Мировые цены на сахар останутся волатильными при общей небольшой повышательной тенденции, что привлечет в сектор новые инвестиции. Лидирующие позиции в экспорте сохранит Бразилия (около 40% мирового экспорта) (с. 129).
Перспективы рынка мяса в целом с учетом сохранения невысоких цен на фуражное зерно оцениваются как положительные. Номинальные цены на мясо будут высокими в течение всего рассматриваемого периода, но ниже уровня 2014 г. (за исключением цен на говядину), а реальные несколько снизятся, но будут превышать уровень последних 10 лет. Мировое годовое потребление мяса к 2024 г. достигнет 35,5 кг на человека, т.е. вырастет на 1,6 кг по сравнению с предыдущим десятилетием (с. 131).
К 2024 г. мировое производство молока увеличится на 175 млн т (на 23%) по сравнению с 2012-2014 гг. В мировых масштабах темпы роста производства основных молочных продуктов будут соответствовать темпам роста производства молока (с. 133). Главными экспортерами молочных продуктов будут Новая Зеландия, ЕС, США и Австралия.
И.Ю. Жилина
2016.02.008. СГАР Ж. ФОРМИРУЮЩИЕСЯ РЫНОЧНЫЕ ЭКОНОМИКИ: КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ ОБЩИЙ ДОМ. SGARD J. Économies émergentes: Concurrence ou maison commune // Les dossiers du CERI. - P., 2015. - Mode of access: http://www.sden cespo. fr/ceri/fr/content/economies-emergentes-concurrence-ou-maison-commune?D09
Ключевые слова: формирующиеся рыночные экономики; Китай; экономический рост; старение населения; догоняющее развитие; международные организации.
В статье профессора политической экономии Национального фонда политических наук (Fondation nationale les sciences politicue) (Франция) рассматриваются последствия замедления темпов экономического роста Китая для мировой экономики и стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ).
Замедление темпов роста экономики большинства СФРЭ после подъема 2000-2012 гг. является одной из значимых тенденций последних лет. Считается, что основной его причиной (как, впро-
чем, и общего замедления роста мировой экономики) является снижение темпов роста экономики Китая, которое привело к сокращению китайского импорта и падению цен на сырьевые товары.
К этому добавляется эффект сырьевой специализации ряда СФРЭ: оказывая сильное давление на повышение реальных обменных курсов, такая специализация подавляет рост и инвестиции в промышленности и сфере услуг. Ресурсное проклятие, хорошо известное странам - экспортерам нефти, затрагивает также производителей минерального сырья и сельскохозяйственных продуктов. Предполагается, что соевый, зерновой и сырьевой бумы 2000-2012 гг. препятствовали подъему других секторов экономики Аргентины, Бразилии или Перу. В отличие от этих стран Индия или страны Центральной Европы, которые не экспортируют или почти не экспортируют сырьевые товары и торгуют преимущественно с про-мышленно развитыми странами (ПРС), меньше зависят от китайской экономики, а потому чувствуют себя в настоящее время относительно хорошо.
Однако замедление роста экономики СФРЭ обусловлено не только особенностями их внешнеторговой специализации и снижением темпов роста китайской экономики, но и дополнительными структурными факторами, влияние которых не поддается точному измерению. Речь идет, во-первых, о старении населения, с которым столкнулись не только ПРС, но и развивающиеся страны. Увеличение с 1960-х годов продолжительности жизни и быстрое сокращение рождаемости в этих странах привели к гораздо более резкому, чем в свое время в Европе, началу демографического перехода. Не исключено, что сейчас наблюдаются его первые экономические последствия.
Во-вторых, на общее состояние мировой экономики может влиять так называемая ловушка промежуточных доходов (middle-income trap). Статистические данные подтверждают, что темпы роста экономики страны имеют тенденцию к замедлению, когда размер ВВП на душу населения достигает 12-15 тыс. долл. Хотя первая фаза роста (от выхода из глубокой бедности до достижения промежуточного уровня доходов) проходит относительно легко, немногие страны способны полностью реализовать стратегию догоняющего развития и достичь уровня жизни богатых стран (наиболее яркими примерами являются Южная Корея и Тайвань, стра-
ны европейского Средиземноморья и Центральной Европы). В этом плане страны БРИКС находятся в критической зоне.
Ловушка промежуточных доходов чаще всего объясняется усложнением управления процессом освоения передовых технологий. Производство все более сложной продукции требует укрепления связей между НИОКР, образованием и промышленностью, а также совершенствования экономического и институционального окружения, основывающегося на более сложном сочетании частных и государственных инициатив, инфраструктур и рынков, инвестиций в школьное образование и производственные технологии.
Развитие институтов и способность расширять комплекс инструментов государственного регулирования является важнейшей проблемой для СФРЭ. Хотя очень часто рост экономики СФРЭ объясняется в первую очередь такими экономическими факторами, как затраты на рабочую силу или норма инвестиций, автор напоминает о серьезных различиях между ними в общественной и институциональной сферах. В качестве примера он приводит Китай, который за более чем четыре десятилетия очень быстрого роста не пережил ни одного крупного спада, избежал инфляции, банковских кризисов, девальвации национальной валюты и прочих обычных узких мест роста. Хотя в настоящее время в Китае появляются серьезные проблемы в области здравоохранения или окружающей среды, никаких кризисов, например в водоснабжении, или неконтролируемых эпидемий здесь не наблюдается.
Немногие СФРЭ могут похвастаться такими успехами. В частности, в России по сравнению с советским периодом значительно ухудшилось медико-санитарное состояние и качество университетского образования; в Бразилии и Индии приходят в упадок транспортная инфраструктура и система школьного образования; в ЮАР отсутствует прогресс в борьбе с бедностью.
Достижения Китая объясняются рядом факторов, которые связаны со способностью разрабатывать и осуществлять эффективную государственную политику. Последняя предполагает следующую последовательность действий: диагностика проблемы (например, низкий уровень образования в лицеях), которую надо решить; определение ее основных характеристик (количество учеников в классе, используемые пособия, квалификация преподавателей); разработка и принятие программы, которую может реализовать
компетентная и не слишком коррумпированная администрация. В конечном итоге можно спланировать институциональную метрику формирующейся рыночной экономики, реализуя определенную эффективную государственную политику в разных сферах (таких как общественный транспорт, борьба против противоправных действий в городах и против бедности, детской смертности и т.д.).
Демократический поворот в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Испания или государства Центральной Европы, отмечает автор, ставит вопрос о возможности догоняющего экономического развития в условиях авторитарных политических режимов, использующих опыт очень далеких от идеала европейской социал-демократии или американского либерализма государств. Высказывая сомнения в способности нелиберальной политики поддерживать в долгосрочном плане движение к обществу, в большей степени опирающемуся на частное предпринимательство, индивидуальные компетенции и диалог между правительством и гражданами, он все же признает успехи авторитарного Сингапура и Китая. Но сразу оговаривается, что новый русский, турецкий или венгерский авторитаризм, являющийся ответом на провал курса, нацеленного одновременно на догоняющее развитие и защиту общества от напря-женностей и кризисов, обусловленных глобализацией, ставит под сомнение индивидуальные права граждан, нетолерантен по отношению к меньшинствам, сужает публичное пространство и рынок в целом. Следовательно, он не способен создать сильные и компетентные общественные институты, необходимые для успешного участия страны в глобальной экономике.
Замедление экономического роста и новый авторитаризм еще острее ставят вопрос о месте СФРЭ в мировой экономике и политике. Автор подчеркивает, что пока невозможно понять, каким образом замедление роста повлияет на отношения СФРЭ с Западом. С одной стороны, без участия СФРЭ будет трудно обеспечить функционирование важных международных институтов и долговременное регулирование мировых рынков. С другой стороны, СФРЭ, продолжая сотрудничество с ПРС, могут параллельно начать создавать собственные институты, подобные новому банку развития БРИКС, или, выбрав стратегию «езды зайцем» (free-riding), постараются получать выгоду от участия в институтах и созданном Западом мировом порядке, но откажут ему в политической поддержке.
2016.02.009-010
В связи с этим автор высказывает следующие соображения. Во-первых, поскольку СФРЭ являются стейкхолдерами глобальной экономики и экспортируют разнообразную промышленную продукцию на мировой рынок, им стоило бы напомнить о необходимости отказаться от «карательных экспедиций» против существующего международного порядка. Во-вторых, международным организациям не свойственна конкуренция, но она для них и не сопряжена с неизбежными фатальными последствиями. Риски конкуренции появляются, если речь идет о финансировании портов или железных дорог. Если же речь идет о дестабилизации мировой экономики или дублировании МВФ, то здесь не может быть конкуренции, поскольку ставки слишком велики. В-третьих, создание новой международной организации, тем более разработка для нее правил в глобальных масштабах, - это сложный и дорогостоящий проект, легитимность которого нуждается в подтверждении, особенно если архитектура этого нового сооружения подчеркивает его стратегические интересы и даже гегемонистские амбиции.
И.Ю. Жилина
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
2016.02.009-010. БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ. (Сводный реферат).
2016.02.009. GÖRG H. Die Zukunft des Welthandels // Wirtschsfts-dienst. - Hamburg, 2015. - Jg. 95, N 5. - S. 303-308.
2016.02.010. PFLÜGER M., KREBS О. Quo vadis Welthandel? // Wirtschsftsdienst. - Hamburg, 2015. - Jg. 95, N 5. - S. 311-315.
Ключевые слова: мировая торговля; торговля товарами; торговля услугами; ВТО; региональные торговые соглашения.
В статьях немецких экономистов из Кильского института мировой экономики (Institut für Weltwirtschaft an der Universität Kiel, IfW) рассматриваются состояние (009) и перспективы развития международной торговли (010).
Начиная с 1950-х годов мировая торговля постоянно растет быстрее, чем мировая экономика в целом. В 2003 г. общий объем мировой торговли товарами составил 7,5 трлн долл., а услугами -1,8 трлн долл. В 2013 г., по данным Всемирной торговой организа-