Научная статья на тему '2016. 01. 036. Элиопулос П. Эпикуреизм в понимании человеческой души в «De rerum natura » Лукреция. Eliopoulos P. The Epicurean views on the human soul in Lucrecius’ De rerum natura // Dialogue and universalism. - Warszawa, 2015. - Vol. 25, n 1. - p. 30-37'

2016. 01. 036. Элиопулос П. Эпикуреизм в понимании человеческой души в «De rerum natura » Лукреция. Eliopoulos P. The Epicurean views on the human soul in Lucrecius’ De rerum natura // Dialogue and universalism. - Warszawa, 2015. - Vol. 25, n 1. - p. 30-37 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИКУР / ЛУКРЕЦИЙ / ДУША / АТОМЫ / ПУСТОТА / ОТКЛОНЕНИЕ / ДВИЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 036. Элиопулос П. Эпикуреизм в понимании человеческой души в «De rerum natura » Лукреция. Eliopoulos P. The Epicurean views on the human soul in Lucrecius’ De rerum natura // Dialogue and universalism. - Warszawa, 2015. - Vol. 25, n 1. - p. 30-37»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

2016.01.036. ЭЛИОПУЛОС П. ЭПИКУРЕИЗМ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В «DERERUMNATURA» ЛУКРЕЦИЯ. ELIOPOULOS P. The Epicurean views on the human soul in Lucrecius' De rerum natura // Dialogue and universalism. - Warszawa, 2015. -Vol. 25, N 1. - P. 30-37.

Ключевые слова: Эпикур; Лукреций; душа; атомы; пустота; отклонение; движение.

В статье Элиопулоса, доктора философии и лектора в Пелопоннесском университете (Греция), показывается, как эпикурейская физика создается на основе системы универсальной динамики сотворения мира. Один из основных принципов: нет порождения без движения. Человек, как и другие существа, - продукт движения атомов в космической пустоте. Неожиданное завихрение, сбой, отклонение в движении атомов - позитивны, поскольку универсум не детерминирован и человек наделен свободной волей. Движение атомов и их отклонения, согласно Эпикуру и Лукрецию, также свойственны и пространству человеческой души. Лукреций в «De rerum natura» точно следует эпикуровской доктрине, разделяющей душу на иррациональную часть, именуемую anima, и рациональную часть - animus, соответствующую дистинкции «псюхе» и «дианойи» (с. 30).

Опираясь на твердое основание атомарной теории Демокрита, эпикурейская физика разрабатывает в системе универсальной мировой динамики движения свое понимание сотворения мира. Повсюду в универсуме совершаются определенные невидимые процессы, инициируемые незримыми элементами - атомами, которыми объясняется и гарантируется существование мира. Невидимое так же телесно, как и видимое. Этим невидимым частицам, конституирующим материальный мир, Лукреций дает различные

названия: genitalia corpora, materies, rerum primordial, semina rerum, corpora prima. Эти названия отмечают прежде всего не малую величину атомов, а их базовую изначальность для всех сущностей. Концепция Лукреция о пределах или границах, вложенных в материю, - это концепция атомов, навечно зафиксированных в огромном, но не бесконечном многообразии своих форм и определенных взаимным расположением в пустоте. В этих формах атомы - в отличие от любых других материальных образований - являются наиболее устойчивыми.

Для Эпикура механизм, который объясняет все виды изменений, прост и тройственен. В сложносоставленном теле изменение может произойти посредством: 1) добавления новой материи; 2) утраты прежней материи; 3) благодаря внутреннему перемещению его частей. При этом сами атомы теоретически настолько мельчайшие частички, что к ним самим ничто не может быть ни добавлено, ни убавлено, и сами они неспособны к внутриатомным транспозициям. Ввиду этого единства атомы неизменны и поэтому неразрушимы.

Душа тоже состоит из атомов. В третьей книге своего труда Лукреций пишет, что душа может исцеляться, а это указывает на ее смертность. Наиболее общие законы универсума неизбежны и непреложны для всех существ и обязательны как для микро-, так и для макрокосмоса. Душа и мир разрушаются, когда их части меняются. Эти взгляды противоречат платоновским и аристотелевским концепциям об этом мире как уникальном и вечном, а также защищают автономию мира от богов. Лукреций же акцентирует тот факт, что только безграничный универсум как целое действительно бессмертен, а отнюдь не индивидуальные феномены, включая человеческое существо и/или его душу. Таким образом, любое рассмотрение возникновения влечет за собой и анализ разрушения. Все существует без какого-либо плана, без устремления к какому-либо телосу. Универсум бесконечен во всех направлениях и хотя нет никаких границ вверх или вниз, имеется верх и низ самих атомов, вместе с их естественным движением по направлению вниз, пока не столкнутся с каким-либо другим атомом. Поэтому их движение имеет три специфические формы: а) вниз - естественное движение; б) движение во всех других направлениях, вызванное ударами других атомов; в) есть еще и специфический «клинамен»

(Элиопулос, как и Фаулер, считает, что эта теория принадлежит лично Эпикуру), который является внезапным мелким отклонением от естественного пути атома. Это отклонение, полагает Лукреций, и стоит как причина за способностью человеческого существа к свободе воли, а также является доказательством несуществования детерминизма.

Есть две причины того, почему Лукреций допускает существование этого клинамена: одна - чтобы могли происходить столкновения для формирования составных тел, и другая - чтобы можно было объяснить свободу воли. Тем самым клинамен служит двум аспектам эпикурейской теории: космологическому и психологическому. Он показывает, как изменение входит в мир, который в других случаях остался бы неизменным. Он также показывает, что все возможные отклонения происходят внутри человеческой души, а именно в анимусе, но не других сложносоставных телах, исключая их космогоническую функцию.

Однако в системе Эпикура, которая отличается идеей поддержки регулярности феноменов, это отклонение представляется странным. В психологической же сфере Эпикур и Лукреций ограничивают его (отклонения) роль активацией воли. Как человеческие существа, так и животные описываются последним как смертные. При этом если первые способны развиться от животного состояния в человеческое, то атомная структура вторых остается онтологически неизменной и передается по наследству, препятствуя превращению одного вида существ в другие (с. 32).

Если Эпикур утверждает («Письмо к Геродоту»), что душа -это тело, так как она действует и страдает, то Лукреций аргументирует вслед за ним следующим образом: 1) у души есть сила двигать тело; поскольку же оно материально, то должно приводиться в движение каким-то материальным объектом; 2) когда страдает тело, страдает и душа. При этом боль может передаваться от тела к телу.

Лукреций говорит о двух частях души: anima и animus, отвергая для обоих предположение, что они могут быть эпифеноменами, или гармонией составляющих частей. Диоген Лаэртский пишет, что Эпикур говорил о душе как о теле, составляющие части которого могут быть сравнимы с дыханием, теплом и третьим элементом, чрезвычайно гладким и тонким, который не имеет назва-

ния (с. 33). Лукреций добавляет четвертый элемент - воздух. Однако, замечает автор статьи, это оспаривается у Аэция, который утверждает, что Эпикур думал о четырех разновидностях элементов души, один из которых был воздухом, а неназванный ассоциируется с ощущением. Этот более тонкий элемент (Лукреций называет его «четвертой природой») способен переносить движения-чувства, т.е. удовольствие и боль, сначала к другой душе, а от нее - к телу, действуя как «душа в душе» (anima animae). Атомы всех душ различаются тем, что они гладкие, круглые и тонкие. Ввиду того что атомы отличны лишь по внешнему виду, размеру и положению, все диспозиции людей и животных возникают вследствие этих вариаций. Существенные различия в характере индивидуумов, таким образом, появляются благодаря: а) числу атомов каждого вида; б) их расположению внутри души. При этом общее число атомов остается неизменным, но их аранжировка модифицируется (с. 33).

Для Лукреция анима репрезентирует греческую уихП, понимаемую, предположительно, в гомеровском значении «немыслящая жизнь», тогда как анимус - это Siavoia (ум). Элиопулос указывает, что в «О природе вещей» нет данных о том, что они состоят из разных элементов, хотя одним из различий является, что анимус расположен в груди, а анима - распределена по всему телу. Элиопулос приводит мнение Д. Фаулера, согласно которому Эпикур колебался в вопросе о более точном положении этой мыслящей части, тогда как Лукреций более определенен, полагая ее в сердце и его ближайшем окружении (с. 34), считая, что ум не может существовать ни вне тела, ни даже в любом его месте, а только лишь в его специфических частях. И душа, по его мнению, не смогла бы пережить воздействие ветра на открытом воздухе. Из-за своей рассеянности в теле атомы души переплетены с атомами тела. Для человеческой структуры анимус как наиболее обширная группировка атомов души чувствительна для движений, несущих чувства. Практически, заключает автор статьи, у Лукреция отличие анимы и анимуса остается различием функций, а не разных типов тел.

Несмотря на различие функций, они оба являются интегральными частями тела. Душа так же мало может существовать вне тела, как глаз, нос или рука, которые тоже не могут жить сами по себе. В то же время Лукреций дополнительно показывает, что анимус гораздо более важен для поддержания жизни, чем анима: без ани-

муса-ума она не может оставаться в теле и мига, тогда как оно может долгое время существовать, если первый пребывает в последнем даже после ампутации всех конечностей, т.е. после удаления значительной части души. В момент смерти эта последняя, представляя собой живые тепло и дыхание, оставляет тело. Римский поэт сравнивает этот процесс то с букетом вина, то с запахом благовоний, то истечением дыма и тому подобным.

Согласно эпикурейской психологии, одной из функций ума является способность опознания субтильных образов, которые представляют собой атомы, которые слишком тонки, чтобы воздействовать на органы чувств, однако проникают в мозг и вызывают в нем ментальные картинки.

Другими его функциями являются оценка и интерпретация ментальных и чувственных репрезентаций, формирование, в том числе, общих понятий (jipo^nysiç), которые основываются на последних. Получая от органов чувств информацию об опыте ощущений, чувствах боли и наслаждения, ум способен о них судить, не считая эти чувственные перцепции своими собственными и сам не испытывая их непосредственно. Автор статьи считает необходимым отметить: несмотря на то что ощущения являются материалом для органов чувств, континуальная вовлеченность в этот процесс души указывает на его до определенной степени психосоматической характер (с. 35-36).

В морфологии души составляющие ее атомы гладки и круглы, поэтому они не могут плотно соединяться и держаться друг с другом сами собой, а нуждаются для этого в более крупных и тесно сцепленных атомах тела, так чтобы между ее атомами не было пространственного промежутка. При разрушении тела атомы души развеиваются, и она не сохраняет способности ощущения. Смерть наступает также при воздействии на безымянные атомы души боли или чего-либо вредоносного: прикоснуться к четвертому элементу -значит коснуться всей структуры тела, ввергнуть его в хаос (с. 36).

Всего Лукреций приводит 29 доказательств смертности души, среди которых самые существенные, считает Элиопулос, по-видимому, следующие: мы не помним свои предшествующие жизни; ноэтические способности слабеют и исчезают вместе с другими функциями тела; наши умы восстанавливаются с помощью медицины, что противоречит концепции о неизменности вечного существа.

По аналогии с человеком и космос понимается как макроан-тропос: тесный союз между тяжелой землей и легким воздухом сравнивается с соединением тела и души: «тончайшая сила» последней способна держать и поднимать огромный вес первого. Это сравнение гигантского космического феномена и ничтожного по размерам человеческого тела имеет и психологическое значение снижения удивительного и ужасающего качества первого. В силу этого, замечает автор статьи, космология Лукреция многозначна и дидактична, и она уменьшает важность вещей, которые обычно внушают людям ужас и благоговейный трепет.

При этом, полагает Элиопулос, иллюстрации Эпикура и Лукреция к структуре, движению и функционированию человеческой души не кажутся достаточно успешными попытками спасти свободу воли человека и опровергнуть детерминизм в том, что иначе казалось бы жестко детерминированным универсумом, так как уже и сам клинамен, столь важный для стабилизации очень многих доктрин Эпикура, включает в себя множество неизбежных и обусловленных событий, а это переводит анализ из сферы психологии в плоскость всей физики Эпикура в целом.

Г.В. Хлебников

2016.01.037. НЕАКШУ А. МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО В КОНЦЕПЦИИ ПОРФИРИЯ. NEACSU A. Between heaven and earth: The human being in Porphyry's conception // Dialogue and universalism. - Warszawa, 2015. -Vol. 25, N 1. - P. 45-56.

Ключевые слова: человеческое существо; высшие существа; Абсолютное Существо; душа; тело; животное; духовная жизнь; иррациональная жизнь; счастье; Порфирий; Плотин.

Относительно небольшая, но емкая статья Адрианы Неакшу (доктор философии, профессор университета Крайовы, Румыния), состоит из восьми частей, включая выводы. В первой «Вступление: Порфирий - как синтезатор Плотиновской мысли, так и выдающаяся философская личность», Неакшу сообщает, что Порфирий из Тира - «наиболее важный» ученик Плотина, великого основателя античного неоплатонизма, который поручил первому издать свои произведения. После смерти Плотина Порфирий издал его 54 трак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.