Научная статья на тему '2016. 02. 001. Хиршман Д. , Берман Э. П. Делают ли экономисты политику? о политических эффектах экономической науки. Hirshman D. , Berman E. p. do economists make policies? On the political effects of Economics // Socio-econ. Rev. - Oxford, 2014. - vol. 12, n 4. - p. 779-811'

2016. 02. 001. Хиршман Д. , Берман Э. П. Делают ли экономисты политику? о политических эффектах экономической науки. Hirshman D. , Berman E. p. do economists make policies? On the political effects of Economics // Socio-econ. Rev. - Oxford, 2014. - vol. 12, n 4. - p. 779-811 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ / КОГНИТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 001. Хиршман Д. , Берман Э. П. Делают ли экономисты политику? о политических эффектах экономической науки. Hirshman D. , Berman E. p. do economists make policies? On the political effects of Economics // Socio-econ. Rev. - Oxford, 2014. - vol. 12, n 4. - p. 779-811»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

2016.02.001. ХИРШМАН Д., БЕРМАН Э.П. ДЕЛАЮТ ЛИ ЭКОНОМИСТЫ ПОЛИТИКУ? О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

HIRSHMAN D., BERMAN E.P. Do economists make policies? On the political effects of economics // Socio-econ. rev. - Oxford, 2014. -Vol. 12, N 4. - P. 779-811.

Ключевые слова: профессиональные возможности экономистов; институционализация экономической науки, когнитивная инфраструктура; экономический стиль мышления; экономический инструментарий.

Сотрудники Университетов штата Мичиган (Д. Хиршман) и Олбани (Э.П. Берман) анализируют меры, которые должны быть реализованы для того, чтобы экономисты смогли влиять на политику, и формы проявления такого влияния.

Изучив большое число публикаций (библиография к статье включает 175 названий работ, опубликованных в 1944-2013 гг.), авторы пришли к выводу о необходимости сосредоточиться прежде всего на выяснении источников влияния экономистов на политику. Среди них они выделяют: профессиональные возможности экономистов, положение в организациях, которые оказывают влияние на политику, когнитивную инфраструктуру принятия политических решений. Анализ каждого из этих источников предполагает два этапа: исследование предпосылок его возникновения и изучение механизмов влияния на политику.

В настоящее время экономисты считаются наиболее компетентными советчиками при выработке политических решений по сравнению с представителями других профессиональных сообществ. Эволюция профессиональных возможностей экономистов в ХХ в. была исследована на примере США, где ученые, занимав-

шиеся академическими разработками экономических проблем, достигли принципиально новых возможностей влияния на политику, причем не только в США, но и в других странах. США стали своеобразным центром транснациональных экспертных сетей. Обученные там экономисты приобрели влияние в странах Латинской Америки именно благодаря своему высокому уровню профессионализма. Подготовленные в США квалифицированные китайские экономисты интегрировались в бюрократическую систему Китая и сыграли важную роль в постепенном демонтаже коммунистической экономики.

Между тем до начала XX в. профессионализм и институцио-нализация экономистов в США находились на зачаточном уровне. В первые десятилетия XX в. авторитет экономистов постепенно повышался, и они сыграли значимую роль в разработке «Нового курса» Ф. Рузвельта, реализация которого позволила вывести страну из Великой депрессии. Качественный скачок произошел во время Второй мировой войны, когда экономисты консультировали правительство США по вопросам мобилизации экономики, увеличения выпуска военной продукции, ключевым проблемам военного бюджета, планирования, эффективного использования ресурсов. Роль, которую сыграли экономисты в этот период, позволила П. Самуэльсону определить Вторую мировую войну не только как физическую, но и как экономическую1. Успехи экономистов были обусловлены и совершенствованием используемого ими инструментария: институциональные подходы были вытеснены современными математическими методами, позволившими повысить статус экономики как науки, а следовательно, и доверие к ней.

Следствием расширения профессиональных возможностей экономистов стала институционализация последних. В 1946 г. Законом о занятости в Администрации Президента США был создан Комитет экономических советников (Council of economic advisers, CEA) в составе председателя и двух членов2.

1 Samuelson P.A. Unemployment ahead: A warning to the Washington expert // New republic. - 1944. - September 11, N 111. - Р. 297-299.

Председателем CEA с 10 июня 2013 г. является Дж. Фурман (J. Furman), членами - Дж. Шамбау (J. Shambau) и С. Блек (S. Black). К задачам CEA относятся проведение эмпирических исследований для Белого дома, подготовка ежегодного Экономического доклада Президента США, подготовка для него рекомендаций по

В организациях, влияющих на политику, экономисты становились обязательным звеном в процессе выработки конкретных направлений политики. В рамках стратегии войны с бедностью, провозглашенной президентом Л. Джонсоном в 1964 г., экономисты, работавшие в федеральных агентствах США, внедряли определение бедности как абсолютной, а также принципы оценки программ, направленных на преодоление бедности.

Экономисты могут стать и субъектами выработки политических решений - хорошим примером этого являются центральные банки, которые во многих странах возглавляют именно экономисты. То же в значительной степени относится и к министерствам финансов. Помимо национальных структур, экономисты занимают ключевые посты и в наднациональных организациях. К ним относятся, например, Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые в течение длительного времени проводят политику, разрабатываемую экономистами, - начиная с мероприятий по послевоенному восстановлению Европы и кончая оказанием экономической помощи Греции. При этом направления политики могут меняться. Так, в 1980-х годах доминантой являлся так называемый Вашингтонский консенсус, имевший неолиберальную направленность. В 2000-е годы упор был сделан на конкретные программы развития (в частности, на микрокредитование). Расширились возможности для экономических экспериментов в странах с реформируемой экономикой, а также для проведения рандомизированных исследований.

Экономисты часто занимают важные должности, входят в политическую элиту страны. Так было, например, в США в период президентства Дж. Кеннеди, когда члены СЕА взяли на себя разработку предложений по совершенствованию налоговой политики. Аналогичная ситуация сложилась и при президенте Б. Обаме, когда экономисты обосновывали масштабы и характер экономического стимулирования.

Когнитивная инфраструктура принятия политических решений, сформированная экономистами, включает два элемента: экономический стиль мышления и экономический инструментарий.

национальной экономической политике и др. В CEA работают экономисты, специализирующиеся в различных областях, имеется собственное статистическое подразделение. - Прим. реф.

Под термином «стиль мышления», введенным А. Хекингом в 1992 г., понимаются: концепции, задающие вектор развития данной дисциплины, подходы к обсуждению, неформальные предположения и методологические подходы, использование которых позволяет предлагать новые объяснения существующих проблем. Экономический стиль мышления предполагает использование в исследованиях моделей, анализ количественных эмпирических данных и т.п., каузальный анализ политических решений, которые основаны на экономических теориях. Он базируется на определенных методологических допущениях, в частности касающихся важности количественных оценок и целесообразности использования денежного измерителя, ассоциируется с формализацией и квантификацией предлагаемых решений. Экономический стиль мышления может иметь важные политические последствия. Например, в конце 1970-х годов экономистам удалось убедить американских политиков, что важнейшим фактором экономического роста являются технологические инновации. В результате политика была сориентирована на развитие предпринимательства и патентования, которые были определены в терминах экономической ценности и рыночного признания.

Экономический инструментарий разделяется на инструментарий прогнозирования и инструментарий выбора решений. Первый важен потому, что на основе анализа отдельных экономических показателей (ВВП, инфляции, уровня безработицы и др.) можно планировать политику; второй представляет собой формализованные процедуры, которые могут использоваться в различных целях. Экономический инструментарий может эволюционировать, могут изменяться масштабы и область его использования.

С.Н. Смирнов

2016.02.002. ШАВАНЬЁ К. КАК СТАТЬ ЗНАМЕНИТЫМ ЭКОНОМИСТОМ?

CHAVAGNEUX Ch. Comment deviant-on un économiste célèbre? // Problèmes écon. - P., 2015. - N 3111. - P. 16-22.

Ключевые слова: Т. Пикетти; Ж. Тироль; американизация экономической науки; мейнстрим.

В последние два года, отмечает сотрудник французского журнала «Alternatives économiques», французские экономисты по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.