Научная статья на тему '2016. 01. 011. Наумов В. П. Царевна Софья. - М. : молодая гвардия, 2015. - 367 с'

2016. 01. 011. Наумов В. П. Царевна Софья. - М. : молодая гвардия, 2015. - 367 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1569
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII В / ЦАРЕВНА СОФЬЯ / БИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 011. Наумов В. П. Царевна Софья. - М. : молодая гвардия, 2015. - 367 с»

ми последних Рюриковичей и первых Романовых по данной линии государственного строительства относительно невелико. Изменилось многое, начался принципиально новый период в истории русского воеводского корпуса (с. 94).

В. С. Коновалов

2016.01.011. НАУМОВ В.П. ЦАРЕВНА СОФЬЯ. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 367 с.

Ключевые слова: Россия; вторая половина XVIIв.; царевна Софья; биография.

В книге ведущего специалиста Государственного архива Российской Федерации, канд. ист. н. В.П. Наумова исследуется биография царевны Софьи (1657-1704), «опередившей свое время и вознесшейся на вершину власти в патриархальной стране, где публичная деятельность женщины была явлением новым и почти немыслимым...» (с. 7). Монография, написанная на основе неопубликованных архивных материалов (РГАДА) и опубликованных источников, состоит из предисловия, шести глав, послесловия и библиографии.

Автор подчеркивает, что в официальных документах о царевне Софье сообщается весьма кратко, поэтому для исследователей основное значение имеют дневники, мемуары, публицистические произведения, записки и донесения иностранных дипломатов. Ценные сведения о времени правления Софьи Алексеевны содержатся в мемуарно-публицистических сочинениях дипломата А.А. Матвеева, просветителя С.А. Медведева, дипломата и военного Б.И. Куракина, в «Дневнике» находившегося на русской службе шотландца Патрика Гордона, мемуарах сподвижника Петра I Франца Лефорта, «Записке о Московии» француза Фуа де ла Не-вилля, в донесениях в Копенгаген датского посла в России Гиль-дебранда фон Горна.

Царевна Софья была шестым ребенком в браке царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской. Она родилась 17 сентября 1657 г., а 4 октября в Успенском соборе Московского Кремля состоялось крещение новорожденной. По мнению автора, свои основные личные качества Софья унаследовала от родителей и деда по материнской линии. Дед царевны, Илья Данилович Ми-

лославский, характеризовался иностранцами как человек, готовый на все ради сохранения своего влияния. Царь Алексей Михайлович, согласно тем же характеристикам, был физически крепким мужчиной с блестящими природными дарованиями и миролюбивым характером, отличался особенной набожностью, обладал прекрасной памятью. Его супруга, Мария Ильинична, описывается как женщина скромная, трудолюбивая и благочестивая. Их дочь Софья превосходила своих сестер «интеллектом и энергией, отличалась от них жаждой знаний и потребностью в духовном развитии» (с. 19).

На двенадцатом году жизни Софья лишилась матери. В 1671 г. Алексей Михайлович женился вторично на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Их первенцем стал сводный брат Софьи Петр. В отечественной историографии господствует точка зрения С.М. Соловьева о неприязни между Софьей и мачехой, которая была старше падчерицы всего на пять лет. Но автор полагает, что отношения между ними не были напряженными, чему способствовали добродушный нрав и легкий характер Натальи Кирилловны, ее нежелание вступать в конфликты с родственниками. Более того, появление во дворце молодой образованной царицы должно было заметно улучшить положение царевен. Как писал С.М. Соловьев, это было «время, когда проникли во дворец новые обычаи и взгляды, когда двери в терема царевен растворились и заключенницы увидали свет Божий, когда более сильным из них представилась возможность пройти дальше за порог, расправить силы, поглядеть, почитать и послушать прежде невиданное, нечитанное и неслыханное, набраться новых мыслей, познакомиться с новыми чувствами» (цит. по: с. 25).

В 1676 г. Алексей Михайлович умирает, и царем становится его 14-летний слабый здоровьем сын Федор Алексеевич. Вскоре при московском дворе началась политическая борьба, ставшая прологом дворцового переворота Софьи Алексеевны 1682 г. Сильную придворную группировку составили Милославские. Они противостояли воспитателю Натальи Нарышкиной Артамону Матвееву и его сторонникам. В поддержку Матвеева выступил начальник Стрелецкого приказа князь Юрий Долгорукий. Вспыхнули два взаимосвязанных конфликта: большинства боярства с Матвеевым и Милославских с Нарышкиными.

27 апреля 1682 г. царь Федор внезапно скончался, не оставив наследников. Началось время «упорного противостояния придворных политических "партий ", ориентированных на две противоборствующие ветви царской семьи» (с. 39). Новым царем был избран девятилетний Петр Алексеевич. Однако Софья и ее сторонники хотели видеть на престоле ее родного брата Ивана. В течение 16 дней регентство при малолетнем Петре осуществляла его мать Наталья Кирилловна. Ее правление закончилось кровавым стрелецким бунтом, вспыхнувшим из-за недовольства рядового состава стрелецкого войска своим положением. Были жестоко убиты многие сторонники Нарышкиных, в том числе двое родных братьев вдовствующей царицы, казнены немецкие доктора, обвиненные в отравлении царя Федора. Стрельцы на полгода сделались хозяевами столицы. Основными подстрекателями к мятежу историки считают дядю царевны Софьи Ивана Михайловича Милославского, его сына Александра и племянника Петра Толстого.

Мнения историков о причастности Софьи Алексеевны к бунту 1682 г. разделились. М.В. Ломоносов, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие крупные историки были уверены в ее виновности. Противоположной точки зрения придерживались Н.Я. Аристов, В.И. Буганов и А.П. Богданов.

26 мая 1682 г. Земский собор обратился к царевичу Ивану Алексеевичу с просьбой утвердиться на престоле совместно с братом «для всенародного умирения» (цит. по: с. 67). 29 мая Софья была провозглашена регентшей при несовершеннолетних братьях -царях Иване и Петре Алексеевичах. Она приняла тройную формулу царских указов, в которых ее имя значилось наряду с именами братьев. Автор задается вопросом о том, был ли законодательный акт об установлении регентства Софьи Алексеевны официально утвержден и обнародован в мае 1682 г. В этом позволяет усомниться тот факт, что «важнейший документ государственного значения не имеет начала и открывается отточием, после которого следует отрывок первого предложения. Вероятно, публикация акта выполнена по черновику, не до конца оформленному тексту» (с. 69). К архивному подлиннику документа обращались только два историка - А.П. Богданов и А.С. Лавров. При сравнении подлинника XVII в. с публикацией выяснилось, что опубликованный текст был составлен из черновиков двух разных документов. Версия о том,

что акт об установлении регентства Софьи Алексеевны был утвержден в октябре-декабре 1682 г., представляется маловероятной. Автор считает более обоснованным мнение А.П. Богданова о составлении «Акта» не ранее 1687 г. Тем не менее «отсутствие официально утвержденных властных полномочий не мешало Софье исполнять обязанности регентши по праву единственного члена царской семьи, обладающего достаточными знаниями и способностями для выполнения этой нелегкой задачи» (с. 137).

В июне 1682 г. в Москве случился раскольничий бунт, порожденный надеждой на возрождение старой веры (среди стрельцов было много раскольников). Софье удалось подкупить стрельцов и подавить бунт. Главный мятежник Никита Пустосвят был казнен на Красной площади. Однако на этом смута не закончилась. Очередной мятеж был связан с притязаниями на власть князя Ивана Хованского. Но Софья смогла подавить и этот мятеж, Иван Хованский и его сын Андрей были казнены. Приговор был вынесен с нарушением всех норм судопроизводства, но он интересен тем, что это был первый царский указ, принятый Софьей вместе с царствующими братьями. Вслед за Хованскими были казнены стрельцы из их ближайшего окружения. Казни проходили в день 25-летия государыни Софьи Алексеевны, сделавшей себе «самый дорогой и желанный подарок - реальную власть» (с. 121).

В правление Софьи у ее фаворита князя Василия Васильевича Голицына, главы правительства, возникли планы реформ. Князь Голицын был горячим поклонником Запада, а его дом в Москве служил для приемов образованных иностранцев. Он уже проявил себя как реформатор в царствование Федора Алексеевича, в первую очередь при отмене местничества. В новую программу реформ входили создание регулярной армии по европейскому образцу, введение подушного налога, ликвидация некоторых государственных монополий в целях развития частного предпринимательства, широкое привлечение на русскую службу иностранных специалистов, обучение молодых дворян за границей, развитие образования в России, расширение дипломатических контактов с европейскими государствами, обеспечение большей веротерпимости при сохранении незыблемых позиций православной церкви в России. Голицыну и Софье не хватило времени для осуществления этих реформ. Однако, как отмечает автор, «все пункты этой программы полно-

стью соответствовали направлениям последующих преобразований Петра I» (с. 170).

При Софье Алексеевне были предприняты Крымские походы -свидетельство изменения соотношения сил в регионе. Улучшились отношения России с Данией и Швецией, были урегулированы русско-польские отношения. Расширились контакты с Европой: в начале августа 1682 г. подъячий Посольского приказа Дмитрий Симоновский был послан в Бранденбург, Голландию и Англию с «из-вестительными грамотами» о воцарении государей Ивана и Петра Алексеевичей.

В 1682-1689 гг. государственно-политическая обстановка была уникальной для русской истории: формально у власти находились два брата-царя, а фактически страной правила их сестра царевна Софья, причем ее власть не имела под собой никакой законодательной основы. Безусловно, в то время ни один из царствующих братьев не был способен осуществлять функции монарха. Однако юный Петр выделялся на фоне Ивана и удивлял современников своим ранним развитием. Именно Петр Алексеевич в 1689 г. заточит свою старшую сестру в Новодевичий монастырь. После кровавых событий 1682 г. между братом и сестрой установились сложные отношения. Матери и дядьям не составило труда настроить мальчика против Софьи. Сторонники Петра с самого начала регентства Софьи Алексеевны обвиняли ее в намерении погубить младшего брата. В результате попытка Софьи венчаться на царство в 1687 г. провалилась. Не помогли усилия еще одного ее фаворита -изобретательного главы Стрелецкого приказа Федора Шакловитого.

В 1689 г. Петр Алексеевич женился на боярской дочери Евдокии Лопухиной, стал совершеннолетним и получил все права на престол. Прямое столкновение с Софьей и ее сторонниками стало неизбежным. В одну из августовских ночей 1689 г. Петр, находившийся в селе Преображенском, был разбужен сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Молодой царь ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре в монастырь прибыли верные ему полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне, патриарх и даже несколько стрелецких полков. Оказавшаяся в изоляции Софья была заключена в Новодевичий монастырь, Ф. Шакловитый казнен, а В.В. Голицын приговорен к ссылке. Интересно, что не нашлось достаточных оснований для

обвинения главы правительства Софьи в антипетровском «заговоре» и приговора к смертной казни. В результате Голицын вместе с сыном были сосланы в Яренск. Около 800 участвовавших в бунте стрельцов были приговорены к смертной казни. Таким образом Софья лишилась всех своих сторонников.

Последние 14 лет жизни Софьи Алексеевны слабо освещены в источниках, поскольку она находилась в опале. В.П. Наумов утверждает, что место заточения Софьи было выбрано по ее собственному желанию. Бывшая государыня «всегда очень любила Новодевичий монастырь, куда в лучшие годы своей жизни часто являлась на богомолье» (с. 328). В монастыре она содержалась под охраной из-за того, что Петр продолжал опасаться ее интриг. Царь даже издал приказ не пускать к ней певчих, полагая, что в прежние времена его сестра выбирала себе возлюбленных из этой категории церковнослужителей. Автор объясняет эти страхи психологическими особенностями Петра I, «подверженного неконтролируемым колебаниям настроения» (с. 341).

В 1698 г. Софья была пострижена в монахини под именем Сусанна. В 1703 или 1704 г. монахиня Сусанна приняла великую схиму под именем Софья, «тем самым одержав моральную победу над Петром, которому не удалось искоренить ненавистное ему имя сестры» (с. 343). 3 июля 1704 г. схимница Софья скончалась. Одна из наиболее лаконичных характеристик царевны с негативным оттенком принадлежит перу ганноверского резидента Фридриха Христиана Вебера: «Софья была бы наделена всеми телесными достоинствами и совершенным умом, если бы не ее непомерные амбиции и ненасытное желание царствовать» (цит. по: с. 342).

В послесловии В.П. Наумов пишет, что царевна Софья как государственный деятель характеризовалась историками негативно еще в XVIII в., чему способствовала идеологическая пропаганда времен Петра Великого. В ХК-ХХ вв. позиции исследователей изменились: Софью уже не представляли как беспринципную и жестокую реакционерку, готовую на все ради достижения и сохранения власти. Более того, было признано, что она, «подобно брату, являлась прогрессивной государственной деятельницей прозападного образца» (с. 345).

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.