Научная статья на тему '2016.04.019. МОСТ ЧЕРЕЗ БЕСПОКОЙНЫЕ ВОДЫ - ОТКРЫТИЕ ПУТЕЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ТУРКАНИ К., ШРЁДЕР ДЖ., МЕСКЕНС Г., ПЕРКО Т., РОССИНЬОЛ Н., КАРЛЕ Б., ХАРДЕМАН Ф. LIKE A BRIDGE OVER TROUBLED WATER - OPENING PATHWAYS FOR INTEGRATING SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES INTO NUCLEAR RESEARCH / TURCANU C., SCHRöDER J., MESKENS G., PERKO T., ROSSIGNOL N., CARLE B., HARDEMAN F. // JOURNAL OF ENVIRONMENTAL RADIOACTIVITY. - 2016. - N 153. - P. 88-96. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.1016/J.JENVRAD.2015.12.009'

2016.04.019. МОСТ ЧЕРЕЗ БЕСПОКОЙНЫЕ ВОДЫ - ОТКРЫТИЕ ПУТЕЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ТУРКАНИ К., ШРЁДЕР ДЖ., МЕСКЕНС Г., ПЕРКО Т., РОССИНЬОЛ Н., КАРЛЕ Б., ХАРДЕМАН Ф. LIKE A BRIDGE OVER TROUBLED WATER - OPENING PATHWAYS FOR INTEGRATING SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES INTO NUCLEAR RESEARCH / TURCANU C., SCHRöDER J., MESKENS G., PERKO T., ROSSIGNOL N., CARLE B., HARDEMAN F. // JOURNAL OF ENVIRONMENTAL RADIOACTIVITY. - 2016. - N 153. - P. 88-96. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.1016/J.JENVRAD.2015.12.009 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пястолов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.04.019. МОСТ ЧЕРЕЗ БЕСПОКОЙНЫЕ ВОДЫ - ОТКРЫТИЕ ПУТЕЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ТУРКАНИ К., ШРЁДЕР ДЖ., МЕСКЕНС Г., ПЕРКО Т., РОССИНЬОЛ Н., КАРЛЕ Б., ХАРДЕМАН Ф. LIKE A BRIDGE OVER TROUBLED WATER - OPENING PATHWAYS FOR INTEGRATING SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES INTO NUCLEAR RESEARCH / TURCANU C., SCHRöDER J., MESKENS G., PERKO T., ROSSIGNOL N., CARLE B., HARDEMAN F. // JOURNAL OF ENVIRONMENTAL RADIOACTIVITY. - 2016. - N 153. - P. 88-96. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.1016/J.JENVRAD.2015.12.009»

шила свои экономические показатели. Быстрый рост численности населения страны требует активного роста экономики, чтобы удовлетворить потребности населения, и принятия более эффективных методов управления по использованию природных ресурсов. Поэтому Уганда должна принять курс на инновации и творческое отношение к использованию ресурсов во всех секторах экономики.

С.М. Пястолов

2016.04.019. МОСТ ЧЕРЕЗ БЕСПОКОЙНЫЕ ВОДЫ - ОТКРЫТИЕ ПУТЕЙ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ТУРКАНИ К., ШРЁДЕР Дж., МЕСКЕНС Г., ПЕРКО Т., РОССИНЬОЛ Н., КАРЛЕ Б., ХАРДЕМАН Ф.

Like a bridge over troubled water - Opening pathways for integrating social sciences and humanities into nuclear research / Turcanu C., Schröder J., Meskens G., Perko T., Rossignol N., Carle B., Hardeman F. // Journal of environmental radioactivity. - 2016. - N 153. - P. 88-96. -Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/jjenvrad.2015.12.009

Ключевые слова: ядерные исследования; исследования науки и технологий; мультидисциплинарные исследования.

Авторы статьи, сотрудники Бельгийского ядерного научно-исследовательского центра SCK*CEN (Мол, Бельгия), представляют результаты «Программы интеграции социальных аспектов в ядерные исследования» (Programme for Integration of Social Aspects into nuclear research - PISA), реализация которой началась в 1999 г. Цель программы - раскрыть социальные, политические, культурные и этические аспекты, связанные с развитием и использованием ядерных технологий и политикой в этой области.

Появление такой программы в техническом научно-исследовательском институте стало результатом осознания учеными и политиками того факта, что задачами общественных и гуманитарных наук являются раскрытие для широкой общественности таких нормативных понятий, как предосторожность, устойчивое развитие и культура безопасности. Учитывая статус SCK*CEN как государственного учреждения, программа PISA рассматривалась не только как возможность исследовать альтернативы так называемому тех-

нократическому подходу к развитию науки и техники, но и как исполнение определенной обязанности перед обществом.

По итогам 15-летнего опыта реализации проекта авторы отмечают, что основным в программе PISA был подход «исследования науки и технологий» (ИНТ) к ядерной технологии, в рамках которого феномены науки и технологий анализируются в их социальных контекстах. Причем данный проект продолжает линию подобных проектов, цель которых состоит в объединении инструментария и методов общественных и гуманитарных наук в европейском ядерном исследовании. EC, например, финансировал проекты COWAM, ARGONA, CARL, направленные на решение проблем участия общественности в процессах принятия решений о размещении радиоактивных отходов. Новые проекты (например, OPERRA, PREPARE, EAGLE, CONCERT) включают в эту интеграцию более широкие области (например, исследование способов радиационной защиты) или определенные области (например, управление в чрезвычайных ситуациях и восстановление загрязненных территорий). Такие проекты иллюстрируют развитие современного политического дискурса в странах ЕС по тематике «наука с обществом и для него» (science with and for society) и «ответственные исследования и инновации». Эти стратегические дискурсы в свою очередь основываются на междисциплинарных исследованиях, которые проводятся в рамках ИНТ.

В ИНТ, и в частности в программе PISA, центральными являются два понятия: совместное производство (co-production) объяснительной структуры для изучения «сложных взаимодействий нормативного и социального» и «интерпретирующая гибкость» (interpretive flexibility).

Понятие «совместное производство» используется, например, для объяснения того, как «часть бельгийского общества сформировала условия для развития ядерной энергетики страны, так же как и технология ядерной энергии сформировала непосредственно современное бельгийское общество». Интерпретирующая гибкость в своем проявлении подразумевает, что ни природа, ни общество самостоятельно не могут ясно и однозначно предотвратить столкновение мнений. Явной иллюстрацией в ядерной области служит дискуссия о воздействиях на здоровье человека низких доз радиа-

ции и восприятия этих эффектов в зависимости от определенного контекста (с. 89).

Интерпретирующая гибкость не только открывает возможность, но и прежде всего формирует потребность общественного обсуждения. Дебаты рассматриваются как неизбежные и потенциально порождающие общее согласие факторы. ИНТ, таким образом, предлагает «способ интерпретировать сложные явления, чтобы избежать стратегических ошибок» (цит. по: с. 89).

ИНТ в качестве концептуального ядра PISA используются для преодоления эпистемической и нормативной сложности ядерной проблемы (описательная и объяснительная цель) и для выработки нормативных рекомендаций политическому руководству (предписывающая и моральная цель). Эти две цели иногда упоминаются как «верхний и нижний пределы церкви» ИНТ (the High and the Low Church of STS) (c. 89).

В первом случае это больше «академическая» попытка развития концептуальных инструментов, помогающих исследовать процессы производства и упрочения знания, артефактов и общественного строя. Во втором случае это больше «политика», ориентированная или примененная к организации научно-исследовательской работы, в большей степени отвечающей интересам общества. Для программы, реализуемой в рамках государственного научно-исследовательского центра, обе цели релевантны, что проиллюстрировано на примерах, рассматриваемых в статье.

Авторы приводят группы примеров / подзадач исследования: 1) этика обращения с ядерными технологиями (этика рефлективности, обращение к исследователям); 2) управление радиоактивными отходами (теоретическое объяснение социотехнического взаимодействия, практика поощрения социотехнического взаимодействия); 3) управление ядерной безопасностью (от культуры безопасности: к подходу, основанному на концепции уязвимости, в технологической культуре; к концепции технологических культур; планы и реальность в условиях чрезвычайных ситуаций; включение остаточной радиоактивности в правовые нормы под влиянием предубеждений; проверка реальных интересов участников процессов в реальных условиях для планирования действий в чрезвычайной ситуации); 4) восприятие радиационных рисков и организация взаимодействий (коммуникационные стратегии не должны замы-

каться на усилении специальных знаний; СМИ делают больше, чем просто предоставляют информацию о ядерных технологиях; различные группы населения по-разному воспринимают радиологические риски, нет общего восприятия «радиологического риска»; участие заинтересованных лиц способствует взаимопониманию между экспертами и общественностью).

Исследование проводилось в форматах контекстного анализа текстов и ситуаций, полуструктурированных интервью со служащими Центра. Предварительный анализ показал, в частности по одному из направлений исследования, что методы сообщения об инциденте / опасной ситуации не только могут отличаться от институционализированного способа при использовании принятой системы, но и быть включены в различные формы выражения солидарности. Это - пример интерпретирующей гибкости того, что означает система (Incident Reporting Systems - IRS) и что означает «сообщать об инциденте», который, возможно, не зафиксирован непосредственно организацией (с. 91).

С точки зрения научной уместности опыт исследования показал, что сотрудничество с академическим миром (например, посредством участия в основных и аспирантских программах обучения) приносит пользу в плане генерации новых идей и помогает совершенствованию методологических ресурсов с учетом современного состояния отрасли. Практическим вкладом в развитие методики управления стала стратегическая программа «Критические интеллектуальные возможности» (Caring for Critical-Intellectual Capacities), подготовленная в сотрудничестве с Академией ядерных и технологических исследований SCK*CEN.

Однако необходимо помнить, что только непрерывные усилия обеспечат критическую перспективу интеграции общественных и гуманитарных наук в ядерных научно-исследовательских работах. С момента начала проекта ученые столкнулись с рядом проблем. Одна из них - нехватка ресурсов «общего языка». Причем оказалось, что существует непонимание не только между техническими экспертами и представителями общественности или другими заинтересованными лицами, но и непосредственно между самими экспертами, представляющими различные области знаний. Несмотря на то что в проектах заняты мультидисциплинарные команды, все еще нет тесного взаимодействия между представителями

социальных и гуманитарных наук и представителями инженерно-технических дисциплин. Так, значительное большинство работ по управлению радиоактивными отходами (Radioactive Waste Management - RWM) связано только с техническими проблемами.

Кроме того, несмотря на призыв к привлечению заинтересованных лиц (стейкхолдеров) ко всем стадиям планирования и развития процесса администрирования, технические стратегии сформированы преимущественно как независимые, а социальные или этические измерения обращены к более поздней фазе (например, на стадии обнаружения конфликтной ситуации). Они реализуются параллельно различными командами и с очень небольшим взаимодействием. Текущие действия акторов RWM, особенно в рамках осуществления «геологического размещения радиоактивных отходов», могут действительно быть описаны как продолжающаяся борьба за то, чтобы объединить и / или распределить социальные и технические проблемы, и найти баланс между «открытыми» и «закрытыми» технологическими вариантами и процедурами принятия решения (c. 90).

В заключение авторы отмечают, что, несмотря на многие нерешенные проблемы, данные программы могут служить эффективными инструментами в процессе интеграции социогуманитарных наук в ядерные исследования. Хотя воздействие подобного исследования никогда не может быть «измерено» объективно, тем не менее авторы предполагают, что реакция гражданского общества на итоги проекта PISA в политическом контексте может, по крайней мере, быть отмечена как косвенный признак его воздействия.

Авторы утверждают, что способность к рефлексивности можно назвать основной добавленной ценностью исследования по трем причинам. Во-первых, опыт PISA показывает, что такое исследование генерирует интерес, динамику и обогащает организации непосредственно. Во-вторых, научное основание и мультидисцип-линарный, партиципативный характер исследования способствуют лучшему пониманию взаимодействий между наукой, технологией и обществом и всей сложности оценки ядерной технологии. Наконец, с более широкой социальной точки зрения самокритичный характер исследования и готовность видеть «взаимодействие с обществом как часть самого исследования» (с. 95) создают атмосферу доверия и надежности в социополитическом окружении, полном

противоречий. В этом смысле исследование обладает большим потенциалом для развития более эффективных форм принятия решения, вызывающих доверие общества, основанных не на пустых обещаниях, а на надежных методах и подходах.

С.М. Пястолов

2016.04.020. КЛЕНК Н., МИГАН К. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУКА: ИМПЕРАТИВ ИНТЕГРАЦИИ.

KLENK N., MEEHAN K. Climate change and transdisciplinary science: Problematizing the integration imperative // Environmental science & policy. - 2015. - N 54. - P. 160-167. - Mode of access: http://dx. doi.org/10.1016/j.envsci.2015.05.017

Ключевые слова: адаптация к изменениям климата; экспериментирование; триангуляция; вариативный подход на основе исходных данных; сценарный подход; совместное производство знаний; исследование будущего; онтологическая политика.

Обзор публикаций по трансдисциплинарности, проведенный канадским и американским экспертами, позволил выявить «критические процедурные и эпистемологические факторы», которые, как предполагают исследователи, облегчают совместное производство знания, необходимого для проведения экологически ориентированной политики. В основном исследования сосредоточиваются на структурных, институциональных, поведенческих и отношенче-ских факторах (внутренних и внешних), которые влияют на эффективность работы команды исследователей и совместное производство научных знаний. Выделен ряд факторов, определяемых проектной структурой и составом команды, общей концептуальной основой, онтологической политикой.

С точки зрения проектной структуры и состава команды в статье определены механизмы, способствующие интеграции знаний: персональные взаимодействия, межкультурные отношения, пространственная близость. Социальное обучение, которое также считают признаком успешных трансдисциплинарных усилий, осуществляется посредством рефлексивной, повторяющейся практики исследования, интеграции различных акторов. Существенное влия-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.