Научная статья на тему '2016.04.006. БОГДАНОВА Н. КУЛЬТУРА ЖИТТЄТВОРЧОСТІ ОСОБИСТОСТІ: ФІЛОСОФСЬКО-СВІТОГЛЯДНИЙ АНАЛІЗ: НАУКОВЕ ВИДАННЯ. - КИїВ: НПУ іМЕНі М.П. ДРАГОМАНОВА, 2011. - 304 С'

2016.04.006. БОГДАНОВА Н. КУЛЬТУРА ЖИТТЄТВОРЧОСТІ ОСОБИСТОСТІ: ФІЛОСОФСЬКО-СВІТОГЛЯДНИЙ АНАЛІЗ: НАУКОВЕ ВИДАННЯ. - КИїВ: НПУ іМЕНі М.П. ДРАГОМАНОВА, 2011. - 304 С Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Емельяненко А. Д., Мозговой Л. И., Хлебников Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.04.006. БОГДАНОВА Н. КУЛЬТУРА ЖИТТЄТВОРЧОСТІ ОСОБИСТОСТІ: ФІЛОСОФСЬКО-СВІТОГЛЯДНИЙ АНАЛІЗ: НАУКОВЕ ВИДАННЯ. - КИїВ: НПУ іМЕНі М.П. ДРАГОМАНОВА, 2011. - 304 С»

пов, связанных с конкретными требованиями, когда дело доходит до очевидной несправедливости (002, с. 98-99). Талли говорит о том, что критика не основана на неоспоримых нормах высшего порядка и этим отлична от идеологии. Свою позицию он называет мультифундаменталистической, рассуждая о возможности трансформации отношений, но лишь тех, которые не имеют необходимого и универсального характера (002, с. 99).

В заключении (002, с. 101-102) указываются слабости теории защитников полемической демократии. В частности М. Уоррен (Warren) видит их в невозможности создания атмосферы доверия, солидарности и сотрудничества, собственно отличающими народовластие (002, с. 101). Принятие существующих норм представительства и требование новых - возможность для рядовых граждан стать политическими акторами. Признание невозможности отличить справедливые требования от несправедливых в теории комплементарной демократии отнюдь не означает ее капитуляцию. Понимание риска и принятие ответственности за свои решения вполне согласуются с постулатами полемической теории: от преображения окружающих примером личной этики до коллективного развития качества критики и демократического дискурса (002, с. 102).

И.М. Цибизова

2016.04.006. БОГДАНОВА Н. КУЛЬТУРА ЖИТТСТВОРЧОСТ1 ОСОБИСТОСТ1: Ф1ЛОСОФСЬКО-СВ1ТОГЛЯДНИЙ АНАЛ1З: НАУКОВЕ ВИДАННЯ. - Кшв: НПУ iменi МП. Драгоманова, 2011. - 304 с.1

Ключевые слова: философия; мировоззрение; ценности; жизненный мир; жизнетворчество; культура; личность.

Первый раздел монографии посвящен понятию «Философского содержания "жизнетворчества" в современном научном дискурсе» (с. 9-42). Социокультурная среда является для человека полем самореализации, которое воздействует из сферы

1 Редакция РЖ помещает этот текст двух украинских (из Славянска) и одного российского авторов, в том числе, как свидетельство возможности успешного сотрудничества ученых стран, между которыми существуют непростые политические отношения. Наука - за мир между народами!

внешнего на его внутренний мир жизнетворчества и может осуществляться в виде культурных значений, смыслов, ценностей и форм. Человек как культурное существо приобретает необходимые и универсальные способности для реализации себя как субъекта жизнетворческой активности. Определяющими факторами формирования культуры жизнетворчества являются, прежде всего, семья, школа, воспитание, самовоспитание. «Человек всегда выступает автором личной жизни, рассматривается как субъект жизнетворчест-ва, который делает свою жизнь предметом личной воли и сознания» (с. 12). Следовательно, социокультурная среда - это фундаментальный, универсальный, всеобъемлющий фактор формирования сферы жизнетворчества личности.

Второй раздел книги посвящен «Смыслу и структуре жизнетворчества личности» (с. 43-72). В универсальном социокультурном бытийном пространстве личности выделяются ключевые элементы, которые выполняют важные функции формирования культуры жизнетворчества личности. Такими элементами, которые имеют фундаментальные мировоззренческие ценности и воспитательное значение в формировании личности человека, являются семья и школа. Это ячейки, где человек получает первичный опыт жизнетворчества, где под влиянием авторитетных примеров поведения и мысли приобретает первичные представления о мире, которые в дальнейшем определяют его ценностные ориентиры и жизненно-творческие возможности.

В третьем разделе «Мировоззренческий и аксиологический контекст культуры жизнетворчества личности» (с. 73102) и четвертом - «Формирование культуры жизнетворчества личности» (с. 103-135) внимание авторов акцентируется на семье как первичной ячейке ценностного становления личности, которая, в том числе, дает ребенку возможность аксиологически ориентироваться в окружающей среде. Семья, в зависимости от ее духовно-психологического климата, становится для человека примером для подражания в любой дальнейшей жизненной ситуации. Именно отношения в семье определяют характер ребенка, его гендерные поведенческие реакции, отношение к старшим, потенциал толерантности и альтруизма, т.е. те показатели, которые являются необходимым фундаментом культуры жизнетворчества личности. В семье у человека складываются первичные убеждения относи-

тельно принципов мироустройства, опираясь на которые в дальнейшем человек выстраивает собственную картину мира. Так же именно в процессе семейного воспитания и образования человек приобретает первичные способности оценивать действительность с точки зрения когнитивных, моральных и эстетических убеждений и идеалов. Кроме того, семья становится первым полем бытийной самореализации личности, ведь с самого детства человек пытается создавать целостное мировоззрение, в чем ему может помочь только уже имеющееся в семье отношение к знаниям, морали, красоте. Важным для самоидентификации возможностей человека является уровень гуманности и толерантности, который имеется в семье и благодаря которому у ребенка формируются первичные коммуникативные представления и способности к восприятию и пониманию «Другого», - через них, как известно, формируется человеческое «Я».

Семья и школа, показывает автор, прививают ребенку творческое отношение к формированию мировоззренческих и ценностно-личностных ориентиров, несут значительную ответственность с точки зрения эффективности формирования культуры личности и жизнетворчества каждого ребенка.

Пятый раздел посвящен «Образованию в стратегии формирования культуры жизнетворчества личности» (с. 136-167). Первичная образовательная деятельность, которая осуществляется ребенком в семье, дошкольном учреждении, школе, имеет неоспоримое фундаментальное значение для дальнейшего формирования личности, ведь именно в этот период человек приобретает культуру когнитивной и морально-оценочной деятельности, т.е. готовит с помощью взрослых основу для дальнейшей мировоззренческой и аксиологической оценки объективной реальности и для самооценки: «Образование приобщает человека к культурной среде общества и человечества, дает ему также возможность реализовать свои внутренние стремления и творческую энергию» (с. 136). Чтобы личность была способна в современном противоречивом и сложнейшем мире упорядоченно и гармонично проявлять свою духовно-волевую, жизненно-творческую активность, она должна иметь определенный уровень образования. Образование становится тем формирующим фактором, благодаря которому человек не просто остается одним из объектов информационной среды, который спо-

собен только принимать и передавать информационные блоки, но становится субъектом социокультурного пространства, т.е. носителем возможностей смыслового и нравственного благоустройства мира, даже такого неупорядоченного, как мир информационной цивилизации. «В современном мире образование - это источник самореализации и открытия творческого потенциала личности» (с. 136). В связи с этим, образование приобретает особое значение в современном мире как фактор формирования культуры жизнетвор-чества личности, ведь именно оно формирует в человеке активное стремление к преобразованию внешней среды. Направленность человека, его духовное стремление к овладению смыслами и оценочными характеристиками социокультурной среды являются основным фундаментом культуры жизнетворчества личности.

Следующие разделы монографии: шестой «Системно-целевое (стратегическое) планирование культуры жизнетвор-чества личности» (с. 168-198), седьмой - «Ведущие технологии формирования и реализации культуры жизнетворчества личности» (с. 199-229), восьмой - «Качество, успешность и эффективность культуры жизнетворчества личности: проблема измерения» (с. 230-260). Эти тексты посвящены одной из важнейших составляющих успешного процесса социализации личности - воспитанию. Воспитание обеспечивает не только включение в социум, но и обретение самоценности человека. Понимание воспитания как процесса организованной социализации создает возможность оценивать результат воспитания по степени выявления у человека способности решать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор, т.е. с учетом уровня его личностной культуры жизнетворчества.

Важная личностно-коммуникативная роль воспитания заключается в том, что человек приобретает возможность выстраивать свое «Я» на основе духовно-практического контакта с «Другим».

Направленность самовоспитания определяется общественной стратегией на всестороннее развитие личности. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей направление самовоспитания может принимать различные формы. Главным же направлением самовоспитания, полагает автор, является формирование высоких нравственных качеств человека. Только в про-

цессе самовоспитания личность формирует понимание и осознание необходимости чувства ответственности, которое, в свою очередь, является одним из основных факторов культуры жизнетворчества личности. Самовоспитание - сложная деятельность, которая требует постановки определенной цели и конкретных задач, разработки программы, планирования работы, учета и контроля. Самовоспитание делает человека ответственным за свое поведение сегодня и за свою будущую жизнь. Личность в процессе жизненно-творческого становления может выбирать тот или иной образ жизни, она может регулировать свое поведение и совершенствовать себя, но научиться этому без кропотливого процесса самовоспитания невозможно. Без развития самовоспитания жизнетворчество личности невозможно, человек остается только объектом внешних воздействий, теряя личностные возможности творчества, самореализации и самоидентификации.

Таким образом, самовоспитание в развернутом виде является целенаправленной сознательной и систематической работой над собой, с тем чтобы обеспечить такой уровень развития личности, который бы отвечал общественным требованиям и личному идеалу. Путем самовоспитания личность формирует нужные ей для жизни и труда свойства и устраняет те, которые мешают ей жить и действовать в нужном направлении. Самовоспитание - естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Но главным качественным и сущностным показателем самовоспитания является его влияние на процесс образования жизнетворчества личности. Самовоспитание рассматривается автором монографии как один из ключевых факторов формирования культуры жизнетворчества личности, ведь именно в нем заложены желание и возможность человека к духовно-волевому самовыражению, к творческому самоутверждению субъекта духовности и общественности. Благодаря этому человек может воздействовать не только на внешнюю природную и социальную реальность, но и на собственные, внутренние, мировоззренческие ценностные и жизненно-творческие характеристики.

А.Д. Емельяненко, Л.И. Мозговой, Г.В. Хлебников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.