Научная статья на тему '2016.02.011. ДЮПРЕ М. КАКУЮ ЦЕНУ ЗАПЛАТЯТ МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ? DUPRÉ M. UN ACCORD TRANSATLANTIQUE à QUEL PRIX POUR LES PME? - P.: INSTITUT VEBLEN POUR LES RéFORMES éCON., 2015. - 24 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.VEBLEN-INSTITUTE.ORG/IMG/PDF/PME_TTIP_INSTITUT_VEBLEN_141 015.PDF'

2016.02.011. ДЮПРЕ М. КАКУЮ ЦЕНУ ЗАПЛАТЯТ МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ? DUPRÉ M. UN ACCORD TRANSATLANTIQUE à QUEL PRIX POUR LES PME? - P.: INSTITUT VEBLEN POUR LES RéFORMES éCON., 2015. - 24 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.VEBLEN-INSTITUTE.ORG/IMG/PDF/PME_TTIP_INSTITUT_VEBLEN_141 015.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЕС / США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.02.011. ДЮПРЕ М. КАКУЮ ЦЕНУ ЗАПЛАТЯТ МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ? DUPRÉ M. UN ACCORD TRANSATLANTIQUE à QUEL PRIX POUR LES PME? - P.: INSTITUT VEBLEN POUR LES RéFORMES éCON., 2015. - 24 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.VEBLEN-INSTITUTE.ORG/IMG/PDF/PME_TTIP_INSTITUT_VEBLEN_141 015.PDF»

региональных соглашений является создание регулирующего механизма, который станет стимулом для развития мировой экономики. В результате в настоящее время внешняя торговля развивается по пути межрегиональных преференциальных соглашений.

Классическими недостатками такого направления развития мировой торговли являются: отрицательный эффект от третьих стран (большинство исследований показывает, что отрицательные эффекты в развитии торговли исходят от третьих стран, особенно от тех, которые связаны тесными торговыми отношениями с США и ЕС); переход к системе, опирающейся на силу, а не правила, что позволяет игнорировать интересы более слабых партнеров; подрыв ВТО - межгосударственная платформа ВТО по улаживанию споров до сих пор подтверждала свою работоспособность, однако сейчас неясно, сможет ли она играть ту же роль в системе межрегиональных соглашений, или потребуется альтернативная организация для разрешения споров.

Авторы подчеркивают необходимость критического осмысления сложившейся ситуации. По их мнению, мультилатерализм ВТО, обладающий определенными преимуществами по сравнению с межрегиональной платформой, нуждается в укреплении. Но прежде всего необходимо срочно завершить Доха-раунд (010, с. 315).

В.И. Шабаева

2016.02.011. ДЮПРЕ М. КАКУЮ ЦЕНУ ЗАПЛАТЯТ МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ?

DUPRÉ M. Un accord transatlantique à quel prix pour les PME? - P.: Institut Veblen pour les réformes écon., 2015. - 24 p. - Mode of access: http://www.veblen-institute.org/IMG/pdf/pme_ttip_institut_veblen_141 015.pdf

Ключевые слова: Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство; малые и средние предприятия; ЕС; США.

В работе сотрудницы Института Веблена (Франция) анализируются последствия соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) между США и ЕС для европейских малых и средних предприятий (МСП) и европейской экономики.

Хотя сторонники соглашения о ТТИП не устают повторять, что в первую очередь от него выиграют европейские МСП, эти утверждения по ряду причин вызывают сомнения. Во-первых, макроэкономические последствия ТТИП весьма неопределенны. Исследования показывают, что его влияние на рост будет по меньшей мере очень незначительным или даже отрицательным. Наиболее оптимистичные оценки, на которые опирается Европейская комиссия (ЕК), содержатся в сценарии Центра исследования экономической политики (Center for economic policy research, CEPR) (Вашингтон), по которому ВВП ЕС к 2027 г. увеличится на 119 млрд евро, т.е. рост ВВП составит 0,05% в год в течение 10 ближайших лет (с. 5). Прямо противоположные выводы сделаны в исследовании американского Университета Тафтса, предсказывающем сокращение европейского экспорта и ВВП в течение 10 лет в результате реализации ТТИП.

Что касается занятости, то ЕК ссылается на исследования, в которых прогнозируется создание в Европе в течение 10 лет 1,4 млн рабочих мест, в том числе 122 тыс. во Франции. Однако сама ЕК считает эту цифру «нереальной». В свою очередь исследование Университета Тафтса, напротив, предполагает исчезновение в ЕС в течение 10 лет 600 тыс. рабочих мест, том числе 130 тыс. -во Франции, и снижение чистой зарплаты в расчете на одного работника во Франции (на 5,5 тыс. евро в год) (с. 6).

Во-вторых, ТТИП будет иметь специфические последствия для МСП. Из 20 млн европейских МСП, только 13% предприятий экспортируют свою продукцию за пределы ЕС, и этот экспорт дает им менее 10% всех доходов. Только 0,7% европейских МСП экспортируют продукцию в США. Стоимость экспорта товаров и услуг европейских МСП в США в 2013 г. составлял менее 2% добавленной стоимости, созданной всеми МСП. Таким образом, зарубежным рынком для МСП является главным образом рынок ЕС (с. 8). Следовательно, воспользоваться торговыми преимуществами ТТИП (от снижения тарифов и стандартизации норм) смогут только 0,7% европейских МСП. Вполне возможно, что остальные 99,3% МСП столкнутся с постепенным сокращением внутриевропейской торговли и торговли с третьими странами, а также с притоком дешевых товаров и услуг из США и расстройством европейской систе-

мы сельскохозяйственных, санитарных, технических, культурных и других норм.

Следует также иметь в виду расхождения в определении МСП в Европе и США. Если в Европе максимальная численность МСП составляет 250 человек, то в США в некоторых секторах она доходит до 1 тыс. человек. Но отсутствие возможности для предприятий одного размера воспользоваться специальными мерами по отношению к МСП может привести к искажению конкуренции (с. 9).

Европейские предприятия ожидают от ТТИП отмены высоких таможенных пошлин на некоторые товары (ткани, одежда, керамика, обувь, табак); гармонизации норм и взаимного признания стандартов; улучшения доступа к американским государственным рынкам на федеральном и местном уровнях. Предполагается, что 80% возможной выгоды от ТТИП зависит от гармонизации норм (с. 10). Однако США занимают агрессивную позицию по особенно важным для ЕС вопросам, касающимся принципов и механизмов международного права, в том числе принципа предосторожности, свободного обращения цифровых данных, введения классических механизмов регулирования споров и т.д. Поэтому, чтобы добиться своих целей, Европа должна идти на уступки. Подписание в октябре 2015 г. соглашения о Транстихоокеанском партнерстве еще больше ослабит позицию ЕС.

Если требования европейцев будут удовлетворены, предприятия секторов, на которые распространится снижение таможенных пошлин, т.е. предприятия, которые импортируют сырье или промежуточные продукты или которые экспортируют свою продукцию в США (или планируют это сделать), воспользуются снижением издержек и новыми рыночными возможностями. Предприятия, поставляющие продукцию экспортерам, также получат выгоды от роста спроса. Именно на эти положительные моменты делает упор ЕК, замалчивая при этом отрицательные последствия и риски, связанные, в частности, с увеличением дешевого американского импорта, особенно импорта услуг, автомобильных двигателей, химической продукции, металлов и изделий из них.

Переговоры по ТТИП не ставят целью повлиять на факторы, определяющие разницу в издержках производства между США и ЕС. Различие в зарплате (в США средняя зарплата на 30-40% ни-

же, чем в Европе), более мягкое регулирование в отдельных сферах, более низкая стоимость энергии и поддерживаемый Федеральной резервной системой низкий курс доллара по отношению к евро обеспечивают американским предприятиям преимущества в завоевании европейского рынка. Усиление позиций США в Европе сопряжено с высоким риском свертывания внутриевропейской торговли (с. 12). В секторах, где будет установлено взаимное признание стандартов, американские производители сохранят преимущество в плане производственных издержек.

Главными консультантами ЕК на переговорах являются крупнейшие международные группы. Особую активность проявляют американские корпорации. В то же время МСП практически исключены из переговорного процесса. По оценке ряда ассоциаций МСП, многие положения проекта соглашения о ТТИП могут способствовать усилению влияния транснациональных компаний на национальную политику отдельных государств и в целом на европейскую политику. Сотрудничество в нормативной сфере и механизм урегулирования споров позволяют крупнейшим инвесторам участвовать в подготовке будущих законов и привлекать к судебной ответственности государства, политика которых противоречит их частным интересам. Однако интересы МСП далеко не всегда соответствуют интересам крупных групп, часто выступающих от имени всего частного сектора.

Сторонники ТТИП утверждают, что подписание соглашения позволит утвердить во всем мире высокие стандарты социальной защиты и бережного отношения к окружающей среде. Однако при обсуждении глав соглашения, посвященных устойчивому развитию и трудовому праву, не учитываются даже минимальные международные стандарты. Нигде не говорится о ратификации Соединенными Штатами шести основных конвенций Международной организации труда. Не обсуждаются и такие важные вопросы, как соблюдение соглашений об ограничении климатических изменений или о соблюдении прав человека, борьба с коррупцией, налоговая ответственность и борьба с уклонением от уплаты налогов и др. Все это подпитывает нечестную конкуренцию между транснациональными группами, которые стремятся выгодно размещать производство в странах с самыми низкими экологическими, социальны-

ми и налоговыми стандартами, и МСП, вынужденными соблюдать более строгие национальные нормы (с. 18).

В заключение автор рекомендует французскому правительству и ЕК: обеспечить прозрачность переговорного процесса; отказаться от прописанного в ТТИП механизма урегулирования споров; провести углубленный анализ экономических последствий ТТИП для МСП; развивать альтернативные способы поддержки европейских МСП.

И.Ю. Жилина

2016.02.012. БЕЛЛОРА С. КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ВЛИЯЕТ НА КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ? BELLORA C. Quel impact du commerce international sur le changement climatique? - 08.12.2015 - Mode of access: http://www.cepii.fr/ BLOG/bi/post.asp?IDcommunique=443

Ключевые слова: международная торговля; климатические изменения; защита окружающей среды; торговые соглашения.

Эксперт Исследовательского центра перспективного прогнозирования и международной информации (Centre d'etudes prospectives et d'informations internationales, CEPII) (Франция) рассматривает основные механизмы влияния международной торговли на климатические изменения, основываясь на эмпирических исследованиях по этой тематике.

Вопрос о влиянии международной торговли на окружающую среду (ОС) привлекает внимание экономистов с 1970-х годов. Большое количество работ было опубликовано в 1990-е годы в ходе дебатов по поводу заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) и Уругвайского раунда ГАТТ, а также в последующие годы в связи с быстрым ростом объема торговли, доля которой в мировом ВВП достигла в настоящее время 30%.

Помимо прямого воздействия на ОС выбросов парниковых газов (ПГ), связанных с транспортировкой товаров, в теоретических работах рассматриваются следующие основные механизмы воздействия торговли на климатические изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.