АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
ЭКОНОМИКА
2016.02.007. ЛУНИ Р. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ».
LOONEY R. The political economy of the Post-Arab Spring // J. of South Asia and Middle Eastern studies. - Villanova (Pa), 2015. -Vol. 38, N 3. - P. 1-29.
Ключевые слова: страны Северной Африки и Ближнего Востока; «арабская весна»; экономическое развитие.
Автор - почетный профессор Школы подготовки морских офицеров (Монтеррей, Калифорния, США), автор 20 книг по проблемам развития.
К началу 2015 г. прошло четыре года опустошительного шествия «Арабской весны» по странам Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Прогнозы по странам БВСА всегда были делом нелегким, а уж что касается «Арабской весны», то вообще имел место разгул фантазии (что, дескать, демократия победит, монархи не удержатся на штыках и т. д.).
Причин неправильных прогнозов для этого региона несколько.
1. Часто регион БВСА берут в целом, не учитывая различий между странами. А надо бы регион разделить на группы стран. Например, с точки зрения экономики, их можно разделить на две более или менее однородные группы (что, впрочем, иногда делается): а) страны - экспортеры нефти и б) страны - импортеры нефти. А в отношении политической структуры их часто делят на: а) страны с демократическим правлением и б) страны с автократическим правлением.
2. Вторая причина неудачных прогнозов - тенденция концентрироваться либо на политических, либо на экономических силах,
играющих роль в процессе. Для одних исследователей на первый план выходят коррупция и связанные с ней моменты. Для других -главное экономика (например, невстроенность в глобальную экономику, провалы в развитии конкурентоспособного предпринимательства).
Автор предлагает объединить политические и экономические факторы в то, что он называет «политико-экономическим подходом» (с. 2), который только и дает рамки для понимания происходящего в регионе. Он предлагает поделить страны на три группы:
а) нефтяные монархии (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ);
б) арабские страны в процессе перехода (Египет, Ливия, Ту -нис, Йемен) (АСПП);
в) автократические режимы (Алжир, Иран, Сирия, Судан).
Есть еще одна подгруппа группы «б» - Иордания, Марокко
(монархии с конституционными реформами) и Алжир.
Автор считает, что каждая из указанных им групп демонстрирует свою особую экономическую динамику. Так, если сравнивать два периода - до так называемой «арабской весны» (2005-2010) и после (2011-2014), то каждая группа покажет свою динамику по годовому росту ВВП, а вернее, по снижению его темпов во всех группах: у нефтяных монархий - с 6,5% в год до 5,3%, у арабских стран, находящихся в процессе перехода (АСПП), - с 5,2 до 1,9%, а у «автократических режимов» - с 4,3 до 1,0% (с. 5).
Аналогичным образом автор сравнивает данные по инвестициям (в % от ВВП) по тем же двум периодам. Так, в нефтяных монархиях они составили, соответственно, 27,8 и 22,6%, в АСПП -24,1 и 20,6%, а в странах с «автократическими режимами» - 27,4 и 31,3% (с. 6). Рост последних - заслуга Ирана и Алжира.
Данные по безработице (в % от трудоспособного населения) за те же два периода: у нефтяных монархий - 3,8 и 3,7%, у АСПП -11,4 и 12,6%, и в странах с «автократическими режимами» - 12,2 и 11,9% (с. 7).
Наряду с привычными экономическими показателями развития страны существуют и относительно новые. Так, один из них -Индекс прогресса Лондонского института Легата (Legatum Institute Prosperity Index), разработанный Лондонским институтом Легата индекс стран по уровню процветания, состоящий из показателей по
свободе предпринимательства, образованию, здравоохранению, безопасности, личной свободе и социальному капиталу. И по каждому из этих показателей 140 стран ранжируются от 1 до 140. Вот и здесь, считает автор, три выделенные им страновые группы показали каждая свою особенность. Главное - те сдвиги, что произошли после начала «арабской весны» (см. табл.).
Таблица
Сравнение стран БВСА по индексу процветания (Легата) (с. 11-12)
Экономика Управление Предпринимательство Социальный капитал
2010 | 2014 | Разн. 2010 | 2014 | Разн. 2010 | 2014 | Разн. 2010 | 2014 | Разн.
Нефтяные мона эхин
Кувейт 36 16 20 36 44 -8 31 35 -4 28 62 -34
Сауд. Аравия 28 49 -21 49 49 0 48 49 -1 18 23 -5
ОАЭ 30 10 20 38 32 6 24 31 -7 36 43 -7
В среднем 31,3 25,0 6,3 41,0 41,7 -0,7 34,3 38,3 -4,0 27,3 42,7 -15,3
АСПП
Египет 72 119 -47 78 119 -41 84 89 -5 95 107 -12
Иордания 93 99 -6 42 58 -16 70 71 -1 83 100 -17
Марокко 35 52 -17 63 52 11 68 80 -12 13 84 -71
Тунис 49 87 -38 50 94 -44 45 56 -11 50 135 -85
Йемен 99 137 -38 103 137 -34 106 121 -34 79 120 -41
В среднем 69,6 98,8 -29,9 67,2 92 -24,8 74,6 83,4 -8,8 64 109,2 -45,2
Автократические режимы
Сирия 79 134 -55 79 124 -45 92 122 -30 75 127 -52
Алжир 90 50 40 90 103 -13 79 95 -16 74 95 -21
Судан 109 135 -26 109 135 -26 93 113 -20 21 112,8 -91,8
Иран 105 114 -9 105 120 -15 86 93 -7 106 106 0
В среднем 95,8 108,3 -12,5 95,8 120,5 -24,8 87,5 105,8 -18,3 69,0 110,2 -41,2
Каждый из показателей - составной, включающий в себя массу разнородных базовых показателей. Так, например, в показателе «Экономика» нашли отражение уровень капитальных накоплений, ВВП на одного занятого, темп экономического роста за последние пять лет и т.д. В показатель «Управление» входят политическая стабильность, отсутствие насилия, эффективность правительства, верховенство закона и степень обуздания коррупции и т.д. «Предпринимательство» - это уровень расходов на исследовательские разработки, величина издержек для старта собственного бизнеса, развитость инфраструктуры, ориентация на поддержку предприни-
мательства и т.д. «Социальный капитал» включает в себя элементы доверия к другим, возможность положиться на других, помощь чужакам, пожертвования, волонтерство.
Из таблицы видно, что нефтяные монархии лучше остальных выглядят на поле экономики, не потеряв своих экономических позиций в ходе «арабской весны», более того, они даже повысили рейтинг - с 31,3 до 25. Хуже остальных пришлось АСПП, ухудшившим свой рейтинг с 69,6 до 98,8. И лишь небольшое ухудшение по этому показателю - в странах с автократическими режимами с 98,5 до 108,3.
По показателю управления практически все страны показали снижение рейтинга: самое малое у нефтяных монархий (на 0,7); сильное (на 24,8) - у АСПП и авторитарных режимов. Но по этому показателю разброс оказался больше, а отдельные страны просто вырвались из группы: ОАЭ улучшили свой рейтинг на 6 пунктов, а Марокко - на 11.
Эти данные Института Легат доступны и общеизвестны. Автор предлагает пойти дальше: рассмотреть положение страны в прямоугольной системе координат, в которой каждая из разбитых на 140 делений осей - один из показателей Легата («управление», «экономика», «предпринимательство», «социальный капитал»), и сравнить, как это положение изменилось с 2010 г. по 2014 г. В данной статье автор представил только три пары связей - управления с остальными тремя показателями.
При первой же паре («управление» и «экономика») пропадает деление на три изначально предложенные автором группы, зато появляются два не очень плотных, но явно выраженных скопления, между которыми разбросаны «случайные» точки отдельных стран. В нижнем левом углу графика (хорошие, высокие места по экономике и управлению) в 2010 г. оказались ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Тунис и Марокко; в верхнем правом углу («плохие» места по обеим позициям) - Египет, Сирия, Йемен, Иран, Судан; и две страны находились далеко от этих групп и занимали особую позицию: Иордания (плохая экономика при хорошем управлении) и Алжир (хорошая экономика при плохом управлении). К 2014 г. показатели плавно ухудшились в обеих группах, по всем странам, а в Тунисе показатели ухудшились настолько, что страна оторвалась от
группы относительно успешных и стала дрейфовать в сторону отстающих.
Пара «управление» и «предпринимательство» (с. 16-17) снова показывает наличие двух групп в 2010 г.: в левом нижнем углу -более успешные (ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия, Тунис, Иордания, Марокко), а чуть правее и выше - те, что похуже (Египет, Сирия, Алжир, Судан, Йемен, Иран). К 2014 г. разрыв между этими группами немного увеличился, правда, от группы «лучших» оторвались Иордания, Марокко и Тунис, ухудшив свои показатели относительно других членов успешной группы.
Последняя пара («управление» и «социальный капитал») хоть и не дает на 2010 г. четко выраженной картины двух относительно компактных групп стран, но тенденцию деления на более и на менее успешных сохраняет. Однако здесь отмечаются две особенности: благодаря высокому рейтингу по социальному капиталу в группу «лучших» попало Марокко, и из группы «отстающих» вырвался Судан, заняв при этом особую позицию - исключительно высокий рейтинг по социальному капиталу и исключительно низкий рейтинг по управлению. К 2014 г. картина становится четче: ряд стран (Марокко из «хорошей» группы и все страны из группы «отстающих», за исключением Иордании) резко ухудшили свои позиции, и образовались опять-таки два скопления - ОАЭ, Кувейт и Саудовская Аравия, с одной стороны, и Тунис, Иран, Алжир, Египет, Сирия, Йемен - с другой, а между ними - Иордания и Марокко. Судан по-прежнему занимает свою особую позицию.
Рабочая гипотеза, считает автор, может быть сформулирована так: «Высокий уровень управления помог поддержать высокий уровень экономики путем создания стимулов для предпринимательства в проникнутой большим доверием среде. А предприниматели могут оказать давление на правительство в плане дальнейшего проведения реформ... И напротив, низкий и падающий уровень управления тормозит рост страны. Его недостаточно для поддержки предпринимательства и растущих рынков. А при отсутствии сильных групп интересов, выступающих за реформы, падает уровень управления и экономической свободы.» (с. 19). К примеру, нефтяные монархии не только поддержали уровни управления и экономической свободы, но и во многих случаях серьезно приня-
лись за политические и экономические реформы. «Прогресс пока медленный, но развитие идет в правильном направлении» (с. 20).
Ю.В. Чайников
ВЛАСТЬ
2016.02.008. ЭНГЕЛЬ У. ЮЖНАЯ АФРИКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ 2014 г.
ENGEL U. South Africa: The 2014 г. national and provincial elections // Africa Spectrum. - Hamburg, 2014. - N 2. - P. 79-89.
Ключевые слова: ЮАР; национальные и провинциальные выборы.
Ульф Энгель (Институт африканских исследований в Лейп-цигском университете, ФРГ; профессор политологии в Стелленбос-ском университете, ЮАР) отмечает, что пятые после отмены апартеида национальные и провинциальные выборы, состоявшиеся 7 мая 2014 г., прошли в условиях роста оппозиции как внутри правящей партии «Африканский национальный конгресс» (АНК), так и за ее пределами. После 20 лет пребывания у власти АНК в стране растет недовольство деятельностью правительства в социальной сфере и его неспособностью преодолеть растущее неравенство.
Хотя за время правления АНК были достигнуты большие успехи в расширении доступа населения к системе здравоохранения, было предоставлено 3,3 млн жилых домов по низкой стоимости и увеличена доступность к коммунальным услугам (электричество, водопровод, средства санитарии), однако по индексу человеческого развития ЮАР находится на 121 месте среди 187 стран. Это связано с пандемией СПИДа (6,2 млн человек, или 12,3% всего населения) и снижением средней продолжительности жизни.
Безработица, по официальным данным, составляет 25%, но, по различным оценкам, 40% населения в действительности исключены из формального сектора. Коэффициент Джини в ЮАР составлял 63,1 в 2009 г., а удельный вес населения, живущего ниже национального уровня бедности, равнялся в 2006 г. 23%.
Несмотря на огромные инвестиции в сферу образования, качество школьного образования в ЮАР снижается. Отсев учащихся