Научная статья на тему '2016. 03. 011. Макаров Н. В. Русский либерализм конца XIX - начала XX В. В зеркале англо-американской историографии. - М. : памятники исторической мысли, 2015. - 392 с'

2016. 03. 011. Макаров Н. В. Русский либерализм конца XIX - начала XX В. В зеркале англо-американской историографии. - М. : памятники исторической мысли, 2015. - 392 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX В / РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 011. Макаров Н. В. Русский либерализм конца XIX - начала XX В. В зеркале англо-американской историографии. - М. : памятники исторической мысли, 2015. - 392 с»

его философских построениях положительную программу - идею Вселенской церкви, которая в итоге послужит созданию в России институтов свободного общества. Чаадаев провозгласил идею воссоединения церквей и признания власти римского папы ради освобождения православной церкви от диктата государства, а общества от навязываемой ему идеи «официальной народности». При этом он оставлял без внимания догматические расхождения христианских конфессий и даже Библию. Практическая деятельность и публицистика И. С. Гагарина, принявшего католицизм и вступившего в орден иезуитов ради большей свободы действий, стали реализацией экуменистской программы Чаадаева.

И. С. Гагарин и его сторонники ратовали за независимость православной церкви как духовного руководителя русского народа, что, по их мнению, могло быть достигнуто через сближение путем реформ и в итоге воссоединение православной и католической церквей. Духовное освобождение народа стало бы базой для проведения других реформ и позволило бы предотвратить европейские войны и революции, утвердив европейское единство на основе культурно-религиозной общности.

Продолжением философской линии Чаадаева - Гагарина стало творчество Вл.С. Соловьева, который возродил идею Вселенской церкви, прозвучавшую неожиданно остро в период социальных и идейных потрясений рубежа веков и обретшую широкий круг последователей. Вселенское христианство Вл. Соловьева, подчеркивает Е.Н. Цимбаева, оказалось последней вехой в истории русского католицизма, знаменовав переход течения из области социально-религиозной в область культурно-религиозную.

З.Ю. Метлицкая

2016.03.011. МАКАРОВ Н.В. РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в. В ЗЕРКАЛЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. - М.: Памятники исторической мысли, 2015. - 392 с.

Ключевые слова: Россия, конец XIX - начало XX в.; русский либерализм; англо-американская историография.

В монографии канд. ист. наук Н.В. Макарова, состоящей из введения, четырех глав и заключения, анализируется англо-аме-

риканская научная литература, посвященная узловым проблемам истории русского либерализма конца XIX - начала XX в. Автор обобщает опыт изучения основных тенденций развития русского либерализма на рубеже XIX-XX вв., роли органов местного самоуправления и общественных организаций в трансформации либерализма в России, организационной структуры, социальной опоры, идеологии и тактики русских либеральных партий и организаций, жизненного пути и политической деятельности лидеров и выдающихся представителей русского либерализма от конца XIX в. до Октябрьской революции 1917 г.; показывает эволюцию представлений о русском либерализме.

Во введении рассматриваются: зарождение англо-американского россиеведения (конец XIX в. - конец 1930-х годов); изучение истории русского либерализма в англо-американской исторической науке во второй половине 1940-х - первой половине 1960-х годов; «ревизионистское» и «либеральное» направления в англо-американской историографии (1960-1980-е годы); современная англоамериканская историография; разработка темы в отечественных историографических работах; историографические работы советских и современных российских исследователей. Главной целью работы автор считает «критический анализ основных направлений англо-американской исторической науки, освещающих историю русского либерализма в период от конца XIX в. до 1917 г.» (с. 35-36).

В первой главе «Русский либерализм на рубеже XIX-XX вв. и образование либеральных партий в освещении англо-американской историографии» характеризуются взгляды ученых на организационные центры, идеологию и тактику либералов до 1902 г. (Вольное экономическое общество, Юридическое общество при Московском университете, Союз писателей, «Народное право», газету «Русские ведомости», земство и новые тенденции в русском либерализме в конце XIX - начале XX в., идеологию и тактику земского либерализма до 1902 г., кружок «Беседа»), умеренное и освобожденческое течения в либерализме в 1902-1904 гг., либерализм в 1905 г. и образование либеральных партий (Конституционно-демократической, «Союза 17 октября» и др.).

Во второй главе «Изучение идеологии русского либерализма англо-американскими историками» показано исследование ими политической части программ либеральных партий (государствен-

ного устройства России, местного управления и самоуправления, национального вопроса), подходов либеральных партий к решению социально-экономических вопросов (аграрного и рабочего), внешнеполитической доктрины либерализма (проблема разработки ее либералами и их политика в 1914-1917 гг.).

В третьей главе «Исследование тактики русских либеральных партий в англо-американской исторической науке» рассматриваются оценки парламентской тактики либералов в 1-1У Государственных думах, освещение отношений либералов с монархическим режимом в 1905-1917 гг., отношений либералов с партиями и организациями.

В четвертой главе «Разработка политических биографий видных деятелей русского либерализма англо-американскими историками» дается оценка деятельности П.Н. Милюкова, А.И. Гучкова, Д.Н. Шипова, П.П. Рябушинского, В.А. Маклакова, П.Б. Струве, И.И. Петрункевича, С.А. Муромцева, Ф.И. Родичева, Б.Э. Нольде, П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого. Автор считает, что детальное изучение биографий, мировоззрения и политической деятельности выдающихся либералов России является неоспоримым вкладом англо-американских историков в исследование истории русского либерализма, общественной мысли и политической жизни России начала XX в. в целом.

Н. В. Макаров полагает, что ряд сюжетов, связанных с историей русского либерализма конца XIX - начала XX в., разработан в англо-американской историографии довольно подробно и квалифицированно. Это можно сказать применительно к таким проблемам, как идейные истоки русского либерализма конца XIX - начала XX в., его организационная структура, состав и численность либеральных партий, идеология и тактика русского либерализма, взаимоотношения либералов с правительством и другими политическими силами; русский либерализм и общественные организации, либерализм и местное самоуправление.

В книге подчеркивается, что англо-американская историческая наука в своем изучении истории русского либерализма прошла «три основных завершенных этапа» (с. 351).

Первый этап - от начала XX в. до середины 1940-х годов. Работы, в которых освещалась история русского либерализма, были на тот момент лишены фундаментальной источниковой базы. Мно-

гие из них носили в целом публицистический характер (недаром классические труды, написанные в то время, составлены журналистами - Б. Пэйрсом, У. Чемберленом и другими). В этот период события конца XIX - начала XX в. еще не стали далекой историей, были живы многие их активные участники, под непосредственным влиянием которых формировались взгляды англо-американских историков на историю русского либерализма. Тем не менее некоторые оценочные тенденции англо-американской русистики закладываются уже в это время. Характерным примером можно считать работы Б. Пэйрса - одного из родоначальников «либеральной» историографии русского либерализма конца XIX - начала XX в.

Временем становления подлинно научных воззрений англоамериканских историков на историю русского либерализма конца XIX - начала XX в. можно назвать послевоенный период, продолжавшийся до середины 1960-х годов и характеризовавшийся политической заостренностью трудов западных историков. Это можно объяснить, во-первых, остротой международной борьбы между СССР и Западом в это время (что породило теорию тоталитаризма и дало толчок к оформлению научного направления, именуемого автором «традиционным»), а во-вторых, сильным влиянием на англо-американских исследователей русских историков-эмигрантов. Кроме того, источниковая база англо-американских трудов пока еще была несовершенна. К «традиционному» направлению автор относит работы таких ученых, как Дж. Фишер, Д. Тредголд, Л. Шапиро, Р. Пайпс, X. Сетон-Уотсон, Э. Крэнкшоу, А. Улам и др.

Третьим периодом развития англо-американской исторической науки автор считает промежуток от середины 1960-х до начала 1990-х годов. Отличительной чертой этого периода стало появление направления историков-«ревизионистов» (после известных журнальных публикаций Л. Хеймсона). «Ревизионисты» были сторонниками комплексного подхода к истории России, стремились выводить закономерности развития российского общества из него самого и поэтому проявляли больше интереса не столько к истории идей или политики в России, сколько к социальной истории страны. История либерализма в России рассматривалась ими преимущественно с позиций ее социальной подоплеки. Комплексность исследования «ревизионистов» проявилась и в лучшей оснащенности архивными источниками, в том числе и советского происхож-

дения. К этому направлению относятся работы Л. Хеймсона, Р. Пирсона, Ц. Хасегавы, У. Розенберга, Т. Эммонса, Р. Маннинг и др. При этом в 1960-1980-е годы в англо-американской историографии происходит еще одно размежевание: выделяется направление историков-«либералов», с откровенной симпатией относившихся к деятельности русских либералов (в первую очередь кадетов). В этой связи можно отметить работы Ш. Галая, Э. Хили, Дж. Хоскинга, Дж. Циммерман и ряда других историков.

Ныне англо-американская историография русского либерализма конца XIX - начала XX в. пребывает на четвертом этапе развития, начавшемся после распада СССР. Среди его признаков автор называет определенное снижение интереса западных историков как к истории дореволюционной России в целом, так и к истории либерализма в частности. В первую очередь это можно связать с торжеством в постсоветской России либеральных принципов общественного развития и с соответствующим уменьшением остроты проблемы либеральной альтернативы в нашей стране, значительным снижением объемов финансирования исследований по этой проблематике. Тем не менее изучение истории русского либерализма в Великобритании и США продолжается. С начала 1990-х годов вышла фундаментальная биография П.Н. Милюкова, написанная М. Стокдэйл, появилась масса статей Ш. Галая о кадетах и октябристах; проблемы прогрессистского либерализма исследуются в многочисленных работах Дж. Уэста; сюжеты, связанные с историей русских либеральных партий, освещаются в трудах Ч. Тим-берлейка, О. Файджеса, Дж. Хоскинга, П. Уолдрона, А. Эшера, Р. Уэйда, в фундаментальном сборнике статей под редакцией М. Конрой и др., персоналии лидеров русских либералов рассматриваются в работах П. Холквиста, С. Уильямса, Р. Пула и других исследователей. Общей тенденцией современной англо-американской историографии русского либерализма рубежа XIX-XX вв. можно назвать распад «ревизионистского» направления, восстановление утраченных позиций историками-«традиционалистами» и историками-«либералами».

Параллельно в современной англо-американской историографии русского либерализма, заключает автор, проявляются отдельные черты, присущие «новой политической истории» и родственным ей научным течениям, «хотя надо признать, что большого

вклада в историографию русского либерализма они пока не внесли» (с. 352).

В.М. Шевырин

2016.03.012. ШЕЛОХАЕВ ВВ. КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ В РОССИИ И ЭМИГРАЦИИ. - М.: РОС-СПЭН, 2015. - 863 с.

Ключевые слова: Россия, начало XX в.; либерализм в России; конституционно-демократическая партия; кадеты в эмиграции.

Монография д-ра ист. наук, профессора В.В. Шелохаева состоит из введения, восьми глав («Вехи формирования конституционно-демократической партии»; «Программа и организационная структура»; «От штурма к осаде»; «Оппозиция Его Величества»; «Война до победного конца»; «Испытание славой», «Под знаменами генеральской диктатуры»; «Эмигрантское распутье») и заключения. В ней использован широкий круг источников и литературы. Автор освещает вопросы воспроизводства и восприятия либеральных идей, социальную природу партии кадетов, динамику ее численности и состава, территориальное размещение региональных партийных комитетов. Рассматриваются также идейно-теоретические и поведенческие сюжеты: характер и направленность либеральной модели общественного переустройства; разработка политического курса применительно к конкретным ситуациям; думская и внедумская деятельность; взаимоотношения с исполнительной ветвью власти и ее отдельными представителями, с союзниками и с политическими конкурентами. В книге показана неординарность состава российского либерализма, существование в партии различных течений, роль ее ЦК, ее лидеров в разработке программных документов партии и политического курса, во всякого рода дискуссиях и думских дебатах. Автор анализирует и методы, которые применялись в ходе меняющейся расстановки политических сил в России и в эмиграции.

В.В. Шелохаев пишет, что в партию по преимуществу вошла высокооплачиваемая, так называемая цензовая интеллигенция; профессора, приват-доценты, адвокаты, врачи, инспектора народных училищ, преподаватели гимназий, инженеры, редакторы газет и журналов, видные литераторы, ученые. Значительная часть ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.