах, становятся способны сами ставить подобные вопросы и делать этически правильный выбор» (с. 60).
О. В. Летов