шающих факторов формирования культуры жизнетворчества личности, ведь именно в нем заложены желание и возможности человека к духовно-волевому самовыражению, к самоупорядочению объективного и нравственного мира, к творческому самоутверждению как субъекту духовности и общественности, благодаря чему возможно не только влиять на внешнюю природную и социальную реальность, но и на собственные, внутренние, мировоззренческие ценностные и жизнетворческие характеристики.
А.Д. Емельяненко, Л.И. Мозговой, Г. В. Хлебников
2016.02.003. КОЛИН К.К., УРСУЛ А.Д. ИНФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА: ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ КУЛЬТУРОЛОГИЮ. - М.: Стратегические приоритеты, 2015. - 299 с.
Ключевые слова: информация; культура; информационная культурология; информационный феномен; науки об информации; культурная эволюция.
В данном издании авторами был осуществлен системный научно-методологический анализ философских оснований информационной культурологии как нового направления теории развития информационной культуры. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение в связи с высокими темпами развития информационной цивилизации в XXI в. Одной из задач исследования является помощь людям, в первую очередь представителям молодого поколения, дать ответы на вопросы, сформулированные в свое время И. Кантом:
Что я должен знать?
Как я должен поступать?
На что я могу надеяться? (с. 278-279)
Книга состоит из введения (с. 7-11), четырех частей «Культура как информационный феномен: Теоретико-методологические основания» (с. 12-96), «Информационная культура и информационная культурология» (с. 97-154), «Культурологические проблемы информационной безопасности» (с. 155-252), «Перспективы развития информационной культурологии» (с. 254-277) и раздела, написанного вместо заключения (с. 278-279).
Во введении авторы рассматривают информатику - и даже шире - информационное исследование - в качестве обобщающего направления, изучающего информацию и информационные процессы новой фундаментальной области научного знания, а взаимоотношение процессов информатизации и видения культуры - в качестве информационно-семиотического феномена (с. 8-9). Информационная культурология представляется как изучение процессов в развитии культуры и общества, которые изменяют среду обитания человека, стереотипы поведения, духовные ценности, традиционные области деятельности, духовные ценности и представления о качестве жизни, пространстве и времени (с. 10).
В первой части, написанной А. Д. Урсулом, приводятся философские обоснования широкого информационного подхода к изучению проблем развития культуры и необходимости разработки информационной культурологии в качестве новой науки, создаваемой на базе представления об информации как всеобщей характеристике всего сущего. Утверждается, что информационный подход, признаками которого являются взаимодействие и отражение систем, может употребляться в любой научной области (с. 16-17). При этом в структуре предметной области информатики выделяются теоретические основы информатики, информация техническая, социальная, биологическая и физическая (с. 36). Используя понятие ноосферы (от греч. «сфера разума»), как «мыслящей оболочки», связанной с возникновением и развитием человечества и его взаимодействием с окружающей средой, а также как общества, где мерилом станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой (с. 86), философ предлагает концепцию культурогенеза через устойчивое развитие, существенного повышения роли культуры, и прежде всего ее духовно-информационной составляющей в жизни общества (с. 91). Он говорит о возможности появления принципиально нового типа культуры -ноосферной, являющейся «вершиной» глобально-эволюционных процессов во Вселенной (с. 95), предрекая сущность становления коллективного ноосферного интеллекта как естественного результата развития культуры. Этот ноосферный интеллект должен объединить в единую систему естественный интеллект отдельных личностей и искусственный интеллект новых информационных технологий (с. 93). В первой части также излагается и критикуется
концепция культурного лага (отставания или запаздывания) между материальной культурой и более медленно развивающейся культурой нематериальной, сформулированная американским социологом У.Ф. Осборном в противовес теории экономического детерминизма. Критерием высокого уровня развития и качества жизни в сфере разума станут нравственно-гуманистические ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и природной средой в условиях обеспечения всеобщей безопасности. Выдвигается гипотеза о контакте с инопланетными цивилизациями в случае возможности устойчивого существования обществ ноо-сферного уровня и образования информационно-ноосферной системы когерентной социоприродной эволюции (с. 95).
Во второй части, принадлежащей вместе с третьей и четвертой перу К.К. Колина, рассматриваются качества жизни в информационном обществе (с. 99-104), основные компоненты информационной, и в частности электронной культуры, как интегрального показателя развития в условиях глобальной информатизации, а также соотношение между понятиями культуры информационной и электронной. Предлагается авторское понимание определения и задач информационной культурологии как науки, находящейся на начальной стадии формирования. Объектом ее исследования является совокупность информационных явлений в сфере культуры, связанных с деятельностью человека и с усилением роли информации в развитии общества. Предметом исследования считаются закономерности, методы и средства проявления и реализации данных процессов, а также особенности информационных и коммуникационных технологий. В качестве основных направлений исследований называются философские основы информационной культурологи, информационная культура личности, корпоративных, государственных и социальных структур, электронная культура, социально-культурологические проблемы развития сетевых структур общества и информационных коммуникаций, информационные технологии в искусстве и творчестве, культурологические аспекты информационной безопасности, информационная этика и информационная культура международного общения (с. 113-114). Методологической основой стало выделение направлений, как уже достаточно известных в научной культуре, в том числе «информационной» и «электронной» культуры, так и представляющих интерес с точки
зрения авторов - они совпадают с названием частей книги. Подчеркивается социальная значимость информационной культуры в решении проблемы занятости населения в связи с использованием сетевых технологий, доступа к информационным ресурсам и их использования в сферах здравоохранения и социальной работе. В развитии информационной культуры личности определяется важность духовно-нравственной ориентации формирования мировоззренческих установок, препятствующих дегуманизации. Среди областей применения электронной культуры особо выделяется возможность электронной реконструкции памятников истории и культуры, в том числе соборов и городов на протяжении их развития (с. 135). Это представляет особый интерес в свете проблемы сохранения информационного разнообразия в контексте информационной глобализации общества.
Третья часть посвящена культурологическим проблемам информационной безопасности. В данной связи анализируются представления о глобализации как «долгосрочном процессе объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе» -такое определение было дано Э. Фрост. Это процесс универсализации и интеграции, обретения целостности человечества, созидания не только его планетарной общности, но и единой социоприродной системы «человек - общество - природа» (с. 157) с пониманием необходимости сохранения культурной и природной среды. Однако данный сложный и многоаспектный процесс развития мирового сообщества включает в себя не только экономические и геополитические, но и тонкие психологические и культурологические аспекты, такие как национальная идентичность и духовные ценности. Кроме того на первый план выдвигаются необходимость сохранения истинно гуманного и гуманистического, что «с таким трудом было накоплено за многие тысячелетия развития человеческой истории» (с. 162) в условиях все большего проникновения информационно-компьютерных технологий в повседневную жизнь. Изменение структуры занятости в информационном обществе (с. 178201) выражается как в появлении новых профессий, так и во все большей компьютеризации традиционных отраслей. В рамках проблемы многоязычия в информационном обществе освещаются меры политики ЮНЕСКО по развитию информационной грамотности, обеспечению сохранения и доступности информации, а также
информационной этике (с. 224). Однако при всех ощутимых плюсах применения ИКТ (информационно-компьютерных технологий) существует опасность виртуализации общества, заключающаяся, по мнению Д. В. Иванова, в изменении его - общества - природы (с. 236). Одним из самых наглядных последствий виртуализации становится дефицит общения, причина которого кроется в снижении интенсивности и качества общения с другими людьми. Дефицит этот, характерный, прежде всего, для крупных городов, человек пытается восполнить с помощью телевидения и тех же ИКТ, в которых все большую популярность приобретают коллективные компьютерные игры. Таким образом, зачастую реальное подменяется виртуальным, что порождает социальные проблемы.
Четвертая глава посвящается перспективам развития информационной культурологии, в том числе информационному образу жизни, этике, а также определению перечня философских проблем, с ней связанных. Среди них выделяется определение философских основ данной науки, осмысление комплексной проблемы сохранения социально-культурного разнообразия человечества и положения человека в глобальном информационном обществе, когнитивные проблемы информационной культуры и философские проблемы формирования информационной этики (с. 255-256). Сама информационная культурология называется не только наукой будущего, но и наукой для будущего в свете того, что информатизация, как предполагается по гипотезе ее - информатизации - доминирующем характере и продолжении совершенствования на стадиях развития человечества уже после формирования глобального информационного общества, останется стержневым процессом эволюции цивилизации. Одним из главных направлений исследований в данной области является формирование общей теории эволюции как основы для понимания процессов самореализации и развития не только живой природы, но и человеческого общества и самого человека. Создание теории столь высокого уровня, охватывающей явления от микромира до процессов космологического порядка, представляет особый интерес - как для философии, так и для новых междисциплинарных исследований, находящихся на стыке естественно-научного и гуманитарного знания. Одним из них является текстология, изучающая структуру и закономерности формирования текстов, которые являются семантической основой
культуры человеческого общества, в частности текстов сакральных. Они, по утверждению профессора В.В. Мелихова, внедряясь при помощи религиозных процедур в сознание и подсознание людей, становятся содержанием общественного сознания, генетической памятью тех или иных традиционных культур, формируют этические нормы поведения людей и шкалу их моральных ценностей, дают возможность ощущать себя частью сообщества (с. 259). Семантическую же основу культуры отдельной нации составляют язык и письменность народа. Проблема сохранения, преемственности и развития мировых культур является одной из важнейших составных частей проблемы выживания человечества, сохранения людьми основных человеческих качеств. Будучи общецивилизаци-онной, она должна составлять предмет внимания не только ученых культурологов и работников сферы культуры, так как тесно связана с проблемами обеспечения национальной и глобальной безопасности, значение которых будет возрастать в ближайшие годы (с. 260). Философам и представителям фундаментальных наук в комплексном изучении данных явлений рекомендуется руководствоваться информационным и генетическим подходами и принципом фрак-тальности, наглядно проявляющимся в организации генетической памяти сложных природных систем (с. 261). Размышляя о будущем цивилизации, авторы предлагают читателю осмыслить вопрос, нужна ли человечеству перспектива превращения в безвольный элемент, полностью контролируемый глобальной информационной машиной - подобная ситуация описывается в романе А. Зиновьева «Глобальный человейник» (с. 272) и произведениях ряда американских фантастов. Дабы подобного не случилось должны действовать моральные ограничения, своего рода нравственный императив, поэтому особую важность приобретает задача формирования этики информационного общества (с. 273).
И.М. Цибизова
2016.02.004. КУМАНОВА А. НЕСТИНАРИАНА: ИСТОРИОГРАФИЯ. ФОТОМОНОГРАФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. KUMANOVA A. Nestinariana: Historiography. Photo monography: Compendium / Ed. N. Vasilev et al. - София: За буквите - О писме-нехь, 2014. - 190 p.