Идентифицировать чрезвычайные периоды можно на основе прозрачных критериев, таких как процентная ставка и инфляция. Заниматься этим, по мнению авторов, должен Европейский бюджетный совет (Conseil budgétaire européen), решение о создании которого было принято Еврокомиссией в 2015 г. Задачами этого независимого, консультативного органа являются разработка для Еврокомиссии рекомендаций по бюджетной политике ЕС, представление заключений о национальных бюджетных политиках в зоне евро, сотрудничество с национальными бюджетными советами стран-членов и др. Кроме того, авторы рекомендуют разработать масштабную программу конвергенции рынков труда, включающую создание общей системы страхования безработицы в случае серьезного кризиса.
Г. В. Семеко
2016.04.032. ЛИКВИДИРОВАТЬ БАНКОВСКУЮ РЕНТУ: ЗА БОЛЕЕ НАДЕЖНУЮ, КОНКУРЕНТНУЮ И ЕВРОПЕЙСКУЮ БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ ВО ФРАНЦИИ.
Casser la rente bancaire française: Pour un système bancaire plus sûr, plus concurrentiel, et plus européen. - P.: GénérationLibre, 2016. -77 p.
Ключевые слова: Франция; банковский сектор; банковская рента; олигополистическая структура рынка; системно значимые банки; регулирование банковского сектора; банковские тарифы.
Независимая исследовательская группа GénérationLibre, созданная Г. Коени (G. Koenig) в 2013 г. с целью реабилитации либеральной традиции во Франции, опубликовала доклад, в котором критически оценила современное состояние банковского сектора Франции и поставила вопрос о его реформировании.
Начиная с 2009 г. на саммитах «двадцатки» принимались обращения к правительствам и международным финансовым учреждениям с призывом пересмотреть действующие системы финансового контроля и регулирования. Во многих странах (например, в США и Великобритании) общество, правительство и органы финансового надзора стали активно обсуждать возможные реформы. Во Франции государственной власти и банкам удалось убедить общественное мнение в том, что в реформе банковского сектора
нет необходимости. Отчасти этому способствовало то, что в 2015 г. ведущие французские банки вышли на докризисный уровень прибыли. Так, суммарная прибыль шести крупнейших банков составила 23 млрд евро (с. 5). В отличие от других отраслей (телефонная связь, услуги такси, железнодорожный транспорт, энергетика, энергоснабжение и т. д.) банковский сектор остался в стороне от реформ.
Отказ от обсуждения вопроса о реформах в банковском секторе, считают авторы, очень опасен. Согласно классификации американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Р.Ф. Энгла, три из шести финансовых учреждений мира с наивысшим системным риском - это французские банки (среди них на первом месте банк «BNP Paribas»). Таким образом, в случае нового банковского кризиса финансовая система страны подвергнется огромному системному риску, и его преодоление потребует новых вливаний государственных средств.
В первой главе доклада анализируется современное состояние банковского сектора во Франции. По мнению авторов, олигополия в банковском секторе является носителем системного риска. После финансового кризиса уровень концентрации во французском банковском секторе повысился, в частности, в связи с созданием в 2009 г. банка BPCE путем объединения «Caisses d'épargne» и «Banques populaires». В настоящее время в банковском секторе доминируют четыре банка - «BNP Paribas», «Société générale», BPCE и «Crédit agricole»: на них приходится 70% банковских кредитов, а в сумме с «Crédit mutuel» и «Banque postale» доля шести ведущих банков в кредитах достигает 85% (с. 10).
Тенденция к концентрации, отмечают авторы, характерна не только для французского банковского сектора. Этот процесс наблюдается в США (за последние 15 лет доля пяти ведущих банков страны в общей сумме депозитов удвоилась - с 20 до 40%, а в банковских активах достигла 45%), а также в Европе. По данным Европейского центрального банка количество банков в странах зоны евро за 2008-2014 гг. сократилось на 17%. В каждом из государств зоны евро в среднем пять банков контролируют около 50% банковских активов; этот показатель колеблется от 95% в Греции до 32% в Германии. Франция занимает среднее положение.
Отличительной особенностью французских банков является размер баланса: из шести банков зоны евро с балансом свыше 1000 млрд евро четыре банка французские. Их суммарные активы в конце 2015 г. составили 5865 млрд евро, т.е. 281% ВВП Франции (с. 12). Ни в одной другой стране зоны евро нет таких крупных финансовых учреждений. В Европе к французским приближаются лишь банки Великобритании. В целом французские банки по своим размерам сопоставимы с банками США. В мировой классификации банков по активам, где первые позиции принадлежат китайским банкам, «BNP Paribas» и «Société générale» занимают соответственно 8-е и 20-е места (с. 13).
По показателю кредитования французские банки (как и их конкуренты из Великобритании) находятся на первых позициях в мировых классификациях, опережая банки США. Они присутствуют практически на всех континентах и играют важную роль в финансировании крупных инфраструктурных проектов. Интернационализация деятельности особенно ярко выражена у «BNP Paribas» и «Société générale». BPCE и «Crédit agricole» также ведут зарубежные операции, но в основном инвестиционные.
Большинство экономистов сходятся во мнении, что тенденция к концентрации в банковском секторе является естественной. Предполагается, что банки большего размера генерируют выгоды от масштаба за счет охвата обширной территории и приближения к клиентам. Они также получают дополнительные выгоды от диверсификации инвестиций и создания объемных систем информации и обработки данных. Кроме того, сосредоточение банков вокруг нескольких мощных финансовых учреждений, при условии их адекватного регулирования, может способствовать финансовой стабильности. В итоге в последние годы экономисты сделали вывод, что сама по себе олигополистическая структура не является неэффективной. Однако необходимо, чтобы олигополия допускала конкуренцию в форме свободного доступа на рынок новых игроков, а это предполагает соответствующие содействующие конкуренции действия регуляторов.
Глобальный финансовый кризис 2008 г. показал, что системный риск в банковском секторе не является чисто теоретическим. Кризис затронул не только крупные банки, но и все банковские учреждения. Однако гигантизм французских банков создал дополни-
тельный риск, поскольку в период экономического подъема мега-банки взяли на себя чрезмерные риски с целью получения прибыли, надеясь на то, что государство их спасет в период рецессии.
В англосаксонских странах проблема «слишком большой, чтобы обанкротиться» (too big to fail) породила интенсивные дебаты по поводу средств, которые можно применить для сокращения размера банковских учреждений. С 2010 г. здесь предпринимаются шаги в направлении делевериджа (сокращения долговой нагрузки) крупных финансовых групп, который рассматривается как главное средство обеспечения системной стабильности.
Также с 2010 г. данный вопрос рассматривается и на уровне ЕС. Во Франции же ограничение размеров банков стали обсуждать лишь в 2012 г., а уже в 2013 г., после принятия закона о разделении и регулировании банковской деятельности1, к нему больше не обращались.
Далее авторы рассматривают два основных источника сохранения олигополии в банковском секторе - неявная государственная гарантия, которой пользуются банки для укрепления своего финансового положения (вторая глава) и завышенные тарифы на банковские услуги и продукты (третья глава).
По мнению авторов, банковский гигантизм появился не случайно, а в значительной мере в результате государственных решений. Речь идет о приватизации 1980-х и процессе дерегулирования 1990-х годов, когда были отменены территориальные и секторальные барьеры, регламентировавшие банковскую деятельность со времен Великой депрессии 1930-х годов. Эти государственные решения вызвали резкий рост слияний и поглощений в банковском секторе и привели к появлению банковских мастодонтов. Кроме того, слияниям и поглощениям способствовало и наличие неявной гарантии государственной поддержки крупных банков в трудной ситуации, т.е. своеобразной государственной системы безопасности, обеспечивающей крупным банкам постоянную ренту, служащую источником повышенной и стабильной прибыли. Именно та-
1 Закон предусматривает разделение так называемых «спекулятивных» и традиционных видов банковской деятельности, направленных по своей природе на финансирование экономики. Такое требование распространяется на крупные банки. - Прим. реф.
кая рента, считают авторы, стала основой беспрецедентно быстрого наращивания банковских балансов в период 1999-2008 гг.
Данное обстоятельство, кстати, учитывают рейтинговые агентства, которые проводят различие между внутренней платежеспособностью банка (stand alone) и его косвенной поддержкой государством (support rating). Наличие последней, по оценке экспертов Банка Великобритании, позволяет повысить рейтинг на 1,54 пункта.
По расчетам британского исследовательского центра New Economic Foundation, в период 2007-2009 гг. такие скрытые субвенции банковскому сектору составляли во Франции 48 млрд евро в год, а в Германии - 32 млрд (с. 29).
Следствием банковской олигополии являются классические нарушения правил конкуренции: завышенная тарификация, сговоры и барьеры на входе на рынок, слабая инновационная активность, слабый рост рынка. Антиконкурентная практика присутствует в банковском секторе многих стран Европы, но во Франции она особенно ярко выражена. Спорная, если не сказать шокирующая, тарифная практика является предметом регулярных обсуждений в прессе. Согласно опросу 2015 г., один француз из четырех уже решал в судебном порядке споры с банками. Треть французов считают, что банки ставят свои интересы выше интересов клиентов (с. 41).
Как показано в докладе Ж. Поге и Э. Констан1 о банковских тарифах, стоимость корзины услуг во Франции на 14,5% выше среднего показателя по шести странам ЕС (Италия, Германия, Великобритания, Нидерланды, Испания, Бельгия) (с. 41). Исследование директората правосудия Еврокомиссии 2011 г. выявило ряд распространенных недобросовестных методов банковской практики, в частности таких, как продажа услуг с нагрузкой (например, со страховыми продуктами в нагрузку) и «пакетами» без четких разъяснений; отсутствие надежной информации о рисках; продажа банковских карт без лимита платежей ненадежным клиентам и др.
Высокие тарифы банки поддерживают не только на услуги физическим лицам, но и на услуги предпринимателям, что ограни-
1 Pauget G., Constans E. Rapport sur la tarification des services bancaires. -2010. - Mode of access: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/104000365.pdf
чивает доступ к ним мелких и средних предприятий. Таким образом, за счет завышенных тарифов банки получают постоянную ренту.
Несмотря на давление ЕС и попытки французских властей повысить прозрачность банковских тарифов и уровень их диверсификации, расширить внедрение инноваций и т.п., ситуация во французском банковском секторе практически не меняется. Напротив, после 2008 г. олигополия расширила сферу своего влияния на рынке финансовых услуг (с. 45). Отчасти это связано с крайней пассивностью банковских клиентов, особенно старших возрастных категорий. По опросу 2016 г., 52% французов более 20 лет пользуются услугами только «своего» банка, 44% отдают предпочтение продуктам «своего» банка и только 7% имеют основной счет в онлайновом банке (с. 45).
В четвертой главе авторы показывают, что прочность и долговечность банковской олигополии и ренты, получаемой крупными банками за счет неявной государственной поддержки и завышения тарифов, сохраняются и будут сохраняться благодаря тесным связям между руководителями банков и высшей государственной элитой. Банковское лобби активно продвигает частные интересы крупнейших банков в государственной администрации, в частности в Казначействе, что объясняется тесными личными связями, объединяющими эти две сферы. Многие ведущие специалисты и руководители Банка Франции, министерства финансов и Казначейства перешли на работу в частные банки. Многочисленные факты свидетельствуют, что банки в значительной мере направляют финансовую политику государства. Так, в подготовке первого плана спасения банков 2008 г. решающую роль сыграл М. Пеберо (M. Pébe-reau), занимавший в то время пост президента «BNP Paribas». После 2010 г. руководители французских банков оказывают сильное влияние на позицию Франции на переговорах по финансовому регулированию в рамках «двадцатки».
Следствием такого переплетения государственных структур и банков является высокая пассивность госвластей в вопросах развития конкуренции и снижения барьеров на входе на рынок банковских услуг для новых участников, а также низкое качество финансового надзора во Франции.
В пятой главе авторы анализируют появившиеся в последние годы тенденции, которые вселяют надежду на изменение положения во французском банковском секторе.
1. Уберизация1 банковского бизнеса. Засилье крупных банков опирается на закрепление за собой лояльных клиентов и получения за счет их «порабощения» постоянной ренты. Новые (цифровые) технологии позволяют разорвать эти узы, покончив таким путем и с рентными отношениями. Молодые люди, конечно, в большей степени готовы перейти на новую модель получения банковских услуг, чем люди старших поколений, привыкшие к прямым контактам преимущественно с одним, уважаемым банком. По мнению авторов, власти должны поддержать высокотехнологичные финансовые компании (fintechs), которые выходят на рынок банковских услуг, в частности в сегменте платежных операций и кредитования.
2. Создание Банковского союза ЕС. Успешное завершение этого проекта очень важно для Франции, поскольку будет способствовать ограничению недобросовестной банковской практики. В 2014 г. благодаря созданию Единого механизма банковского надзора функции контроля над банками перешли от национальных регуляторов к Европейскому центральному банку (ЕЦБ). Под прямой надзор ЕЦБ были взяты 130 самых крупных европейских банков.
3. Доведение до конца процесса разделения банковской деятельности. Дебаты в Европарламенте по вопросу о разделении банковской деятельности блокированы с мая 2012 г. Парламентарии не смогли достичь даже минимального консенсуса. Противники реформы в области разделения банковской деятельности выдвигают различные аргументы (отсутствие острой необходимости, эффективность модели универсального банка и т.д.). Авторы доклада считают эти доводы не вполне убедительными и настаивают на том, чтобы данный вопрос оставался на повестке дня.
4. Развитие альтернативных, небанковских источников финансирования. Финансирование без посредников (уберизация), указывают авторы, позволяет, помимо всего прочего, поддержать процесс делевериджа крупных банков за счет формирования новых каналов трансформации сбережений в инвестиции семей и пред-
1 Уберизация экономики - прямая связь (без посредников) поставщиков услуг и товаров с покупателями на глобальных площадках по образцу онлайн-сервиса такси «Über». - Прим. реф.
приятий. Инициатива председателя Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера о создании единого рынка капитала, принятая в 2015 г., по мнению авторов, дает шанс на ограничение доминирования крупных банков.
5. Активизация политики в области конкуренции в банковском секторе на уровне ЕС и на национальном уровне. Авторы поддерживают недавние инициативы Еврокомиссии, нацеленные на развитие банковской мобильности и конкуренции на рынке финансовых услуг. Еврокомиссия, по мнению авторов, должна подумать об установлении жестких правил на этом рынке, чтобы обеспечить потребителям свободу выбора. Для Франции наибольшее значение имеют два вопроса: создание национального регистра кредитных историй (дискуссии по нему ведутся уже десять лет), и либерализация рынка сберегательных вкладов.
Шестая глава содержит список конкретных предложений GenerationLibre по реформированию французского банковского сектора.
Г. В. Семеко
2016.04.033. НАУМЕР Г.-Й. ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ В КАПИТАЛЕ В XXI в.
NAUMER H.-J. Kapitalbeteiligung im 21. Jahrhundert: Antwort auf Thomas Piketty // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2016. - Jg. 96, N 3. -S. 179-184. - Mode of access: http://archiv.wirtschaftsdienst.eu/jahr/ 2016/3/
Ключевые слова: трудовые доходы; доходы от капитала; перемещение капитала; участие в капитале; инвестиционный фонд.
Немецкий исследователь указывает, что в XXI в. в ведущих европейских странах наблюдается снижение доли заработной платы в общей сумме доходов при росте доли доходов от капитала.
В США доля зарплаты в ВВП снизилась, по данным министерства торговли и Бюро экономического анализа, с 50% в 1970-е годы почти до 41% в середине нынешнего десятилетия (с. 179). Это означает, что доходы от капитала существенно выросли и практически достигли 60% ВВП (с. 180), т.е. каждый второй доллар уходит к собственнику капитала. В Европе данная тенденция проявляется по-разному в отдельных странах. В Германии доля трудовых