Научная статья на тему '2017. 01. 007. Фов А. Глобальная Астана: национальный бренд как средство легитимизации авторитарных режимов. Fauve A. global Astana: nation branding as a legitimization tool for authoritarian regimes // Central Asian studies. - Oxford, 2015. - Vol. 34, n 1. - Р. 110-134'

2017. 01. 007. Фов А. Глобальная Астана: национальный бренд как средство легитимизации авторитарных режимов. Fauve A. global Astana: nation branding as a legitimization tool for authoritarian regimes // Central Asian studies. - Oxford, 2015. - Vol. 34, n 1. - Р. 110-134 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КАЗАХСТАН / АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 007. Фов А. Глобальная Астана: национальный бренд как средство легитимизации авторитарных режимов. Fauve A. global Astana: nation branding as a legitimization tool for authoritarian regimes // Central Asian studies. - Oxford, 2015. - Vol. 34, n 1. - Р. 110-134»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

2017.01.007. ФОВ А. ГЛОБАЛЬНАЯ АСТАНА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД КАК СРЕДСТВО ЛЕГИТИМИЗАЦИИ АВТОРИТАРНЫХ РЕЖИМОВ.

FAUVE A. Global Astana: Nation branding as a legitimization tool for authoritarian regimes // Central Asian studies. - Oxford, 2015. -Vol. 34, N 1. - Р. 110-134.

Ключевые слова: глобализация; Казахстан; авторитарный режим.

Сотрудник Центра международных наук и исследований (Париж, Франция) анализирует то, как власти постсоветского Казахстана используют экономическую и политическую глобализацию, спорт, высшее образование, а также проведение международных мероприятий с привлечением значительных доходов от экспорта нефти для создания образа Казахстана, как открытой, динамичной и успешной страны, что находится в противоречии с авторитарным характером его политического режима.

«В последние годы казахстанское правительство усиленно пытается заменить старые стереотипы в западном сознании - степи и юрты - на новые. На Западе Казахстан теперь должен ассоциироваться прежде всего с его столицей, Астаной, как постмодернистским, международно-ориентированным политическим и культурным центром. Этот образ продвигается как вовне, через проведение глобальных мероприятий за пределами Казахстана, и изнутри - через привлечение внимания мира к Астане самой по себе.

Например, обсуждая новую казахскую столицу, многие во всем мире ссылаются на Александра Винокурова, бывшего чемпиона мира по велосипедному спорту, а ныне генерального менеджера команды профессиональных велосипедистов Astana Pro. Всего за несколько лет эта команда, особенно на гонках Tour de France,

стала инструментом казахской стратегии создания национального бренда. Astana Pro, в частности, стала известна международной аудитории после того, как ее член Альберто Контадор выиграл этот тур в 2009 г., и особенно после того, как его выиграл Винченцо Нибальди в 2014 г. Аналогично, инструментом создания национального бренда стало председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 г., проведение в 2011 г. Азиатских игр и предстоящее проведение в 2017 г. всемирной выставки Expo-2017, главной темой которой будет устойчивая глобальная энергетика. Все это является элементами процесса, которую я называю "глобализованная астанизация": продвижение за счет государственных средств образа Астаны как главного символа современно Казахстана, реклама этого обновленного города в мировых средствах массовой информации, транслирующих образ Казахстана во всех странах.

Изучение Астаны как национального бренда интересно тем, что оно показывает, как материальное воплощение средоточия государственной власти может стать социально окрашенным знаком идеи. Эта идея, бренд под названием Астана, циркулирует в умах людей благодаря своей материальности, реализованной в зданиях и улицах, которые, в свою очередь, изображены на таких явно физических объектах, как банкноты или футболки. Этот бренд распространяется за пределами границ страны и имеет транснациональное измерение, которое соединяет различных людей (спортсменов, тренеров, болельщиков, студентов, ученых), с материальными объектами (зданиями, памятниками, велосипедами, газетами, денежными знаками), символизируя недемократический режим в век глобализации.

В 2000-е годы Казахстан стал более знакомым для международной аудитории благодаря широковещательной общемировой стратегии, скрывающей суть режима Назарбаева, обычно считающегося авторитарным, пусть и мягко авторитарным. Этот процесс базируется на "самолегитимации", когда правители представляют себя окружающим с помощью помпезных ритуалов, экстравагантных строительных проектов и других престижных мероприятий, и делают все это ради собственной выгоды, государственными средствами, для себя и от себя. Ставка Казахстана на публичные представления как средство национальной самолегитимации, означает,

что его вполне можно характеризовать, как государство по связям с общественностью (public relations, PR state)» (c. 111-112).

Отличительной особенностью Казахстана является использование властями своеобразного сочетания таких глобальных феноменов, как возрастающая роль профессионального спорта и трансграничных финансовых потоков. Наиболее ярким примером здесь является создание профессиональной велосипедной команды Астаны.

Александр Виноградов стал всемирно известным после того, как еще до завершения своей профессиональной карьеры, в первый день Олимпийских игр в Лондоне в июле 2012 г. стал чемпионом, выиграв мужскую велогонку - эту гонку смотрело огромное число телезрителей по всему миру, ранее не интересовавшихся велосипедным спортом, но следящих за всеми соревнованиями Олимпиады. Весной 2012 г. он произвел большое впечатление на болельщиков во Франции (там велосипедные гонки являются едва ли не самым популярным видом спорта), когда в ходе Tour de France публично расплакался при виде своего товарища по команде, Astana Pro, получившего тяжелую травму. Французские болельщики, выражавшие восхищение скромностью и чувствительностью такой звезды как Винокуров, стали приходить на этапы гонки с флагами Казахстана (и даже раскрашивать себя в голубые и желтые цвета казахского флага), не особенно задумываясь о характере политического режима в стране, символом которого являются эти флаги. Кроме того, само название команды, финансируемой казахскими властями и содержащее название столицы Казахстана, стало для них объектом поклонения, для них слово «Астана» стало символом этой страны - так что велосипедные болельщики, в сущности, стали поклоняться Казахстану и его властям.

Именно среди велосипедных болельщиков во всем мире (в том числе и в самом Казахстане) особенно ярко проявляется материализация идеи создания национального бренда казахстанских властей (имеющая также коммерческий смысл) в виде продажи рюкзаков, бейсболок и футболок с симовликой Astana Pro и официальным лозунгом команды «Соревнуемся для Казахстана». «Во время гонок Tour de France можно было наблюдать группу наиболее активных болельщиков этой команды, состоявшую из восьми человек - пятеро из Казахстана, один из Узбекистана и двое из Франции. Эта группа отличалась не только влиянием на остальных бо-

лельщиков, но и связями с казахской политической элитой, в частности с мэром Астаны, а также с финансовой элитой, представляемой крупным казахстанским банком и зятем президента Назарбаева. Во время одной из гонок сам Винокуров был травмирован, тем не менее выступал как формальный лидер этой группы болельщиков, не только снабдив ее членов большим флагом Казахстана, футболками и бейсболками, но и дав им указание поместить флаг на возвышенное место, чтобы он обязательно попал в поле зрения операторов телевизионного вертолета, ведущего репортаж с гонки, и этот флаг увидели телезрители всего мира.

В связи с необычной патриотической задачей поддержки велосипедистов, поставленной этой группой избранных болельщиков, ее члены в ходе гонки постоянно курсировали между самыми дорогими отелями Парижа и наиболее фешенебельными курортами Французской Ривьеры - и за все это платила команда Astana Pro, т.е., по сути, казахские власти. Однако социализация и формирование групп на основе патриотических чувств, связанных со спортом, которые типичны для банального национализма, недостаточны. Здесь нужен человек, который бы ассоциировался не только с велосипедной командой, но и с Астаной, как реальным физическим и политическим объектом, т.е. некто с глобальными связями. Винокуров организовывал отдых членов группы избранных болельщиков в Ницце, но реальным лидером группы был человек, известный как Бектан, опытный финансовый эксперт и консультант, член казахской правящей элиты, в возрасте примерно 60 лет, живущий за границей и направляющий глобальные финансовые потоки из Казахстана и в Казахстан. Именно этот человек может послужить символом национального брендирования страны за пределами Центральной Азии» (с. 114).

Бектан получил степень доктора экономических наук в МГУ, был главным экономистом Национального банка Казахстана в тот период, когда эта страна покидала рублевую зону, являлся членом делегации, которая согласовывала с французским правительством, главой Банка Франции и представителями крупнейших французских частных банков безопасность зарубежных счетов СССР и создание специальных счетов для бывших советских республик, в частности Казахстана. Этот человек также был одним из создателей первых частных банков Казахстана в начале 1990-х годов.

«Мы можем увидеть две основные черты создания национального бренда Астаны. Один человек имеет возможность убедить знаменитого велосипедиста и всю профессиональную команду организовать уикенд на Французской Ривьере - и этот человек связан с казахстанской правящей элитой. И все это стоит значительных сумм, которые специально выделены на эти цели. Все эти люди - от болельщиков до спортсменов, от жителей Казахстана до жителей Франции, от казахского банковского эксперта до французских журналистов - связаны Астаной. Торговой маркой, спортивной командой, средоточием власти в стране или муниципалитетом. Именно поэтому Астану можно назвать глобальной сетью или ассоциацией» (с. 116).

Еще одним путем национального брендирования Казахстана является создание в июле 2010 г. в Астане Нового университета (приуроченное к 70-летней годовщине со дня рождения президента Назарбаева). Здесь совмещаются два процесса: посылка за рубеж казахских студентов и научных работников и привлечение иностранных студентов и ученых в Казахстан - именно так наглядно проявляется «интернационализация Астаны».

В рекламных материалах, размещенных на сайте университета в Интернете, прямо указывается, что он является национальным брендом, гармонично сочетающим специфику страны и лучшие образцы образования, а также научных исследований. Главной официальной задачей здесь является привлечение ведущих академических ученых со всего мира, чтобы подготовить инженеров, менеджеров и медиков мирового класса и создать образ Казахстана, отказывающегося от советского наследия и строящего самостоятельное государство.

Для примера можно взять университетское отделение политических наук и международных отношений - 51% его сотрудников из США и 16% из стран ЕС. Это служит интернационализации не только самого университета, но и создает образ Астаны как международного научного центра.

Со своей стороны с 1993 г. казахские власти посылают за государственный счет лучших студентов учиться за границу: за 15 лет их число увеличилось с 200 в год до 1000 (к 2010 г. уже было выдано 7356 грантов). Это тоже должно способствовать созданию об-

раза Казахстана, как страны, открытой для учебного и научного сотрудничества.

Однако получатели грантов должны пройти идеологическую проверку, показав перед специальной комиссией свой казахский патриотизм. Получив грант на зарубежное обучение, они должны подписать обязательство после учебы вернуться в Казахстан и трудиться на благо государства.

«Стратегия самолегитимизации, строящаяся на элитах и банальном национальном брендировании, основанная на использовании топонима - названия столицы, являющаяся стратегией внешней Астанизации, должна рекламировать Казахстан за рубежом. Но сущность режима Назарбаева в ней никак не затрагивается и не упоминается. В сущности, кто и почему должен ее упоминать, если вся стратегия является всего лишь упражнением в PR - связях с общественностью?» (с. 120).

С. В. Минаев

2017.01.008. КУЛИ А., ШЕРМАН Дж. СТИРАНИЕ ГРАНИ МЕЖДУ ЗАКОННЫМ И НЕЗАКОННЫМ: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ СЕТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ВНЕ ЕЕ. COOLEY A., SHARMAN J. Blurring the line between licit and illicit: Transnational corruption networks in Central Asia and beyond // Central Asian Survey. - ОхЮМ, 2015. - Vol. 34, N 1. - Р. 11-28.

Ключевые слова: коррупция; офшоры; отмывание денег; Казахстан; Таджикистан; Узбекистан.

А. Кули (Колумбийский университет, Нью-Йорк, США) и Дж. Шерман (Университет Гриффита, Брисбен, Австралия) на примере центральноазиатских стран исследуют специфику коррупции в современной глобальной экономике.

«В недавнем ежегодном рейтинге миллиардеров, составляемом журналом Forbes, имеется короткий раздел, посвященный Центральной Азии. В нем подчеркивается, что состояние, нажитое миллиардерами в этом регионе напрямую зависит от прогресса национальной экономики, а также связано с местной политикой. Статья поддерживает распространенное мнение о правящей элите в странах Центральной Азии: богатейшие люди здесь используют свое политическое положение для получения экономических вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.