Научная статья на тему '2016. 04. 011. Фокс Я. Власть и религия в меровингской Галлии: монастыри Колумбана и франкские элиты. Fox Y. power and religion in Merovingian Gaul: Columbanian monasticism and the Frankish elites. - Cambridge: Cambridge Univ.. Perss, 2014. - 372 p'

2016. 04. 011. Фокс Я. Власть и религия в меровингской Галлии: монастыри Колумбана и франкские элиты. Fox Y. power and religion in Merovingian Gaul: Columbanian monasticism and the Frankish elites. - Cambridge: Cambridge Univ.. Perss, 2014. - 372 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРОВИНГСКАЯ ГАЛЛИЯ / "ИРЛАНДСКОЕ МОНАШЕСТВО" / МОНАСТЫРИ КОЛУМБАНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Метлицкая З.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 011. Фокс Я. Власть и религия в меровингской Галлии: монастыри Колумбана и франкские элиты. Fox Y. power and religion in Merovingian Gaul: Columbanian monasticism and the Frankish elites. - Cambridge: Cambridge Univ.. Perss, 2014. - 372 p»

стью одного из крупных римских полководцев I в. н.э. Гнея Юлия Агриколы, подавившего восстание племен Британии и окончательно утвердившего римское господство над большей частью острова.

А.Е. Медовичев

СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

2016.04.011. ФОКС Я. ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ В МЕРОВИНГСКОЙ ГАЛЛИИ: МОНАСТЫРИ КОЛУМБАНА И ФРАНКСКИЕ ЭЛИТЫ.

FOX Y. Power and religion in Merovingian Gaul: Columbanian monas-ticism and the Frankish elites. - Cambridge: Cambridge univ. perss, 2014. - 372 p.

Ключевые слова: меровингская Галлия; «ирландское монашество»; монастыри Колумбана.

В книге Янива Фокса, преподавателя факультета истории, философии и иудаики Открытого университета Израиля, переосмысливается хорошо известный и давно изучавшийся феномен «ирландского монашества» в меровингской Галлии. Книга состоит из введения, шести глав, объединенных в три части, и заключения.

История ирландского миссионерства на континенте связана с именем Колумбана (Колумбы Младшего) (ок. 543-615), выходца из Лейнстера. Колумбан известен как создатель собственного монашеского устава, более краткого и превосходящего строгостью устав Бенедикта Нурсийского. Колумбан и его спутники, как считается, прибыли из Ирландии на континент ок. 591 г.; они основали ряд монастырей на территории королевства Меровингов и в соседних областях, но в 612 г. сам Колумбан вынужден был покинуть Фракские земли из-за конфликта с королем Теодорихом II. Колум-бан отправился в королевство Лангобардов, где основал известнейший монастырь Боббио, в котором и был похоронен. Однако его ученики и последователи остались во франкских землях, и их деятельность продолжала успешно развиваться. В историографии (во многом под влиянием агиографической традиции) по сей день принято представлять Колумбана и его спутников как аскетов и отшельников, селившихся в безлюдных и уединенных местах и заботившихся исключительно о религиозных материях. Я. Фокс в

своей книге полемизирует с этой точкой зрения. География «ко-лумбановских» монастырей, безусловно, отличалась от географии более ранних обителей, размещавшихся почти исключительно в городских центрах. Но новые общины не возникали и не могли возникнуть на пустом месте. Как показывает исследователь, основание монастыря было слишком сложным предприятием, требующим слишком большого количества ресурсов, чтобы его могли осуществить один человек или группа энтузиастов-аскетов. Кроме того, появление монастыря существенно влияло на социальную жизнь близлежащих территорий, что требовало определенных законодательных и политических подготовительных мер. Как и прежние «городские» монастыри, «ирландские» монастыри Ко-лумбана, располагавшиеся по преимуществу в сельской местности, возникали и существовали под покровительством местных знатных христианских семейств, которые подчеркивали таким образом свое влияние и статус, а также получали определенные социальные, политические и экономические «дивиденды». Монастыри, основанные Колумбаном и его учениками, указывает исследователь, не были тихими гаванями для созерцательной жизни, они быстро стали местными центрами политической жизни, в которых также концентрировались существенные материальные ресурсы, как таковые превратились в неотъемлемый элемент раннесредневековой административной системы. Таким образом, целью книги является анализ различных аспектов взаимоотношений между монастырями, основанными Колумбаном и его учениками, и знатными родами, оказывающими им покровительство.

В первой части работы «Основание» рассматривается история основания «ирландских» монастырей, которая, по мнению Я. Фокса, делится на два периода: период королевского покровительства (от прибытия Колумбана до основания Фуармутье в 620 г.) и период, когда сеть «колумбанских» монастырей расширялась за счет покровительства местной знати. Меровингские короли и королевы были первыми покровителями «колумбанских» монастырей и при этом, как демонстрирует автор, последовательно использовали их для достижения желаемых политических результатов. По мнению Я. Фокса, даже выбор места для основания нового монастыря диктовался в большой степени волей покровителя, который стремился таким образом распространить свое влияние в «проблем-

ные» по тем или иным причинам регионы. Монастырские общины могли выступать в роли посредников и миротворцев в тех случаях, когда требовалось наладить отношения с местным населением, как форпосты королевской власти или как центры, вокруг которых объединялись сторонники правящей династии.

Анализируя источники, касающиеся основания «колумба-новских» монастырей, связанные с именами представителей наиболее влиятельной знати, Я. Фокс выявляет разветвленную систему родовых связей, объединявших покровителей этих обителей, и показывает, что Колумбан и его ученики сотрудничали, по сути, с представителями шести крупных родовых групп, доминировавших на территории Франкии, Баварии, Алемании. Цели у основателей в каждом конкретном случае могли быть разными, подчеркивает исследователь, но можно отметить и несколько общих моментов. Как неоднократно отмечалось в других работах, основывая монастырь, семейство получало возможность передать часть родовых земель под опеку церкви, сохранив при этом в большой мере контроль над ними. Кроме того, основание дочерних монастырей, настоятелями которых становились выходцы из головной обители, сохранявшие связи со своими прежними патронами, давало знатным родам возможность распространить свое влияние на новые территории. Помимо этого, участие в основании монастырей нередко становилось каналом для установления связи с королевской династией, поскольку многие обители существовали одновременно и под покровительством местного знатного рода, и под эгидой короля.

Я. Фокс подчеркивает также, что королям и представителям элиты, учреждавшим монастыри, приходилось действовать в сложном политическом окружении. Их противники нередко расценивали основание новой обители как претензию на расширение собственной власти (а часто так оно и было). Разногласия в связи с избранным способом распределения родовых земель могли возникнуть и в самом семействе знатных патронов. Наконец, в некоторых случаях сами монахи могли пытаться освободиться от контроля со стороны основателей и обрести автономию.

Во второй части «Память» рассматривается последующая история основанных Колумбаном и его последователями монастырей, в частности их роль как хранителей семейной памяти и семейной собственности. Как указывает исследователь, агиографические

сочинения, прославлявшие первых настоятелей или выдающихся подвижников «колумбановских» монастырей, появлялись в большинстве случаев как ответ на трудности, с которыми сталкивались общины. «Авторы (житий. - Реф.) апеллировали к святости и духовным авторитетам с одной, очень земной, целью - обеспечить себе неприкосновенность» (с. 194). Фамильные монастыри претерпевали разного рода несправедливость, когда в результате смены баланса политических сил положение их покровителей становилось шатким и соперники пытались воспользоваться этой возможностью, чтобы ограничить их влияние не только в светской, но и в религиозной жизни.

Далее Я. Фокс рассматривает вторую важнейшую функцию монастырей, о которой он уже упоминал ранее, - роль хранителей семейной собственности. Особый интерес в связи с этим представляет завещание Бургундофары, настоятельницы Фуармутье, оставившей детальные распоряжения, касающиеся передачи ее внушительного наследства монастырю. По мнению исследователя, этот документ хорошо демонстрирует стратегию, которую использовали потомки знатных семейств, некогда вовлеченных в основание ко-лумбановских монастырей. Дарения Бургундофары служат тому, чтобы обеспечить ее монастырю не только материальное процветание, но и определенное важное место в политическом ландшафте региона, параллельно с этим Бургундофара стремится упрочить позиции своего рода, в частности делает существенные дарения епископским кафедрам, которые занимали ее братья. Также завещание Бургундофары и Vita Sadalbergae исследуются как источник сведений о земельных диспутах и управлении поместьями.

Третья часть книги озаглавлена «Идентичность», и в центре ее находится вопрос о том, насколько монахи «колумбановских» монастырей, отделенные от своего основателя несколькими поколениями, ощущали свою идентичность как «наследники Колумба-на» и свое отличие от монахов других обителей. Я. Фокс показывает, что хотя в основанных Колумбаном и его учениками обителях Колумбана помнили и почитали, несмотря на то что сохранялись некоторые введенные им правила и обычаи, едва ли можно говорить об этих монастырях как об образующих «колумбианскую» конгрегацию. Еще в меньшей степени в обителях сохранялось представление о каком-либо родстве с ирландской церковью.

Идентичность каждой конкретной общины возникала как результат сложного взаимодействия традиции и - не в последнюю очередь -местных условий: географического положения монастыря, его места в системе локальных социальных связей, состава общины и пр.

З.Ю. Метлицкая

2016.04.012. КРИСТИС Э. ВИКИНГИ НА ЮГЕ: ПУТЕШЕСТВИЯ В ИБЕРИЮ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

CHRISTYS A. Vikings in the South: voyages to Iberia and the Mediterranean. - L.: Bloomsbury, 2015. - 153 p.

Ключевые слова: эпоха викингов; мультидисциплинарный подход; викинги на Иберийском полуострове и в Средиземноморье.

Книга английской исследовательницы Энн Кристис существенно дополняет общепринятое представление об эпохе викингов, казалось бы, хорошо и многократно изученной. Помимо конкретных результатов исследование Э. Кристис наглядно демонстрирует преимущества мультидисциплинарного подхода, ведь именно привлечение данных из самых разных областей - археологии, топонимики, палеобиологии - в качестве подспорья к имеющимся в письменных источниках свидетельствам позволяет автору скорректировать эти свидетельства и выявить реальные факты под напластованиями позднейших эпох. Исследовательница указывает, например, что подтверждением присутствия викингов на острове Мадейра являются обнаруженные там остатки популяции мышей, датируемые 900-1036 гг. (т.е. периодом до завоевания острова португальцами); при этом у современных мышей на Мадейре присутствует ДНК, близкая к ДНК мышей Скандинавии и Северной Германии, но отсутствующая у португальских мышей. Эти два факта могут указывать на то, что Мадейра была заселена мышами, завезенными на викингских кораблях.

Как указывает автор, история викинговых торговых и военных походов в Северной и Центральной Европе, Англии, Прибалтийских землях исследована достаточно детально, хотя постоянно пополняющийся корпус археологических находок открывает и в этой области новые перспективы для интерпретации имеющихся данных. Менее досконально, но все же весьма подробно изучена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.