Научная статья на тему '2016. 02. 009. Тимонен В. , Дойл М. Одиночество в течение всей жизни: пересечения прошлого и настоящего. Timonen V. , Doyle M. life-long singlehood: intersections of the past and the present // ageing a. society. - Cambridge, 2014. - Feb.. - p. 1-22'

2016. 02. 009. Тимонен В. , Дойл М. Одиночество в течение всей жизни: пересечения прошлого и настоящего. Timonen V. , Doyle M. life-long singlehood: intersections of the past and the present // ageing a. society. - Cambridge, 2014. - Feb.. - p. 1-22 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБРАЧИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ИРЛАНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 009. Тимонен В. , Дойл М. Одиночество в течение всей жизни: пересечения прошлого и настоящего. Timonen V. , Doyle M. life-long singlehood: intersections of the past and the present // ageing a. society. - Cambridge, 2014. - Feb.. - p. 1-22»

2016.02.009. ТИМОНЕН В., ДОЙЛ М. ОДИНОЧЕСТВО В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО.

TIMONEN V., DOYLE M. Life-long singlehood: Intersections of the past and the present // Ageing a. society. - Cambridge, 2014. - Feb. -P. 1-22.

Ключевые слова: безбрачие; жизненный цикл; нарративный анализ; Ирландия.

В своей статье Вирпи Тимонен и Марта Дойл (Школа социальной работы и социальной политики, Тринити-колледж, Дублин, Ирландия) исследуют такое явление, как одиночество (иными словами, безбрачие) в течение всей жизни, и то, какие формы оно принимает в пожилом возрасте. В течение жизни 26 респондентов, принявших участие в исследовании, демографическая модель общества менялась от высокого уровня безбрачия, поздних браков и высокой фертильности в сторону высокой брачности и низкой фер-тильности. Авторы обнаруживают, что те, для кого одиночество было сознательным выбором, остаются независимыми и самодостаточными и в поздние годы. Те же, кто желал вступить в брак, но по той или иной причине не смог этого сделать, испытывают сожаление и страдают от одиночества.

Брак, заявляют авторы, обладает более привилегированным статусом по сравнению с одиночеством. Б. де Пауло и В. Моррис образовали термин «синглизм» для обозначения стигматизации и стереотипизации холостых1. С их точки зрения, подобные тенденции можно наблюдать в том числе и в социальных науках. Так, Дж. Габриум видел в «одиночках» «определенный тип социальной личности»2. Наибольшей стигматизации подвергаются неженатые пожилые мужчины: их образ жизни ассоциируется с наиболее высоким риском социальной изоляции и психологических проблем3.

1 De Paulo B., Morris W. Singles in society and science // Psychological inquiry. -Abingdon, 2005. - Vol. 16, N 2-3. - P. 57-83.

2 Gubrium J.F. Being single in old age // International j. of aging a. human development. - Thousand Oaks (CA), 1975. - Vol. 6, N 1. - P. 29-41.

Choi N.G. The never-married and divorced elderly: Comparison of economic and health status, social support and living arrangement // J. of gerontological social work. - Abingdon, 1996. - Vol. 26, N 1-2. - P. 3-25; Scheper-Hughes N. Saints, scholars and schizophrenics: Mental illness in rural Ireland. - Berkeley: Univ. of California press, 2001.

Вместе с тем другие авторы подчеркивают, что одиночество несет с собой финансовую, эмоциональную и духовную независимость, возможности для личностного развития и т.п.1 Причинами безбрачия могут быть политические или экономические условия, желание сосредоточиться на карьере, личные или семейные обстоятельства2.

В своем исследовании, отмечают В. Тимонен и М. Дойл, они стремились учесть разнообразный опыт одиноких пожилых людей обоего пола. В данном случае значим также социокультурный контекст. Респонденты были детьми в 1930-1950-е годы, в то время как бесплатное среднее образование было введено в Ирландии только в 1967 г., тем самым оно было для них недоступно. В их молодые и зрелые годы влияние церкви (как католической, так и консервативной протестантской Церкви Ирландии) было всеобъемлющим. Они жили в патриархальном обществе, в котором были запрещены разводы и контрацепция, а внебрачные отношения были неприемлемы. Также были ограничены возможности трудоустройства: порядка половины мужчин вплоть до 1970-х годов были заняты в сельском хозяйстве, с 1932 по 1973 г. замужние женщины не имели права работать в государственном секторе. До 1950-х годов немало ирландцев оставались холостыми, однако с 1958 по 1970 г. число вступающих в брак увеличилось на 40%3. На данный момент в Ирландии около 15% людей старше 65 лет никогда не состояли в браке.

Поскольку, как указывают авторы, их задача состояла в том, чтобы исследовать смыслы, вкладываемые в безбрачие самими респондентами, был выбран качественный нарративный подход. Поиск потенциальных респондентов осуществлялся в Дублине и

1 Stein P.J. Single life: Unmarried adults in social context. - N.Y.: St. Martin's press, 1981; Reynolds J., Wetherell M. The discursive climate of singleness: The consequences from women's negotiation of a single identity // Feminism a. psychology. - L., 2003. - Vol. 13, N 4. - P. 489-510; Byrne A. Women unbound: Single women in Ireland // Women alone / Ed. by V. Yans-McLoughlin, B. Rudy. - New Brunswick (NJ): Rutgers univ. press, 2008. - P. 29-73.

O'Brien M. Never-married older women: The life experience // Social indicators research. - B.; N.Y., 1991. - Vol. 24, N 3. - P. 301-315; Baumbusch J.L. Unclaimed treasures: Older women's reflections on lifelong singlehood // J. of women a. aging. - Abingdon, 2004. - Vol. 16, N 1-2. - P. 105-121.

Brown T. Ireland: A social and cultural history, 1922-2002. - L.: Harper Perennial, 2004.

окрестностях (как городских, так и сельских районах) через некоммерческие организации, работающие с пожилыми людьми. Кандидаты должны были никогда не состоять в браке, никогда не проживать с партнером, однако могли состоять в отношениях без совместного проживания, поскольку, с точки зрения авторов, быть «одиночкой» не значит не иметь вообще никаких романтических отношений. Кроме того, среди респондентов могли оказаться гомосексуалисты, лесбиянки, бисексуалы или трансгендеры, а для этих людей проживание с партнером вплоть до самого последнего времени в Ирландии было табу. Глубинные полуструктурированные интервью были проведены с 26 респондентами в марте-июле 2012 г. (у них дома, в кафе, других выбранных ими местах). Некоторые участники были очень взволнованы происходящим, но по итогам интервью отметили, что рассказ о своей жизни стал для них очищающим и позитивным опытом.

Интервью были транскрибированы с сохранением оригинального синтаксиса, пауз и интонации. Нарративный анализ, указывают авторы, исследует взаимоотношения между историями, событиями и структурами в рамках каждого нарратива. В связи с этим был проведен структурный анализ транскриптов (в рамках которого изучались синтаксис, конструкция нарратива и значение социального контекста), а также семантический анализ (сфокусированный на уникальном опыте респондентов). Исследователи, в частности, обнаружили, что более упорядоченный нарратив был характерен для более целеустремленных респондентов, а использование местоимения «я» в противовес «мы» оказалось сопряжено с более выраженным нонконформизмом в поведении.

В исследовании приняли участие 12 мужчин и 14 женщин в возрасте от 65 до 86 лет. Участники обладали средним либо низким социально-экономическим статусом (определяемым на основе образовательного уровня и самой высокой из занимаемых должностей). Респонденты с низким социально-экономическим статусом происходили из бедных и очень бедных семей, не получили среднего образования и занимались низкооплачиваемой физической работой (домработницы, фабричные рабочие, фермеры, водители и т.п.). Большинство женщин из семей среднего класса окончили школу либо проучились достаточно долго, чтобы затем записаться на курсы секретарей / бухгалтеров, как, по выражению одной из

респонденток, «поступали разумные девушки в ожидании мужа» [с. 9]. Лишь двое участников повысили свой статус по сравнению с родительской семьей. Наряду с невысоким уровнем социальной мобильности была отмечена и низкая географическая мобильность: практически все участники всю жизнь прожили в одном районе. На момент исследования десять человек жили в поселках и небольших городах с населением менее 5 тыс. человек, остальные - в Дублине и средних городах вроде Дан-Лири.

Анализ нарративов свидетельствует о том, что для 12 участников безбрачие было их собственным выбором, для остальных 14 -следствием внешних обстоятельств (при этом авторы оговариваются, что такими эти конструкты предстали в речи респондентов на момент интервью - они могли меняться на протяжении их жизни). Мужчин и женщин в обеих группах приблизительно равное количество. При этом среди «выбравших одиночество» превалируют представители среднего класса - офисные работники, администраторы, владельцы магазинов и пр. (а именно пять женщин и четверо мужчин); среди представителей низшего класса таковых меньшинство (одна женщина и двое мужчин).

Далее авторы подробно характеризуют каждую группу и прослеживают, как безбрачие влияет на жизнь респондентов в пожилом возрасте. По их словам, женщины из среднего класса связывают свое одиночество с отсутствием интереса и склонности к браку (вследствие независимого характера и заинтересованности в других сферах - таких как работа и путешествия). Одна из респон-денток указала на антипатию по отношению к детям. Материальное положение семей, из которых происходили эти женщины, позволяло им при необходимости нанять сиделку, так что уход за нуждающимися в этом родственниками не явился причиной их безбрачия; одна из респонденток стала ухаживать за родителями уже в силу своего «одинокого» статуса. Единственная представительница низшего класса, которая предпочла не выходить замуж, объяснила свой выбор тем, что она не любила в достаточной мере ни одного из своих многочисленных поклонников. Мужчины из обоих классов видели в браке ограничение свободы, с которым они не были готовы мириться.

Как рассказывают женщины из рабочего класса, не вышедшие замуж в силу обстоятельств, их семьи ожидали, что они безро-

потно примут на себя обязанность по уходу за родственниками; в итоге такой образ жизни значительно ограничил их возможности на рынке труда и в поиске потенциального партнера. Кроме того, и сам характер работы женщин из низшего слоя (в качестве обслуживающего персонала), с их собственной точки зрения, делал их малопривлекательными для противоположного пола. Один из мужчин отнес тот факт, что он так и не женился, на счет излишнего контроля со стороны матери; его нарратив отсылает к культуре повиновения и морального долга по отношению к родителям, характерной для Ирландии его молодости. Единственный мужчина из среднего класса, оставшийся холостым вопреки своему желанию, также связал свое безбрачие с необходимостью выполнять семейные обязанности: в течение 40 лет он заботился о тяжело больных сестрах. Все женщины из среднего класса, которым не удалось выйти замуж, как они полагают, потерпели неудачу в романтических отношениях: им «слишком часто разбивали сердце», они «так и не встретили того самого, единственного», они «нравились тем, кто не нравился им, и наоборот».

В пожилом возрасте тенденция сохраняется. Женщины, которые предпочли не выходить замуж, не жалеют о своем решении. Мужчины также рады, что смогли посвящать время и работе, и хобби, чего, по их мнению, в браке было бы достичь сложнее. При этом для мужчин безбрачие и в пожилом возрасте не означает отсутствия партнера. Трое из шести респондентов, решивших не жениться, на момент интервью состояли в романтических отношениях без совместного проживания (двое - в гетеросексуальных, один - в гомосексуальных). Единственное, о чем жалеют мужчины, по собственной воле оставшиеся холостыми, - это ухудшающееся здоровье и, соответственно, то, что рядом может не оказаться близкого человека, который бы о них позаботился, когда им это понадобится. Один респондент также слегка сожалеет о том, что не стал отцом, однако чувство юмора помогает ему относиться с иронией к самому себе и своей жизненной ситуации. Женщины стремятся сохранять независимость и заполняют время общением с друзьями, садоводством и другими любимыми занятиями.

Не женившиеся и не вышедшие замуж вопреки собственному желанию высказывают значительно большие сожаления. В первую очередь об отсутствии детей (прежде всего, дочерей), которые бы

сейчас о них позаботились. Они ощущают невосполнимую пустоту в своей жизни и чувствуют себя крайне одинокими. Трое мужчин хотели бы встретить свою вторую половину, причем они надеются, что сейчас это окажется проще, чем в пору их молодости.

Как отмечают в заключение В. Тимонен и М. Дойл, с наибольшими препятствиями для вступления в брак приходилось сталкиваться представителям рабочего класса. В отношении среднего класса очевидны гендерные различия: в отличие от мужчин, женщинам для реализации карьерных устремлений часто было необходимо отказаться от создания семьи. В настоящее время в пожилом возрасте «одиночки» по убеждению довольны жизнью, а те, для кого безбрачие не было их собственным выбором, испытывают разочарование и мечтают когда-нибудь все-таки обрести личное счастье.

Я. В. Евсеева

2016.02.010. БЕННЕТ Дж. «ЗАНЕСЕННЫЕ СНЕГОМ»: ОСОБЫЕ РИТМЫ И «ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ» КАК ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА.

BENNETT J. «Snowed in!»: Offbeat rhythms and belonging as everyday practice // Sociology. - L., 2015. - Vol. 49, N 5. - P. 955-969.

Ключевые слова: повседневность; принадлежность; этика заботы; дневники; соседство; место; ритманализ; погода.

«Принадлежность» (belonging), по мнению автора статьи Джулии Беннет (Манчестерский городской университет, Манчестер, Великобритания), обычно рассматривается как само собой разумеющийся аспект повседневной жизни и, соответственно, не имеет достаточно точного определения. Обращаясь к повседневным практикам совладания с погодными условиями, а также семейных и соседских отношений, автор намерен показать, что «принадлежность» является особой ритмической практикой повседневности, которая способствует созданию и воспроизводству отношений между: а) людьми; б) людьми и местом; в) людьми и историческим моментом, и включает в себя «этику заботы». В своей эмпирической работе, основанной на материалах интервью и дневниковых записях жителей небольшого городка Уиган (Wigan) на северо-западе Англии, которым пришлось пережить необычайно суровую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.